Фото предоставлено источником
Национальный музей Республики Казахстан открыл выставку "Великая степь: история и культура" 12 сентября 2019 года в Музее Анатолийских цивилизаций в городе Анкара Турецкой Республики. Выставка продлится с 12 сентября по 12 октября 2019 года в рамках проекта международной выставки "Шествие Золотого Человека по музеям мира", передает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу Нацмузея РК.
В торжественном мероприятии приняли участие директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Турецкой Республике Абзал Сапарбекович, генеральный директор музеев и памятников культуры Гокхан Язги, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов.
Цель выставки – ознакомление зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке был представлен "Золотой человек", который является символом Республики Казахстан.
Выступая на церемонии открытия, директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы отметил, что Казахстан интересует мировое сообщество своей кочевой цивилизацией и историей.
"В настоящее время в стране проводится большая работа в сфере культуры и искусства в рамках программ Первого Президента РК Н.А. Назарбаева "Рухани жаңғыру", "Семь граней Великой степи". Один из них – международный проект "Шествие Золотого Человека по музеям мира". В рамках этого проекта, реализуемого Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК, "Золотой человек", ставший символом независимости Казахстана, был представлен на выставках около двадцати стран Европы, Азии и других стран. Целью сегодняшней выставки, проводимой в городе Анкара, является ознакомление с историческим культурным наследием Казахстана, которая сложилась на территории Великой степи Евразии от эпохи раннего железного века до современности", – сказал он.
Также А. Мухамедиулы поблагодарил Министерство культуры Турции, Посольство Республики Казахстан в Турецкой Республике, Международную организацию ТЮРКСОЙ, которые оказали помощь в организации выставки.
В конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы у кургана Иссык, изучаемого известным археологом Кемалом Акышевым, произошла археологическая сенсация – были обнаружены останки сакского царя – "Золотого человека", ставшего символом Казахстана. Неоценимую находку, названную как "Казахский Тутанхамон", признанно считают "Новостью века". Крылатые золотые украшения в короне древнего степного правителя стали частью герба Республики Казахстан, а скульптура "Золотого человека" установлена на площади Независимости в городе Алматы.
Национальный музей Республики Казахстан объявил международный проект "Шествие Золотого Человека по музеям мира". В рамках масштабного мероприятия с большим успехом прошли выставки в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши и Южной Кореи, Узбекистана.
На выставке в музее Анатолийских цивилизаций выставлены уникальные головные уборы конусной формы, украшенные золотыми накладными и золотыми пластинами в виде стрел, снега, архара, лошадей и птицы (древний железный век, V-IV вв. до н. э.), погребенные вместе с этим юношей (по мнению археологов около 17-18 лет).
Саки (в переводе с персидского – "гигантские мужчины") – древние предки казахов. В произведениях греческих авторов их художественно охарактеризовали как азиатские скифы (слово saka происходит от слова "олень"), в других древних источниках – "летучие кони". В числе трех больших групп этих племен были сакско-тиграхауты ("шошечные борцы"), находящиеся в зоне захоронения Иссык-кургана, где был захоронен "Золотой человек". Среди курганов было найдено более четырех тысяч золотых изделий, содержащих детали, украшающие одежду, а также украшения и предметы быта. В результате исследования топографии предметов из могильника удалось создать новую форму сакского воина, представляемого на выставке.
Среди находок, найденных в Иссыкском кургане, один из древнейших письменных памятников – серебряная чаша с рунической надписью. Преобладание зооморфных образов, считающихся важной особенностью древнего степного искусства, также обозначается критериями мифологического мышления.
Драматизм этого сюжета объясняется как борьба добра и зла, начало света и темноты, создание новой жизни, символ вечного движения и вечной борьбы противоречий. В качестве наглядной модели такого противоречия можно увидеть экспонат из золота, представленного на выставке, в виде двойного Барса, который точно повторяет друг друга с наклейкой V-IV веков, выполненной в технике формования и тиснения.
По мере установления христианства и мусульманства "зверский стиль" постепенно теряет первоначальный смысл, выходящий из язычества. Однако декоративные изображения животных, потерявших первоначальное волшебное значение, использовались в ювелирных изделиях, миниатюрах, деревянных, каменных и костных колоритах, средневековых искусствах, таких как архитектура, в виде стилизованного орнамента. Эти процессы наглядно проявляются в ювелирных изделиях, обнаруженных в Сайрамском могильнике, датируемом XV веком.
На выставке также были представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).
На выставке было представлено 207 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан. Шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана, экспонаты представленные на выставке, – это небольшая часть произведений прежних безымянных мастеров, отражающих своеобразное наследие степной культуры Евразии.