Простыми словами
О монетизации творчества и нежелании дружить с богатыми людьми
Художница Айгерим Карибаева (@art_aika) рассказала о самовыражении, вдохновении и artstore
Айгерим Карибаева

Художник, графический дизайнер, иллюстратор. Окончила Казахскую национальную академию искусств им. Т.К. Жургенова. В ее работах есть все, что может зацепить уже порядком искушенного визуала. Некоторая ирония над современностью соседствует с переосмыслением традиционных казахских мотивов, форм. Прослеживается и тяга к созданию картин с социальным подтекстом. Картины Айгерим колоритны, полны энергии, и, как сейчас бы сказали, "няшности". Ее очень любит Instagram, а она создает Artstore (интернет-магазин вещей с авторскими принтами). Это направление почти никто не развивает в Казахстане. О том, какого быть пионером в этом деле и о многом другом, она рассказала Kazpravda.kz.

О детстве
Я была хулиганкой, меня не любили учителя. Наверное, мама переживала за меня, не знала "что" из меня получится. Я была одним большим энергетическим комком, человеком, не нашедшим еще применение этой энергии, но я всегда рисовала. Это гены. Все родственники по материнской линии – творческие люди. Мой родной дядя – заслуженный деятель искусств Казахстана Досбол Касымов. Наверное, это было предопределено.
Об учебе
Уже к середине 11 класса я определилась с будущей профессией - я хотела дальше развиваться как художник. Встал вопрос о высшем образовании. Я очень хотела учится в Жургеновке. У нас не было ресурсов оплачивать мое обучение, поэтому мама поставила мне условие, что я поеду в Алматы, только в случае поступления на грант. Я усиленно готовилась, подключился мой дядя, который хоть и удаленно, но муштровал меня, говорил постоянно о том, как важно развивать те способности, которые были тебе даны. Он считает, что нереализованность тех задатков, которые у тебя есть, может привести к личной трагедии.
Об Алматы и конкуренции
Когда я попала в Алматы на учебу, у меня стал "работать мозг". Я поняла, это моя среда, у меня появились цели, планы и мечты. Я наполнилась творческой атмосферой. Уже в академии я до конца осознала, что хочу рисовать, что это мой путь и мое место. Появилась ясность, цельность. Хотя не скажу, что мне все давалось легко. Я была единственной, кто пришел после школы. Все остальные отучились в колледжах и имели больше навыков, опыта. Это только подстегнуло меня больше заниматься. У меня был азарт, ведь мне посчастливилось попасть в город, где так много возможностей. Поглощала информацию в больших количествах, не ждала 5-ого курса, чтобы начать работать. Уже со второго курса я иллюстрировала детский журнал "Шуша". Такое ощущение, что до 18-ти лет я копила энергию, чтобы начать ее тратить в Алматы.
О маме
Мама всегда была моим мотиватором. Ее слова всегда были для меня очень ценны. Некоторые фразы матери стали постулатами. Она всегда поддерживала меня, и самое важное, что мама верила в меня.
Об осознанности
Я только сейчас прихожу к глубокой осознанности: кто я. Я стала чувствовать свои ресурсы.
О материнстве
Материнство очень повлияло на мое творчество. Честно, рисунки на материнскую тематику скорее гормональные (смеется). Там нет композиции, намерения сделать что-то крутое, это все от эмоциональной переполненности. Особенно со вторым ребенком, когда я убаюкиваю дочку, у меня будто медитация.
Об Instagram
Первую мою страницу взломали. Той, которая есть сейчас, около полутора лет. Веду свою страницу по наитию, не слежу за статистикой. Наверное, блогерам это важно, мне нет. Если закроют эту соцсеть, я не перестану быть художником.

Именно в Instagram мои рисунки увидела Махаббат Садвакасова и предложила нарисовать для форума женского предпринимательства богиню Умай.
О первых продажах
Я нарисовала для форума UMAY Global Summit образ прародительницы, организаторам понравилось, потом мне предоставили бесплатно место на выставке-ярмарке. Я не понимала, что буду там выставлять. Советовалась с дядей, он довольно скептически отнесся к этой затее. У меня внутри все упало, но я подумала, что ничем не рискую и ничего не теряю. Решилась, распечатала за 2 дня постеры и открытки со своими работами. За несколько часов все продалось, хотя посетителей было не так много. С этого все началось. Когда люди поняли, что могут причастны к моему творчеству, более того, оно может "быть их", его можно приобрести, тогда возник активный интерес.
Умай
О "цитировании"
У меня есть "насмотренность", то есть я изучаю, конечно, работы других авторов, наполняюсь визуально, чувствую их код – эмоциональный и идейный, и мне хочется попробовать применить их инструментарий: пластику, линии. Я так учусь, можно сказать.
О комплексах
Я рисую на планшете. Конечно, я скучаю по холсту и краскам, но пока не могу это себе позволить. С детьми это было бы проблематично. Меня радует, что я мобильна, могу рисовать хоть лежа и в любом месте. Однако периодически меня терзают сомнения, граничащие с комплексом: "Может я недохудожник?Я, наверное, какой-то фейковый художник, потому что у меня есть на планшете функция Ctrl + Z. А у мастеров ее нет, они пишут картины".
О зависти со стороны других художников
Со стороны некоторых, тех кто знал меня раньше, есть зависть, в духе "чего это она вылезла". Новые молодые художники интересуются моими работами. Я понимаю, что, чем больше буду рисовать, тем больше буду раздражать коллег, которые считают, что все мои работы не живые, не настоящие. Хотя, допускаю, что это могут быть мои домыслы.
О мерче
Я делаю мерч по потребности, смотрю на отклик у публики. Проблема в том, что производить в Казахстане можно только самую простую продукцию, то, что сложнее приходится заказывать в России или Китае. Это огромные временные затраты и дороже. Пока это хобби, которое, возможно, станет бизнес-проектом.

Наблюдаю и ориентируюсь на западных иллюстраторов. У нас нет как такового развития направления artstore. Я хочу сегодня этим заниматься. Есть сейчас в планах отпечатать пробную партию футболок и толстовок.

Я очень требовательна к себе, до того как выпускать одежду со своими рисунками, я должна ее как минимум полгода сама относить, чтобы проверить качество.

Мерч с авторскими принтами не так популярен у нас, потому что мало, кто работает на границе дизайна и иллюстрации, то что можно легко отпринтовать.

Также проблема в том, что художники не активны, есть талант, но нет инициативы его продвинуть, попробовать себя в чем-то новом. Они не знают, где применить свои способности, кому нужна эта профессия.

В ментальности еще присутствуют отголоски советского мышления, что должен кто-то прийти, заметить тебя, попросить что-то нарисовать и продвинуть. Так не работает, нужно быть активным, искать информацию, отслеживать тренды, знать, кем ты хочешь быть завтра.

Казахстан идет к созданию своих товаров. Многие начали производить что-то свое: ежедневники, кукол, аксессуары. Это только начало, думаю, дальше будет еще больше авторского продукта.
О fast-art
Мое творчество для людей. Да, оно не классическое и не имеет музейной ценности, возможно, к нему можно употребить слово fast, в хорошем смысле, когда любой человек может получить его, получить к нему доступ, взять постер и повесить дома. Ему это будет по карману. Это современно.

Я не могу ориентироваться на то, как сегодня зарабатывают наши художники. Они должны дружить с очень богатыми и влиятельными людьми, в противном случае ты не станешь топовым. Молодым художникам нужно дружить и с кураторами, и с искусствоведами. Если твои работы понравились куратору, то он будет тебя продвигать.

Энди Уорхол говорил, что хочет быть подобием печатной машины. Его слова нашли отклик во мне.

О мечте
Хочу сделать выставку со своими работами на социальную тематику. Нужно выкроить время.

Записала: Айнур Самедова