Простыми словами
Доминируй, властвуй, унижай: как буллинг ломает психику казахстанских детей
Жанат Тукпиев
Издевательства над ребенком со стороны его сверстников явление не новое. Проблема поведения и эмоционального состояния школьников всегда были предметом особого внимания педагогов и родителей. Сегодня данная тема сохранила свою актуальность и даже приобрела особую остроту. О том насколько проблема насилия в школах актуальна для Казахстана корреспонденту Kazpravda.kz рассказали эксперты Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК.
Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – это агрессивное преследование со стороны другого ребенка или группы детей, которые не являются братьями и сестрами жертвы и не состоят с ним / ней в романтических отношениях. Для этой формы насилия характерны повторяющиеся действия, причиняющие физический, психологический или социальный вред. Травля часто происходит в школах, по пути в или из школы или в ходе мероприятий проводимых школой, а также в других местах совместного пребывания детей.
Впервые о термине "буллинг" заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии.
Согласно данным ЮНИСЕФ, 150 миллионов детей в мире свидетельствуют о том, что подвергались насилию со стороны сверстников в школе или вокруг нее. Все виды буллинга отрицательно влияют способность к обучению и успеваемость. Насилие в школе также приводит к тому, что у ребенка может пропасть желание учиться, и он начнет пропускать занятия.
Для Казахстана проблема насилия в школах тоже актуальна. Согласно результатам исследования, проведенного в 2012 году офисом Уполномоченного по правам человека и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), 66,2% детей сталкивались с насилием в школе или дискриминацией за последний год. Это означает, что 2 из 3 детей были либо свидетелями, либо жертвами, либо инициаторами насилия. При этом 40% детей сообщали, что были жертвами психологического насилия, 21,4% - жертвами физического насилия, а 15,5% подвергались дискриминации.
Кто становится инициатором и жертвой буллинга?
Буллинг отличается от других форм насилия тем, что он носит характер продолжающегося поведения, в отличие от единичных случаев насилия. Известно, что на поведение детей влияют эмоции, такие как гнев и агрессия, при этом некоторые дети неспособны контролировать свои эмоции, что может привести к насилию по отношению к другим.

Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь, свидетель.

В ЮНИСЕФ заявили, что объектом буллинга может оказаться любой ребенок, поэтому очень важно вовремя это заметить и отреагировать. Нет точных данных относительно факторов, которые подвергают детей увеличенному риску стать жертвами буллинга, но некоторые исследования выявили факторы риска совершения насилия.
Как бы стереотипно это не звучало, но было замечено, что если у ребенка проблемы дома, низкая привязанность к родителям, рискованное поведение, низкая академическая успеваемость или высокий уровень прогулов – все это увеличивает риск того, что ребенок будет совершать насилие над другими детьми.
Агрессор
Инициатор буллинга
Основными мотивы буллинга:
  • Импульсивный и готовый применить насилие для самоутверждения;
  • Демонстрирует грубость и отсутствие сострадания к жертве;
  • С трудом соблюдает правила;
  • Могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков;
  • Имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников;
  • Обладают высоким эмоциональным интеллектом;
  • Хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют другими.
ВАЖНО помнить, что зачастую границы между детьми, которые стали свидетелями, жертвами или совершающими насилие и дискриминацию в школе, размыты. Дети четко не подпадают только под одну из трех категорий. Например, дети, которые стали свидетелями насилия и дискриминации в школе, могут также быть жертвами такого насилия и совершать насильственные действия и дискриминацию. Помимо этого, дети, являющиеся жертвами насилия и дискриминации в школе, могут совершать насилие иногда в качестве самообороны, пытаясь защитить себя от других детей, которые причиняют им боль.
У детей, которые переживают насилие в семье, склонность к гневу (47,9%) и физической агрессии (39,5%) выше по сравнению с детьми, которые не сообщили о проблемах насилия в своих семьях (24,8% и 27,5% соответственно). Это показывает, что дети, растущие в семьях с насилием в семье – драками и руганью родителей, или дети, подвергающиеся психологическому и физическому насилию, чаще проявляют гнев и склонности к физической агрессии.
Жертва
Объект буллинга
  • Тревожный, социально незащищенный, молчаливый и сдержанный ребенок;
  • Пуглив, чувствителен, замкнут и застенчив;
  • Не уверен в себе, несчастен;
  • Склонен к депрессии и суицидальным мыслям;
  • Одинок, плохо находит общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми;
  • Может быть физически слабее своих ровесников;
  • Со страдающим самоуважением.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием: нервный тик, энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид; участившиеся случаи простудных и других заболеваний; беспокойство, тревожность, нарушения сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению, нежелание общаться; излишняя уступчивость или осторожность; плохая успеваемость.
Поводом для неприятия могут стать:
  • этническая или культурная принадлежность;
  • принадлежность к той или иной религиозной конфессии;
  • социальный статус;
  • успеваемость по учебе;
  • "немодные" увлечения и хобби;
  • видимые анатомические дефекты или другие физические отличия.



Виды буллинга:
Вербальный буллинг
Словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии.
Пример: один ребенок говорит другому ребенку: "Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама".
Физический буллинг
Физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Пример: с ребенка стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Социальный буллинг
Социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.
Кибербуллинг
Киберзапугивание заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты или сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка. С быстрым развитием онлайн платформ и увеличивающимся доступом детей к таким средствам общения важно обращать на кибербуллинг особое внимание.

Пример: кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: "Петя полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?!".
Стоит отметить, что некоторые дети являются жертвами одновременно нескольких форм насилия – например, ребенок может страдать от небрежного обращения дома, а также переживать травлю в школе.

Меры по предотвращению травли в школах
Для предотвращения буллинга усилия должны предпринимать все – родители, преподаватели и другой персонал школы, психологи и сами ученики. В мировой практике предприняты значительные усилия по противодействию буллингу и созданию здоровой психологической среды в школах. Важным направлением деятельности многих развитых стран является предупреждение школьного насилия. К примеру, в школах Дании проводится так называемый "парламентский день", когда дети могут, открыто говорить о существующих проблемах в школе и предлагать методы их решения. Эффективность и значимость антибуллинговых инициатив очень высоки. Доказано, что программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень буллинга до 25%.
Какие меры по борьбе со школьным насилием предпринимаются в казахстанских школах?
В 2013-2017 годах ЮНИСЕФ пилотировал программу профилактики насилия в школах, которая предполагает обучение персонала школы выявлению буллинга и закреплению желательного поведения всех учащихся.

Разработанная методика была апробирована в школах Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областях и показала эффективность. Теперь, при поддержке Национальной академии образования она будет внедряться в стандарты и компетенции системы образования.

Родителю
Бывают случаи, когда родителям приходится решать проблему собственными силами. В начале года Интернет взорвал пост в Facebook москвички Натальи Цымбаленко, которая откровенно написала о реалиях в современной школе, в которых детям приходится не только учиться, но и выживать. По словам женщины, ее сына регулярно травили одноклассники, а педагоги предпочитали не замечать происходящего у них на глазах беспредела. Не найдя помощи, женщина рассказала как ей удалось остановить травлю в школе, где учится ее сын.

Wiki
"Во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что "дети сами должны разобраться". Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра (ее сын), издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришел конец"
Наталья Цымбаленко
В итоге состоялся совет, на котором были представители школы, департамента образования и председатель управляющего совета. С зачинщиками конфликта встретился инспектор по делам несовершеннолетних, отдельно переговорив с каждым. Класс понял, что это всерьез, и окончательно отстал от сына и остальных. Женщина советует всем, кто столкнулся с подобными ситуациями, не бездействовать и разработала определенную схему действий, которая может быть применена и в казахстанских реалиях.
За считанные дни ее пост о том, как она победила буллинг в отношении своего сына, буквально взорвал русскоязычный интернет и собрал сотни перепостов: люди из России, Белоруссии, Прибалтики, Израиля, Канады, США выражали ей свою поддержку и благодарность, просили индивидуальных консультаций, делились собственными историями.
Графика: Наталья Цымбаленко/kp.ru
Здесь необходим комплексный подход: родителям важно спрашивать детей о том, как прошел день в школе и следить за тревожными признаками, чтобы вовремя отреагировать, в то же время, школьные психологи и педагоги должны предотвращать и реагировать на издевательства вовремя.
Учителю
Очень важно участие учителей в предотвращении буллинга в классах. В ЮНИСЕФ выделили следующие рекомендации учителям по профилактике насилия в школах:
1. Формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме "как надо", а не как "не надо" поступать.

2. Привлекайте учащихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к решению общих задач.

3. Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального, религиозного и др.), а также различных способностей, предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей.

4. Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки в адрес учащихся, имеющих особые образовательные потребности, мигрантов, детей с низким социально-экономическим статусом и др.

5. Не противопоставляйте ученика коллективу ни в положительном, ни в отрицательном ключе. В классе не должно быть "любимчиков" и тех, кого учитель явно недолюбливает.

6. Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств ученика перед всем классом. Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.

7. Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам учебного коллектива.

8. Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Давайте ученику характеристику его поступку и возможным последствиям, а не его личности.

9. Не призывайте весь класс к коллективной ответственности за какой-либо проступок отдельного ученика.

10. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно.

11. Не пренебрегайте жалобами учеников, даже если случай кажется незначительным. Недопустимо говорить в ответ на сообщение о насилии или жалобу на притеснение: "Хватит жаловаться!", "Учись сам за себя постоять!", "Сами разбирайтесь!".
В школах должен быть нулевой уровень терпимости ко всем формам насилия. Когда школьный персонал становится свидетелем или получает информацию о том, что учащийся вовлечен в акты насилия в школе или за ее пределами, он должен немедленно вмешаться и начать общение с ребенком, чтобы лучше разобраться в ситуации.

Важно, чтобы все действия школьного персонала по профилактике и реагированию на насилие регулировались специальными инструкциями нормативного характера и были обязательными к исполнению.



Истории о буллинге в казахстанских школах
Случай произошел в 2012 году. Мапрат, мать девочки, перебирая тетради и дневники дочери нашла письмо, которое стало для нее настоящим шоком. В послании, адресованном матери, девочка рассказывала, как над ней издеваются в школе. По словам школьницы в первый же день, как только она пришла на урок в новый класс, классный руководитель перед всем классом высмеяла ее и за "неправильное" произношение, и за прическу – не такую, как у других девочек, и за одежду. Чтобы избежать конфликтов девочка подстриглась, "как все" и сменила форму. Тяжелее было с произношением, поэтому она стала просто молчать. Однако насмешки и замечания не прекращались. Хуже того, "игру" с азартом подхватили одноклассники. Ученицу стали толкать, ставить ей подножки, а потом, чувствуя беззащитность и робость девочки, дошли уже и до открытых избиений. Наиболее усердствовали шестеро подростков – трое парней и три девочки. Как минимум один раз ее жестоко избили в классе, до потери сознания. Били руками и ногами, схватив за волосы, били головой о дверной косяк. Не прекратили, даже когда она упала. Учительница об этом узнала, но не заступилась, а лишь велела молчать и никому не жаловаться.

Узнав об этом, Мапрат обратилась и к школьному директору, и к учительнице, и в полицию с прокуратурой. В районном отделе образования, по словам матери, вначале также возмутились школьной дисциплиной и методами учительницы. В полиции и прокуратуре сразу возбудили уголовное дело по факту избиения школьницы. Но потом как таковых следов побоев у девочки обнаружить было уже невозможно, так как со времени жестоких избиений прошел не один месяц. Травля не прекратилась, но девочка научилась избегать преследований. Так что полиция дело приостановила за отсутствием улик. А потом и директор школы отказался признавать факт, что девочка стала жертвой школьной травли.

Разговаривала Мапрат и с родителями школьников, которые избивали дочь. Некоторые из них – ее родственники. Однако те тоже утверждали – нет доказательств, что наши дети участвовали в избиении, и точка.

В конце концов с 1 сентября 2013 года Мапрат перевела свою дочку в другую школу, за двадцать километров от дома. У девочки отношения и с одноклассниками, и с учителями сложились вполне нормальные. Однако здоровье ребенка ухудшилось.

Девочка дважды лежала в больнице. Обследование проводили в нескольких медучреждениях. Диагноз врачей подтвердил подозрение на травму головы, в результате которой у ребенка развилась эпилепсия."

В ЮКО в 2015 году в сарае своего дома повесилась на бельевой веревке 10-классница Гульзада. В предсмертной записке девочка обвинила в своей смерти одноклассницу.

Родные рассказывают, что девочка была круглой отличницей, хорошо училась и мечтала поступить в российский вуз.

По словам бабушки Гульзады, одноклассница по имени Венера часто дергала ее за фартук и банты, называла "аулбайской". Однажды она сделала фотографию внучки на телефон и пририсовывала ей рога, "превращала" в бегемота и ходила, показывая изображения всем мальчикам. Однажды Гульзада не выдержала, и они с Венерой подрались прямо на уроке. Обидчица расцарапала лицо девочке, а учительница немецкого вместо помощи выгнала внучку из класса.

В своей предсмертной записке девочка написала: "Папа и мама, простите меня. Я вас люблю, и мне тяжело с вами расставаться, но Венера довела меня до такого состояния. Папа, прошу, накажи ее".

Директор школы, тогда сообщила, что обвиненная погибшей девочкой в доведении до суицида 10-классница до сих пор ходит в школу. Лишь два школьных психолога получили строгие выговоры и уволена преподаватель иностранного языка, которая почему-то не сообщила о драке учениц на своем уроке".
Последствия буллинга во взрослом возрасте
Согласно исследованиям, насилие, пережитое в детстве, может привести к серьезным последствиям во взрослом возрасте. Дети, подвергающиеся насилию или травле, во взрослом возрасте могут испытывать психологические проблемы, и даже проблемы со здоровьем. Травля в школе может привести к низкой самооценке, постоянному ощущению тревоги, подавленности и беспомощности, а также к неспособности принимать решения.

В редких случаях взрослые буллеры осознают неприглядность своего поведения. Воспоминание о былых "подвигах" вызывает у них чувство стыда. Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же это не проходит для него бесследно: Неблагоприятное будущее, проблемы во взаимоотношениях и террор в семье лишь малая часть последствий от дурного поведения.

Кино и литература как способ преодоления буллинга

Подростки являются идеальным материалом для социальной драмы. Литературные произведения и фильмы о них получаются пронзительными и запоминающимися. Возможно, именно поэтому тема буллинга в кино и литературе остается одной из наиболее актуальных.
Если говорить о литературе, то на ум приходит роман "Повелитель мух" английского писателя, лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга.

Философская глубина и посылы Голдинга выходят далеко за рамки школьных разборок, да, действие формально происходит не в стенах учебного заведения, а "на природе", но по форме это те же отношения между подростками, приведшие к трагическому концу.

Соотечественница Голдинга Джоан Роулинг также поднимает тему травли. В "Гарри Поттере" описаны все самые распространенные случаи буллинга, и это не просто книга о мире магии, в ней подняты реальные проблемы, актуальные для подростков, а в героях каждый может узнать самого себя.


Так или иначе, вопросы травли поднимаются в повести Владимира Железникова "Чучело" и в одноименном фильме. "Чучело" самый советский фильм о буллинге. Предперестроечная картина Ролана Быкова, развенчала миф о советской школе как об обители равенства, братства и взаимной поддержки.
"Самое главное сегодня понять, что проблема детства и культуры – это проблема наших человеческих отношений"
Ролан Быков,
актер,режиссер
Большую работу по раскрытию этой темы проделали западные и российские кинематографисты.
Эмоции на грани истерики, множество вопросов, на которые нет ответов, как нет и ощущения времени, пространства и почвы под ногами. Несмотря на уровень развития и сознательности, ребенку приходится жить по правилам примитивных групп либо оставаться аутсайдером. А это чревато, ведь подростковая жестокость почти не знает границ. Именно такие вещи можно увидеть в работах Гаса Ван Сента, Валерии Гай Германики, Ильмара Раага, Ивана Твердовского, Брайана Де Пальма и других.
Ближе всего к казахстанскому зрителю – фильм "Уроки гармонии" Эмира Байгазина. Картина, получившая награды, восторг и одобрение у западной публике, с точностью до миллиметра передает все те реалии, которые существуют в казахстанских школах.
Хотя, многие критики отмечают, что этот фильм своего рода проекция морального упадка взрослого общества в масштабе детских отношений. В нем есть неимоверная жажда власти и наживы, есть "крыша", которая пинает нижестоящих, но которую, в свою очередь, пинают те, которых пинает своя "крыша".
"Я определенно не снимаю кино против "системы" или наоборот. Не хотелось бы, чтобы мои фильмы использовали те или иные силы. Я слушаю свое сердце и стараюсь быть искренним, в первую очередь с собой"
Эмир Байгазин
режиссер
Как видно вопросы травли поднимаются в большинстве подростковых фильмов: именно через выбор стороны юный человек впервые определяет себя и усваивает этику не из учебников, а из жизни. Просматривая фильм или прочтя книгу, ребенок может провести параллель с происходящим с ним в его классе, увидеть свою ситуацию и поделиться с родителями. А также, такой просмотр можно устроить и в классе и потом устроить анализ фильма.

Бороться с этим можно разными способами, но в данном случае самый действенный – показать обидчикам, как они выглядят со стороны.


Мифы о буллинге
К сожалению, мифы относительно травли распространены в нашем обществе. Часто приходится слышать, что от травли в школе страдают только слабохарактерные дети, или что ребенок часто ведет себя так, что провоцирует агрессию. Одно из других распространенных заблуждений – это то, что издевательства или психологическое давление в школе принято считать нормой, и только физическое насилие вызывает осуждение.

Со всеми этими заблуждениями необходимо бороться, при чем необходимо это делать комплексно – обучать учителей вовремя реагировать, объяснять родителям, как определить симптомы травли над ребенком, иметь квалифицированных психологов в каждой школе, формировать общество, которое не будет толерантно к насилию.

Вывод
Важно помнить, что нельзя закрывать глаза даже на малейшее проявление травли, ведь разобраться с ситуацией можно только общими усилиями и только, если вовремя обратить на нее внимание.