Онлайн-продажи и логистика С момента объявления пандемии и, соответственно, введения карантина в разных странах прошло уже больше года, а ведь в самом начале мало кто мог предположить, что данная ситуация затянется так надолго.
– Индустрия моды тоже ощутила на себе негативные последствия сложившейся ситуации, – отмечает Саят Досыбаев. – Аналитики прогнозируют, что наша отрасль оправится от последствия пандемии лишь к 2025 году. Мировые столицы моды, такие как Париж и Милан, страдают сегодня, пожалуй, больше всех. Но и мы тоже оказались далеко не в комфортных условиях, ведь у нас есть свой потребитель. Наша страна дважды в год проводит национальную Неделю моды, которая с момента своего основания получила международный статус, открыла новые имена, занявшие сегодня достойные места в мировом fashion-пространстве.
По словам специалиста, в пандемию ряд стран проводил модные показы в онлайн-формате. Попытки создания альтернативных модных событий предпринимались и некоторыми постсоветскими странами. Для виртуальной демонстрации одежды необходимо иметь хорошую платформу, где бы размещались все коллекции.
– У моды есть свой определенный цикл: показ коллекции, изучение байерского (покупательского. –
Авт.) сегмента и спроса, аннулирование тех моделей, к которым не был проявлен интерес байеров, доставка на фабрики, на сортировочный склад, отправка в онлайн-магазины, – рассказывает Саят Досыбаев. – У нас, к сожалению, отсутствуют соответствующие онлайн-магазины. Наши отечественные дизайнеры не имеют онлайн-платформы, посредством которой могли бы продавать свои коллекции.
Более того, как выяснилось, несовершенство логистической системы усугубляется дороговизной ее услуг. Все онлайн-магазины заключают контракты с определенными транспортными компаниями. Приличные скидки можно получить лишь при поставках, исчисляемых в тысячах единиц товара.
– Наши же дизайнеры не смогут заключить такой контракт даже на сотню поставок. Поэтому цена отправки товара за границу становится неподъемной, и это, соответственно, убивает на корню инициативу онлайн-продаж. Ведь все переплаты ложатся на плечи не получателя, а отправителя, то есть дизайнера, – продолжает Саят Досыбаев. – Такая же ситуация и в России, и в Украине. Для решения этих вопросов необходима консолидация дизайнеров, при которой можно говорить суммарно об общих больших объемах товара. Но придем ли мы к этому?
При этом модный эксперт отметил, что в пандемию крупные мировые бренды, ощутив на себе спад продаж, стабилизировали ситуацию путем привлечения к работе лучших профессионалов в сфере IT-технологий. Они трансформировали их сайты, сделав акцент на онлайн-покупки. Владельцы данных брендов потратили колоссальные средства, и все это впоследствии дало позитивные результаты.
Осознанное потребление
Еще до пандемии в обиход был введен термин «осознанное потребление». Но с наступлением карантинов и локдаунов по всему миру люди, как считает Саят Досыбаев, стали более рационально подходить к покупкам. Стихийный шопинг остался в прошлом. Люди обратились к своим «архивам», сундукам, надевая то, что давно не использовали.
Во всем мире выросли продажи свитшотов, спортивной одежды. Пандемия создала для нас комфортный дресс-код. В такой форме можно и мусор вынести, и в магазин сходить, и к друзьям ненадолго забежать, и с собакой погулять. Одежда стала выполнять свою основную функцию – покрывать тело, но не украшать.
– Лично у меня уже сформировалась стойкая привычка надевать маску, – признается модный эксперт. – В прошлом году в пик пандемии по всему миру ряд дизайнеров оживил свой бизнес именно благодаря маскам. Основное средство защиты от вируса стало предметом украшения лица, полноценным аксессуаром. Ряд мировых модных домов заработал на этом колоссальные деньги. Модники и шопоголики покупали маски от известных мировых брендов на любой вкус, цвет, размер, включая сменные фильтры.
Пережить кризис
По словам Саята Досыбаева, отечественные дизайнеры по-разному переживают кризис, связанный с пандемией. Некоторые ателье и дома моды закрылись. Люди остались без работы, продукция дизайнеров оказалась невостребованной и просто перестала продаваться.
– Всего этого следовало ожидать. Слабые звенья в кризисные времена выпадают, сильные – остаются на плаву. При этом я не могу сказать, что кто-то из наших дизайнеров, чье дело продолжает жить сегодня, находится в стадии экономического роста и ощущает себя уверенно, – продолжает специалист. – Пандемия дала возможность понять всем, что нужно быть исключительным профессионалом во всем. Сегодняшняя ситуация не терпит специалистов-однодневок. Выживают те, кто действительно работает, совершенствуется и представляет собой что-то. Одно время была мода на юристов, а позже внимания молодежи удостоилась профессия дизайнера. Но мы видим, что большинство и тех, и других остается не у дел. Нужно находить свое истинное призвание, тогда будет и востребованность.
Недавно Саят Досыбаев в рамках поддержки уже работающих дизайнеров, а также с целью популяризации профессии среди желающих открыл в Нур-Султане первое в стране фэшн-коворкинг-пространство.
– Перед тем как становиться дизайнером, нужно разбираться в материалах, стилях, направлениях, уметь кроить, держать ножницы, в конце концов, – говорит специалист. – В столичном коворкинг-центре можно будет всему этому обучиться, протестировать продажу своей одежды без необходимости создавать ателье, вкладывать в него бешеные деньги.
На сегодня Саяту Досыбаеву уже удалось провести Неделю моды в Таджикистане (TFW), в Душанбе. Благоприятная эпидемиологическая ситуация в стране позволила провести международное событие с участием дизайнеров из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, России, Украины и ОАЭ. Для Саята TFW – такое же детище, как Казахстанская и Азербайджанская недели моды.
– К сожалению, в Азербайджане ситуация с коронавирусом продолжает быть напряженной, поэтому модных событий там пока не предвидится. А вот Казахстанскую неделю моды мы запланировали на июнь, – информирует Саят Досыбаев. – Но все будет зависеть от постановлений главного санитарного врача Казахстана. Говорить о смене формата события, наверное, не приходится. Главная интрига будет заключаться в том, какие коллекции покажут наши дизайнеры, как они воспринимают сегодняшнее время, делают ли акцент на осознанном потреблении.
В Душанбе большинство дизайнеров делали ставку на этнику, обращались к архивным материалам, представляли одежду, которую можно смело носить не только на подиуме, но и в обычной жизни. Собственно, такая концепция была характерна для первых сезонов KFW, которая стартовала в Алматы в 2004 году.
При этом надо отметить, что этника в моде продолжает быть популярной и набирает обороты не столько на внутреннем рынке, сколько вызывает интерес у иностранных модников и байеров.
Тренды и стиль нации
Как отмечает эксперт моды, сегодня особый интерес у дизайнеров и модников, как и у большинства людей, вызывают натуральные и комфортные материалы. Это мягкий хлопок, трикотаж, согревающая шерсть зимой и охлаждающие материалы летом, ограниченное использование синтетики и полиэстера.
Сегодня весь мир ратует за комфорт, ведь просиживая больше года дома, мы поняли, какую ткань хотим ощущать на своем теле. Тем не менее специалист уверяет, что все вернется на круги своя. Одежда будет не только удобной, но и красивой. История знает множество кризисов, войн, после которых все восстанавливалось, и люди вновь начинали чувствовать вкус к жизни, отражающийся прежде всего в одежде.
– Непростой 2020 год сказался и на модной индустрии, а она, как искусство в целом, представляет собой важнейший пазл в культуре любой уважающей себя страны. Музыканты, артисты, дизайнеры формируют вкус у нации. Отсутствие грамотной речи у людей, игнорирование театров, чтения книг, красивой и интеллектуальной одежды ведут к деградации. Уверен, что государство должно поощрять и поддерживать в том числе и развитие fashion-сферы. Было бы здорово, если бы у нас наконец появился свой вуз, в котором можно обучаться маркетингу, менеджменту, аналитике в сфере моды, fashion-фотографии. В Италии и Франции мода – это национальный экономический кластер, из которого тоже формируется бюджет страны. Наличие в стране своих дизайнеров, недель моды, мировых имен делает ее современной, прогрессивной и динамичной. А мы, по-моему, к этому и стремимся, – заключил Саят Досыбаев.