Художники Нурай Медеуова, Арыстан Смагулов и Армат Бектас посвятили экспозицию 30-летию Независимости Республики Казахстан. Их творчество отражает три разных взгляда на пространство, цвет и сакральные смыслы казахской культуры в единстве понимания искусства как сути национального менталитета казахского народа.
Идейный вдохновитель и автор концепции галереи – Нурай Медеуова. Ее встреча с искусством состоялась еще в школьные годы: тогда она брала уроки рисования у Арыстана Смагулова. Он во многом содействовал формированию художественного мышления юной ученицы и как настоящий учитель учитывал ее предпочтения.
После окончания Эдинбургского университета Нурай Медеуова решила активно участвовать в художественной жизни Нур-Султана и познакомить как можно больше людей с современным изобразительным искусством. И в конце 2020 года была открыта галерея, которой Нурай дала яркое и запоминающееся название «Sal-Seri».
Сал и сері в Великой степи называли искусных музыкантов, рассказчиков, фокусников – степных менестрелей, способных собрать вокруг себя одаренную молодежь. Галерея знакомит публику с творчеством разных художников Казахстана – как молодых, так и состоявшихся, любители искусства же смогут найти здесь не только вдохновение, но и профессиональных наставников.
– Сал и сері – носители культурного кода Казахстана, степных народов в целом. О них знали на территории всей казахской степи и не только. Ақан сері, Біржан сал – эти прославленные имена знакомы всем и будут еще долго на слуху у следующих поколений. В галерее собираются современные сал и сері – поэты, музыканты, художники, гончары, мастера прикладного искусства. Им не всегда удается выступать на большой сцене, а здесь мы даем возможность для самовыражения. Также проводим учебные мастер-классы по живописи, гончарному делу для детей и взрослых, – рассказал Арыстан Смагулов.
Искусство – это просто, уверена Нурай Медеуова. Всегда интересно наблюдать, как постепенно, с каждым новым взмахом кисточки движения становятся увереннее, а взгляд – более вовлеченным в процесс.
– Цель этой выставки и галереи в целом – посмотреть на казахские искусство и традиции свежим взглядом. Мы совершенно разные художники, предпочитающие разные стили, но объединяет нас желание изучить историю, какие-то ее потерянные факты и показать пласт национальной культуры через искусство – один из самых понятных международных языков. Картина ведь всегда «говорит» с человеком, не важно – знает ли он казахский, был ли хоть раз в Казахстане. Он поймет и без слов, – отметает Нурай Медеуова.
Живописные работы самой художницы стилистически тяготеют к абстрактному экспрессионизму и отражают стремление прочувствовать дух казахской культуры, осмыслить историю своего народа современным образным языком.
На выставке представлены две работы Нурай – «Композиция 1» и «Композиция 2». Несмотря на нейтральные названия, они несут глубокую смысловую нагрузку – в них отражена человеческая боль. Фигуры людей, словно выставленных на обозрение, подсознательно уносят к тяжелым для страны 30-м годам прошлого столетия или к чудовищным печам Освенцима.
– Они написаны на интуитивном уровне. Это был тот период, когда я изучала джут в Казахстане, историю геноцида, тяжелые моменты в нашей истории. Проживая эти эмоции, хотела показать соединение трех поколений, которые жили в этот период, через боль, через темные цвета передать их страдания, – рассказала Нурай Медеуова.
Пейзажные и жанровые работы члена Союза художников РК Арыстана Смагулова – наоборот – наполнены воздухом казахской земли, энергией цвета и движения. В своем творчестве художник развивает реалистическую линию, следуя живописной традиции Абылхана Кастеева, основоположника профессионального казахского изобразительного искусства.
На картине Арыстана Смагулова «Сал-серілер» – пейзаж Заилийского Алатау, плавные линии снежных гор на горизонте, быстрые всадники и река с почти прозрачной водой, в которой отражается синее небо, возвышающееся над казахской степью.
Большинство работ в экспозиции принадлежат кисти казахстанского скульптора и живописца, члена Союза художников РК Армата Бектаса. Он автор многих картин и знаковых скульптурных произведений в столице и городах Казахстана. Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях не только нашей страны, но и США, Голландии, Франции, Италии, России.
Армат Бектас долго и настойчиво искал свой художественный язык, позволяющий выразить философию степной культуры. Отсюда – повышенный интерес художника к глубокой символичности тюркских тамба, рунической письменности, знаковости казахского орнамента.
Поиски привели к созданию обоснования смысловой наполненности и выразительной сдержанности линии, а главное – к формированию собственного стиля, названного «языком линий». Обретенный индивидуальный почерк позволил художнику перейти к философским обобщениям и считать, что «посредством своего языка можно передать и показать единство народа Казахстана, единство всех религий и национальностей, проживающих в нашей стране».
– Основа моей линии – цветок жизни, в котором заложена модель строения не только атомов и молекул, но и целой Вселенной. Он состоит из дуг, которые я привел к симметрии, основываясь на научных исследованиях. Мне удалось создать некую «духовную вертикаль», – объяснил Армат Бектас. – Философия линий не делит общество на нации и религии, это скорее духовное объединение. В моих работах представители каждой конфессии и этноса видят собственные символы. У глобализации, на мой взгляд, тоже должен быть свой визуальный образ – им могут стать мои линии. Хочу таким образом воссоздать в искусстве культ симметрии, идеологию целостности самого человека.
Представленные на выставке картины Армата Бектаса так и хочется потрогать. Кажется, при помощи осязания их можно лучше прочувствовать, впитать эти образы, в которых линии судьбы страны и народа сплетены из линий отдельных людей. Каждое полотно – это дверь в новый мир, отражающий вечность и путь номада, истину и духовность.