Я делаю мерч по потребности, смотрю на отклик у публики. Проблема в том, что производить в Казахстане можно только самую простую продукцию, то, что сложнее приходится заказывать в России или Китае. Это огромные временные затраты и дороже. Пока это хобби, которое, возможно, станет бизнес-проектом.
Наблюдаю и ориентируюсь на западных иллюстраторов. У нас нет как такового развития направления artstore. Я хочу сегодня этим заниматься. Есть сейчас в планах отпечатать пробную партию футболок и толстовок.
Я очень требовательна к себе, до того как выпускать одежду со своими рисунками, я должна ее как минимум полгода сама относить, чтобы проверить качество.
Мерч с авторскими принтами не так популярен у нас, потому что мало, кто работает на границе дизайна и иллюстрации, то что можно легко отпринтовать.
Также проблема в том, что художники не активны, есть талант, но нет инициативы его продвинуть, попробовать себя в чем-то новом. Они не знают, где применить свои способности, кому нужна эта профессия.
В ментальности еще присутствуют отголоски советского мышления, что должен кто-то прийти, заметить тебя, попросить что-то нарисовать и продвинуть. Так не работает, нужно быть активным, искать информацию, отслеживать тренды, знать, кем ты хочешь быть завтра.
Казахстан идет к созданию своих товаров. Многие начали производить что-то свое: ежедневники, кукол, аксессуары. Это только начало, думаю, дальше будет еще больше авторского продукта.