Закон и Порядок

Повышая доверие

​Реформы в органах внутренних дел уже прошли апробацию по отдельным направлениям как в регионах, так и на республиканском уровне. О том, что изменилось в системе правоохранительных органов, рассказывает генерал-лейтенант юстиции, ректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК Ергали Мерзадинов.

– Ергали Серикбаевич, Вы принимали активное участие в работе по модернизации полицейской службы, которая стартовала еще 2 года тому назад. В числе обсуждаемых нововведений – освобождение от несвойственных функций органов внутренних дел, при этом речь шла и о ведомственном образовании.

– Да, проектом обозначены функции, которые, по мнению авторов, являются непрофильными для органов внутренних дел. Прежде всего это передача охраны ряда объектов в конкурентную среду.

Кроме того, функции регистрационно-экзаменационной работы перешли в госкорпорацию «Правительство для граждан». И как результат – устранены имевшиеся административные барьеры, снизились корруп­ционные риски.

А еще МВД предлагается передать в компетенцию других гос­органов медицинское обеспечение осужденных и ряд функ­ций в сфере миграции. Поступало также, как вы говорите, и предложение от частных учебных заведений Министерству внутренних дел отказаться от ведомственного образования.

– И как Вы оцениваете это предложение, будучи ректором вуза?

– Я думаю, упразднение ведомственного образования МВД недопустимо. Для этого есть ряд причин.

Если исходить из трехзвенной модели уголовного процесса, то полицейский должен заниматься установлением лица, совершившего преступление, а также сбором фактических данных, указывающих на его виновность. Иными словами, современный полицейский должен обладать навыками оперативно-розыскной работы, в совершенстве знать современные методики расследования преступлений.

Кроме того, он должен пройти морально-психологическую подготовку, быть стрессо­устойчивым, обладать боевыми приемами самообороны, умело пользоваться огнестрельным оружием и специальными средствами. Подобный уровень подготовки могут дать только воен­ные и специальные учебные заведения.

Также нами внесено предложение по усилению научной деятельности. Сейчас ведомственная наука реализуется в нашей академии и автономно в учебных заведениях МВД. Работы последних носят узковедомственный характер и направлены на решение своих полицейских задач. В итоге, несмотря на проводимую нами координацию этой деятельности, мы не можем максимально использовать весь научный потенциал правоохранительного блока для решения глобальных, фундаментальных научных задач, стоящих перед всей системой.

В связи с этим предложено определить единого «заказчика» исследований в лице Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью. Его председателем является Генеральный прокурор, а членами – первые руководители всех правоохранительных органов. Это коррелируется с поручением Главы государства по усилению координирующей роли прокуратуры.

С другой стороны, не раз отмечалось отсутствие возможности привлекать к научно-образовательной деятельности видных ученых и опытных практиков с большим стажем. В настоящее время этому препятствуют существующие ограничения по предельному сроку пребывания на службе.

Так вот мы изучили опыт наших ближайших соседей, там практика иная. К примеру, в России, Узбекистане сотрудники по достижении соответствующего возраста не просто уходят из сис­темы, а идут в ведомственные вузы заниматься наукой и преподаванием, передают свой опыт и знания будущим поколениям. То есть продолжают приносить пользу.

Кадровое обеспечение органов от этого только выигрывает. Поэтому сейчас мы вынесли на обсуждение этот вопрос, предлагаем исключить ограничения по возрасту для научно-педагогических кадров.

– А в чем вообще, на Ваш взгляд, заключалась необходимость очередной реформы?

– Начнем с того, что это не первая модернизация системы МВД. Но это вполне закономерный процесс. Происходит поступательное государственное и общественное развитие.

Свое становление проходят и органы внутренних дел. Переход к работе в новых правовых реалиях требует от полицейских серьезной перестройки своей дея­тельности, подходов и принципов работы, совершенствования ее форм и методов.

Каждый этап модернизации отражает приоритетные для конкретного этапа задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Сегодня полиция стала важнейшим институтом правоохранительной системы. Вместе с тем в контексте создания правоохранительной системы, пользующейся высоким доверием у населения, предстоит большая и серьезная работа. Завоевать полное доверие общества – задача не из простых.

Глава государства не раз акцентировал внимание на этом вопросе, подчеркивая, что образ полиции как силового инст­румента государства должен постепенно уходить в прошлое. Она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их безопасности.

Именно поэтому нынешняя реформа по сути своей со­циально ориентированная программа, главная цель которой – повышение авторитета полиции в глазах общественного мнения.

– Какие шаги уже сделаны в этом направлении?

– Сейчас реализуется «Дорожная карта модернизации органов внутренних дел на 2019–2021 годы», которая предус­матривает совершенствование работы полицейской службы по девяти основным направлениям.

Если говорить конкретнее, то прежде всего серьезные изменения произошли в кадровой и организационной сферах. Оптимизирована штатная численность органов внутренних дел. Сокращено порядка 11% штатных единиц, упразднено 1 500 руководящих и управленческих должностей.

В этом плане Казахстан перенял лучшие мировые прак­тики. Мы были нацелены сформировать оптимальную и профессиональную структуру. И в итоге достигли стандарта количества полицейских на 100 тысяч населения, как в странах ОЭСР.

– Но еще ведь предложен и новый формат работы с населением?

– Да, это, как я уже говорил, приоритетный вектор реформ. К примеру, создано 252 фронт-офиса, проведены широкомасштабные акции «Приемные на дорогах». Более доступной стала работа полиции в социальных сетях.

В рамках антикоррупционной работы существенно возросла автоматизация предоставляемых органами внутренних дел услуг. Упразднено большинство стационарных постов «Рубеж» с сохранением лишь нескольких пунктов на государственной границе.

Серьезной модернизации подверглась и уголовно-исполнительная система. Повышена заработная плата сотрудников, оптимизирована структура РГП «Еңбек», расширены возможнос­ти трудовой занятости осуж­денных.

И наконец, путем выведения МЧС из состава МВД модернизированы органы гражданской защиты. Пересмотрена структура региональных оперативно-спасательных отрядов, а также система подготовки сотрудников гражданской защиты.

– Вместе с тем реформы предлагают развитие полиции на основе сервисной модели. Расскажите об этом подробнее.

– Создание сервисно ориентированной полиции – одна из важных задач реформы. Полиция отказалась от старой системы оценки ее деятельности, в основе которой была погоня за показателями. Сегодня главным критерием качества правоохранительных услуг является уровень доверия населения и удовлетворенности граждан, обратившихся за защитой своих прав. И это правильный подход.

Особая роль в этом вопросе отводится участковому инспектору полиции, который работает в тесном взаимодействии с населением. В этом специфика его работы.

Прежде всего повысится статус участкового инспектора, расширится его компетенция. Для удобства населения участковые и их помощники будут работать по принципу «полиция в шаговой доступности». Также будет внед­рен метод гибкого патрулирования, проведена цифровизация работы участковых.

Кроме того, административная полиция освобождена от несвойственных ей функций. Деятельность ведомства сконцентрирована на охране общест­венного порядка, дорожной безопаснос­ти и профилактике правонарушений.

Автор:
Кадиша Ныгмет
06:54, 26 Марта 2021
0
8054
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное