Туризм и путешествия

Белеет парус одинокий

Барьеры нормативного характера мешают развитию морского туризма в Мангистауской области.

Сегодня одна из ключевых проблем, связанных с эксплуа­тацией маломерных судов, скутеров, безмоторных катамаранов и резиновых лодок, заключается в невозможности беспрепятственного их выхода в море: существующие режимные ограничения, определенные Законом «О Государственной границе», в значительной степени сужают круг оказываемых предпринимателями услуг для желающих отдохнуть в акватории Каспия.

При этом тем же законом установлена возможность определения прибрежной полосы шириной не более двух морских миль (около 3,5 тыс. м), на которой может быть приостановлено действие режимных ограничений. И именно сейчас, до наступления периода навигации, вопрос определения перечня данных участков областной акимат совместно с предпринимателями и региональной пограничной службой пытается согласовать и закрепить документально.

Как поясняет депутат областного маслихата Дмитрий Клинчев, эти меры нужны для того, чтобы местные турфирмы могли организовывать по Каспию морские прогулки. Отпадет необходимость прохождения долгой процедуры оформления соответствующего пропуска для желающих выйти в море, чтобы порыбачить с резиновой лодки на удочку.

К слову, в действующих сейчас нормативно-правовых актах существует требование не только об обязательном оформлении пропуска на выход в море, но и на предмет наличия у всех пассажиров судов документов, удостоверяющих личность. А значит, турист, желающий прокатиться на моторке или катамаране, обязан иметь при себе еще и паспорт...

– Эти «нормы» сложились исторически и, возможно, в прежние времена имели определенные основания, но сегодня настало время, когда нужно идти дальше и для развития сферы туризма снимать устоявшиеся ограничения. Разумеется, предприниматели не говорят о полном снятии контроля над прибрежной зоной – на­оборот. Однако излишние бюрократические запреты нужно отменить, – считает депутат.

Конечно, порядок необходим. И представители региональной ассоциации туризма «Номад» на прошедшем в областном акимате совещании высказали предложения по созданию водной патрульной службы по типу дорожного патруля, а также по усилению ответственности владельцев маломерных судов, которые не соблюдают существующие правила судоходства.

По словам депутата Дмитрия Клинчева, с 2014 года для сокращения бюрократических процедур и расширения возможностей развития бизнеса в прибрежных зонах в адрес Премьер-министра, председателя КНБ республики и ряда заинтересованных министерств направлялись депутатские запросы о необходимости внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты.

– Некоторые изменения произошли лишь в 2019 году. Были внесены поправки в постановление Правительства, регламентирующее выдачу пропусков на выход в море, разработан и утвержден новый стандарт и регламент оказания этой государственной услуги, определен порядок подачи документов и получения пропус­ков посредством веб-портала электронного правительства, – отмечает депутат.

В настоящее время ведется доработка процедуры в целом, и к марту текущего года выдача пропусков на 100% будет переведена в электронный формат.

Как поясняет Дмитрий Клинчев, после того, как предлагаемый перечень прибрежных участков, на которых намечено приостановить действие режимных ограничений, будет утвержден, вопрос о получении пропуска на выход в море перестанет быть актуальным для 70% судовладельцев. Дело в том, что в основном владельцы катеров, скутеров и безмоторных катамаранов эксплуатируют их именно в прибрежной акватории моря и на базах отдыха.

За пределы «двухмильной зоны» уходят промысловики и некоторые крупные яхты, то есть нагрузка по выдаче пропусков на региональную пограничную службу будет также снижена.

На самом деле круг вопросов, связанных с развитием прибрежного морского туризма, довольно обширен. В их числе не только беспрепятственные выходы в море и получение пропусков, но и строительство причальных сооружений для маломерных судов, слипов для спуска лодок и скутеров на воду, а также возведение яхтенных марин для хранения плавательных средств на воде и укрытия их в штормовую погоду.

Так, наличие яхтенной марины позволит продлить период навигации для маломерного флота до восьми месяцев в году, а некоторые суда смогут находиться в море без подъема на сушу круглогодично.

– Пока в Актау действует единственная пристань в яхт-клубе «Бриз», и ее явно недостаточно. Яхтенной марины нет вообще. Портовые сооружения морского порта Актау являются не только режимными объектами, но и не предназначены для маломерного флота. Так что содержание и эксплуатация плавательных средств на территории региона являются большой и пока не решенной проблемой, – сетует депутат.

По мнению предпринимателей, в будущем пирсы и причальные сооружения необходимо будет построить не только в прибрежной зоне Актау, но и в районах, где сейчас уже ведется строительство гостиничных комплексов и баз отдыха.

Помимо финансовых затрат на строительство прибрежной инфраструктуры, существует нерешенный вопрос выделения застройщикам земельных участков из состава земель водного фонда. Данный «камень преткновения» также имеет давнюю историю.

– До прошлого года не был окончательно определен статус Каспия, в связи с чем существовала проблема выделения земель водного фонда. Но прошлогодний Саммит прикас­пийских государств расставил все точки над «i». Надеемся, вопрос выделения участков для развития морской прибрежной инфраструктуры в ближайшее время сдвинется с мертвой точки, – говорит Дмитрий Клинчев.

То, что существующие затруднения необходимо устранить для дальнейшего развития туризма, в акимате Мангистау­ской области понимают и обе­щают содействие. Заместитель акима региона Нурдаулет Килыбай не отрицает, что поднимаемые вопросы долгое время не находили своего решения, но учитывая принятую в мае 2019 года Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019–2025 годы, ситуация должна в корне измениться. Тем более что в Актау в 2020 году готовятся к открытию нескольких объектов, в числе которых гостинично-туристский комплекс Aktau Resort Hotel и два аквапарка, у которых имеются пирсы и прочие прибрежные сооружения.

– У нас позиция такая: акимат­ и другие госорганы обязаны помогать бизнесу. Где требуются решения на уровне Правительства, мы подготовим соответствующие проекты и будем обращаться к Премьер-министру и в соответствующие министерства. Задача – развивать туризм. Иначе зачем нам море? Сейчас развивается территория «Теплый пляж», и людям было бы удобно наряду с автомобильным и автобус­ным сообщением добираться до места и морским путем, – комментирует Нурдаулет Килыбай.

После завершения процедуры согласования с региональной пограничной службой и департаментом внутренних дел перечня участков, где целесообразно приостановление действия режимных ограничений, акимат области обещает направить бумаги в центральный офис КНБ для их утверждения. Депутат и предприниматели ждут решения существующих вопросов до начала предстоящего купального сезона.

Заместитель командира войсковой части 2018 Пограничной службы КНБ РК, подполковник Серик Бершбаев говорит, что для согласования перечня участков «двухмильной зоны» потребуется некоторое время. Предварительно решено, что побережье города Форт-Шевченко включено в нее не будет, так как там довольно часто происходят задержания нарушителей и браконьеров. В приорите Актау и близлежащие к городу территории с их природными достопримечательностями и базами отдыха.

– Прошлым летом в темное время суток мы были вынуж­дены соблюдать режимные мероприятия и принимать меры из-за нарушения государственной границы судами из сопредельных государств. Под различными предлогами к нам заходят браконьеры из Азербайджана. Буквально недавно на Фетисовском направлении задержали судно, при этом дело дошло до применения огнестрельного оружия. Понимаем, что нужно развивать туристическую отрасль и готовы пойти навстречу в рамках, оговоренных статьей 48 Закона «О государственной границе», – подчеркнул Серик Бершбаев.

К слову, ограничение выхода в море после заката солнца, по словам Дмитрия Клинчева, также не лучшим образом сказывается на развитии туризма.

– Значительные финансовые средства затрачены на подсветку «Скальной тропы», а посмотреть на эту красоту со стороны моря, находясь на прогулочном судне, туристы не могут, поскольку с наступ­лением темноты плавание запрещено, – отмечает депутат.

Увеличение количества и час­тоты морских прогулок требует соблюдения безопасности. Поэтому в регионе необходимо укреплять материально-техническую базу спасательной службы и водного транспортного контроля, а также правоохранительных структур, стоящих на страже биоресурсов Каспийского моря, в том числе посредством дронов, систем видеонаблюдения и других современных технологий, позволяющих контролировать прибрежную зону.

Кроме того, не первый год откладывается вопрос строительства спасательной станции в Актау и увеличения штата ее сотрудников.

Также важно учитывать, что предлагаемый коридор для туристических целей, возможно, затронет существующие промысловые участки. В связи с этим специалисты территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Мангистауской области предлагают вывести участки промыслового рыболовства из рекреационной зоны.

В данной ситуации предпринимателям и туристам остается надеяться, что упрощением существующих ограничительных процедур компетентные органы займутся без волокиты и с учетом актуальных потребностей.

Автор:
Элина Зироян
11:47, 5 Февраля 2020
0
6097
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров