Туризм и путешествия

Не заросла б туристская тропа…

Туристическая отрасль оказалась одной из сфер предпринимательства, наиболее пострадавшей от карантинных ограничений, и ее восстановление потребует принятия безотлагательных мер, включая внесение поправок в законодательство и государственную финансовую поддержку.

Начальник управления по развитию туризма и внешних связей Олжас Шинтаев считает, что туристская активность в Шымкенте за последний год снизилась минимум на треть. Этим и объяс­нялась необходимость встречи предпринимателей, работающих в области туризма, с руководством города и уполномоченными органами, от решений которых зависит наполняемость гостиниц, открытие бизнес-залов, движение по туристическим маршрутам.

Площадка регионального филиала НПП «Атамекен» стала идеальным местом для встречи и диа­лога всех тех, кто заинтересован в развитии не только местного, но и казахстанского туризма. У туроператоров, владельцев баз отдыха и гостиниц, гидов и экскурсоводов накопилось немало вопросов, исчерпывающие ответы на которые позволили бы каждому предпринимателю решить, что делать дальше: менять ли сферу деятельности или все-таки рассчитывать на выправление ситуации в ближайшее время?

– Туризм практически замер, все было закрыто, но мы не прекращали работу над проектом на городище Чимкент, полагая, что это ключевой в городе ­объект для привлечения приезжих любителей древности, – отметил заместитель акима Шымкента Максут Исахов. – Первый этап проекта завершен в намеченные сроки. В конце прошлого года мы защитили мастер-план по развитию старого города и уверены в том, что вокруг цитадели на территории площадью в 85 гектаров появится туристская инфраструктура, способная стать «якорем» для привлечения турис­тов. Есть и другой грандиозный проект – «Наурыз начинается с Шымкента». Правда, пока в связи с пандемией его реализация откладывается, но работа над детализацией и совершенствованием продолжается.

Прежде чем выслушать предпринимателей, задействованных в сфере туризма, Максут Исахов рассказал о планах городских властей по господдержке отрас­ли. Туристическое значение Шымкента довольно велико: это крупный город с развитой социальной инфраструктурой, являю­щийся транспортным узлом, соединяющим Ташкент, Бишкек и северные регионы Казахстана. Его роль только усиливается проектом по строительству железнодорожного маршрута, который сделает ближе достопримечательности Туркестана и Ташкента.

Развитию туризма в Шымкенте способствуют многочисленные факторы: 300 солнечных дней в году, многообразие природно-климатических зон, удачное расположение на маршруте Великого шелкового пути вблизи древних городов, включая Туркестан, Тараз, Ташкент, Самарканд и другие.

Используя конкурентные ­преимущества, Шымкент может стать опорным туристским цент­ром для всего южного региона респуб­лики. Город может принимать потоки туристов, ориентировать их в турпродуктах и направлять далее по маршрутам, при этом одновременно используя и наращивая свой потенциал, предлагая услуги в самом мегаполисе. Здесь есть большие возможности для развития историко-культурного, экологического, делового, гастрономического, экстремального, медицинского и других видов туризма.

По мнению Максута Исахова, государство оказывает властям в регионах помощь в развитии туристической инфраструктуры и ожидает участия в этой работе местных бизнесменов. Дополнительные меры отраслевой поддержки предусмотрены и на законодательном уровне. Речь идет о возмещении до 10% от суммы инвестиций при строительстве, реконструкции и оснащении туристских объектов, а также о предоставлении преференций.

За каждого иностранного туриста предполагается субсидирование затрат туроператоров. Авиакомпаниям гарантируется возмещение 100% провозной платы за детей по внутренним авиамаршрутам. Четверть затрат вернет государство предпринимателю за строительство и содержание объектов придорожного сервиса. На такое же возмещение затрат могут претендовать тур­операторы и турагентства по приобретению транспортных средств туристского класса.

Конечно же, пандемия внесла свои негативные коррективы в развитие отрасли, поэтому основную ставку в создавшихся условиях признано целесообразным делать на развитие внутреннего туризма: разрабатывать новые туристские маршруты, практиковать тест-туры для гидов и тур­операторов из других регионов и так далее. Взялись и за инфраструктуру, за те же навигационные стелы, до которых в городе все никак не доходили руки.

– Основная и многолетняя проб­лема – отсутствие придорожного сервиса, притом что город транзитный, подъездных путей много, – прокомментировал ситуацию глава управления по развитию туризма и внешних связей Олжас Шинтаев. – На въезде в мегаполис и выездах в сторону Туркестана и со стороны Алматы будут установлены 4 санитарно-гигиени­ческих узла придорожного сервиса при участии национальной компании «КазАвтоЖол». Уже проведены конкурсы, и в следую­щем году планируется эти объекты открыть. Также совместно с управлением природных ресурсов определен инвестор, который займется установкой туалетов в 9 точках города: 3 разместятся на территории дендропарка, по одному у памятника Байдибек би, на Арбате и в Центральном парке. Готовим также площадки для остановки туристических автобусов.

Впрочем, предприниматели, работающие в туристской отрас­ли, считают, что только этого недостаточно. И в свою очередь озвучили актуальные проблемы отрасли.

– С 2015 года сегмент выездного туризма работает по «странным» правилам: проданные туры не отражаются ни в учете туроператора, ни в учете турагентств, – заметила представитель тур­агентства «Вокруг света» Алия Маметова. – Это произошло в связи с изменениями условий агентского договора из-за неточностей в профильном законе, которыми и воспользовались туроператоры.

Сегодня с их стороны сложилась практика заключения договоров, которые заранее сконструированы в стандартной форме присоединения, то есть турагент может только безоговорочно согласиться с условиями туроператора без права внесения в него каких-либо изменений и дополнений.

По словам Алии Маметовой, отсутствие четких финансовых взаимоотношений между туроператором и турагентом приводит к размытию ответственности по отношению к потребителю. Она полагает, что исправить ситуацию в состоянии разработка и внесение Типового агентского договора, который будет защищать интересы как туроператора, так и турагентства, и не позволит первому пользоваться своим доминирующим положением, вынуждая агентства подписывать не соответствующие закону договоры.

– Фактически деятельность турагента является агентской и должна регулироваться агентским договором, условия которого в Казахстане определены Гражданским кодексом, – полагает Алия Маметова. – Сегмент выездного туризма, согласно профильному Закону «О туристской деятельности в Республике Казахстан», должен работать по следующей схеме: туроператор формирует туристский продукт, который состоит из проживания, перелета, трансфера, страховки и туркода, вознаграждения тур­агентства. Турагент, продавая турпродукт, сформированный туроператором РК, должен получать вознаграждение от заказчика-туроператора. Ситуация с пандемией COVID-19 усугубила данную проблему, так как в соответствии с текущими договорами по услугам, не оказанным туристам, обязанность возврата денег легла на турагентов.

Турагентов беспокоит то обстоятельство, что внесение изменений и дополнений в Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан», который находится на рассмотрении Мажилиса Парламента, может в этой части обойти проблему, тем самым поставив жирный крест на развитии выездного туризма.

Не меньше проблем и у тех, кто ориентирован на развитие внутреннего туризма. Генеральный директор отеля «Канвас» Бахытжан Сагиндыков попросил разрешить деятельность конференц-залов в гостиницах.

Согласно постановлению главного санитарного врача Шымкента, с 1 марта 2021 года работа гостиниц и отелей проводится в обычном режиме, однако дея­тельность конференц-залов, согласно постановлению санврача, приостановлена. Тем самым наложен запрет на проведение конференций, деловых встреч и прочих мероприятий, которые всегда пользовались популярностью и служили для тех же отелей источником дохода.

Кроме того, гендиректор попросил дать разъяснения по поводу дальнейшей работы номеров в гостиницах и отелях, в которых останавливались постояльцы, у которых впоследствии диагностировали COVID-19.

– При подтверждении у клиентов гостиниц положительного ПЦР-теста специалисты департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг обязаны закрыть на 14-дневный карантин комнаты или целый блок комнат, в которых проживали инфицированные, – пояс­нил Бахытжан Сагиндыков. – В такой ситуации мы лишаемся заработка. Сейчас в Шымкенте все отели и гостиницы полнос­тью загружены, во многом это происходит благодаря тому, что в городе останавливаются вахтовики. Необходимо учесть, что администрация отелей и гостиниц на постоянной основе проводит санобработку каждой комнаты по санитарным нормам. Мы согласны на проведение дополнительной, пусть самой тщательной обработки, но какой смысл держать пустыми номера столь продолжительное время?!

Максут Исахов по итогам состо­явшегося разговора дал соответствующие поручения управлению туризма и внешних связей Шымкента, указав на необходимость проработать с Министерством культуры и спорта уточнение форм агентских договоров между туроператором и тур­агентом, согласно Гражданскому кодексу. В ближайшее время предполагается также обсудить с городским департаментом санитарно-эпидемиологического контроля возможность внесения изменений в постановление главного санитарного врача города в части разрешения деятельности конференц-залов при гостиницах и отелях. Обещают проработать алгоритм и оптимизировать сроки проведения дезинфекционных мероприятий при выявлении положительного ПЦР-теста у постояльцев гостиниц и отелей.

Решение всех этих проблемных вопросов важно, поскольку от этого зависит, как быстро туристская отрасль оправится от кризиса и начнет восстанавливаться.

Автор:
09:23, 11 Марта 2021
0
3315
Подписка
Скопировать код

Популярное