Согласно информации Минфина, в 2020 году выявлено неэффективное расходование средств местными исполнительными органами на сумму 296 млрд тенге. По остальным органам государственного аудита, наоборот, наблюдается заметное снижение неэффективного использования средств. Снижение является результатом цифровизации аудита, переходом на камеральный контроль, принятия превентивных мер по недопущению и предотвращению фактов неэффективного использования средств.
Кроме того, Счетным комитетом были установлены факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, перечислены не по назначению. Однако в Минфине заверили, что все налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в Нацфонд за отчетный период, перечислены в полном объеме.
Перечисление финансовой компенсации по Карачаганакскому проекту по итогам арбитражных споров произведено на код «Другие неналоговые поступления в республиканский бюджет» в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом. При этом активы Национального фонда в течение 2020 года выросли на 744 млрд тенге, до 28,2 трлн тенге.
Счетный комитет заявил о снижении в 7 раз запланированных в прошлом году дополнительных поступлений (при плане в 1,5 трлн тенге).
Согласно пояснениям Минфина, в уточненном республиканском бюджете объем плановых дополнительных налоговых поступлений составил 476 млрд тенге, а не 1,5 трлн тенге. При этом, несмотря на действовавший в прошлом году мораторий на проверки и предоставленные налоговые послабления бизнесу, фактически обеспечено дополнительных поступлений на 710 млрд тенге. Таким образом, Минфин в условиях кризиса не только не допустил уменьшения объемов дополнительных поступлений, а напротив – в 1,5 раза перевыполнил утвержденный плановый объем доходов.
В докладе Счетного комитета указана проблема переплат в счет будущих платежей. По мнению Минфина, полностью исключить переплату на лицевых счетах невозможно. Так, переплата по КПН обусловлена уплатой законодательно предусмотренных ежемесячных авансовых платежей в течение года. Эта практика обеспечения равномерных поступлений соответствует международной, включая страны ОЭСР (США, Франция, Люксембург и др.).
При этом обязательство по ежемесячной уплате авансовых платежей есть только у крупных плательщиков КПН с доходами свыше 325 тыс. МРП. На остальных 90% плательщиков КПН такая норма не распространяется.
В целом снижение авансовых платежей в отчетном периоде на 28,5 млрд тенге (с 171,8 до 143,3 млрд тенге) является показателем уменьшения доходности компаний в кризисный период.
На 1 января 2021 года переплата по НДС (дебетовое сальдо) составила 1,6 трлн тенге. Практически вся эта сумма образовалась по приобретенным налогоплательщиками товарам и услугам, то есть без фактической уплаты налога в бюджет. И она может быть использована в счет возникших налоговых обязательств по уплате НДС.
Счетный комитет также указал на рост госдолга, отметив, что соотношение его к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией бюджетной политики ограничение в 27%.
В Минфине отметили, что указанный показатель 27% к ВВП являлся индикативным, установленным Правительством в докризисный период, и соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимит, установленный Договором о Евразийском экономическом союзе (50% к ВВП) и Национальным планом развития РК до 2025 года (50% к ВВП). В настоящее время концепция не актуальна, разрабатывается новый документ с учетом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики. При этом все долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне.