Славные имена Великой степи

Виртуозная Дина

В национальной музыкальной культуре нет легендарнее женщины, чем кюйши Дина Нурпеисова. Любимая ученица Курмангазы, которую при жизни весь Советский Союз называл «Джамбулом домбры», до последнего дня не расставалась с ней. По словам очевидцев, уходя из жизни, она попросила поднести ей инструмент и, наигрывая любимый кюй своего учителя «Кайран шешем», ушла в мир иной.

Девочка-домбристка

В биографии великой Дины указывается, что младшая дочь скотника-бедняка Кенже и его супруги Жанихи с раннего возраста поражала окружающих своим музыкальным талантом. Старшие 2 сестры очень хорошо пели, и отец просил Дину наигрывать им на домбре.

Рассказывается, что отец Дины был человеком исполинского рос­та и немереной физической силы, был известным борцом и неплохо играл на домбре. Мама тоже была музыкально одаренной женщиной, очень хорошо пела. Поэтому родители не препятствовали увлечению дочери домброй. Отец стал ее первым учителем, брал ее с собой пасти скот и в перерывах учил дочь держать инструмент, извлекать правильно звук. Вечерами в юрте отец также исполнял кюи на домбре, девочки пристраи­вались рядом, старшие пели, а Дина с замиранием слушала, в темноте ее глаза горели огнем.

Дина была любимой дочерью Кенже, своими внешними данными также пошла в отца – высокая, крепкая и неимоверно сильная. Сохранились воспоминания, что с юности Дина могла обуздать скануна, очень хорошо боролась, укладывая на лопатки мальчишек и постарше. К 9 годам маленькая Дина уже выучила все, что играл на домбре отец.

Она отлично исполняла кюи Даулеткерея, Курмангазы, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана и других известных кюйши, за что ее прозвали девочкой-домбристкой. Ее игру слушали с интересом все друзья отца, односельчане, и весть о ней стала распространяться далеко за пределами родного села Бекетай кум ныне Жангалинского района Западно-Казахстанской области.

В 1870 году происходит знаменательное событие в жизни 9-летней Дины. В аул, где проживала ее семья, приезжает сам Курмангазы. Прослушав игру Дины, он похвалил ее:

– Ты одаренный ребенок, тебя отметил Всевышний. Ты станешь великим музыкантом и будешь приносить радость людям, которые будут слушать тебя. Я тебя благословляю.

Кюйши соглашается стать учителем девочки и просит у отца разрешения брать Дину на сос­тязания известных домбристов в разные аулы. В течение последую­щих 9 лет, то есть до 18-летнего возраста, Дина часто встречается с Курмангазы, нередко сопровож­дает его в поездках, становится свидетелем выступлений мастера и его соратников по искусству.

Дина вспоминала впоследствии о годах рядом с Курмангазы как о самых счастливых в ее жизни, радостных, наполненных музыкальными событиями, оставившими глубокие и светлые впечатления. Свою первую встречу с учителем в интервью газете «Социалистический Казахстан» в 1938 году она описывала так:

«Его голос звенел молодо, домбра под его опытными руками звучала ярко. Я была поражена силой и страстностью исполнения. На празднике состязались в умении петь и играть. Я боялась принять участие в состязании, но меня уговорили, и я сыграла один из кюев Курмангазы. Он внимательно слушал меня, и после мне передавали его похвалы.

Так началась моя дружба с великим Учителем. 11 лет длилась она. И каждая встреча обогащала меня. Каждый раз я училась чему-нибудь новому у великолепного мастера домбры. Он любил слушать мою игру и не раз называл меня своей лучшей ученицей. Каждое указание, сделанное им, было для меня законом. Седой, но бодрый старик... учил любить свой народ и прислушиваться к нему».

Курмангазы стал для Дины дейст­вительно большим Учителем, открыв перед маленькой девочкой мир большого и вдохновенного искусства, научил творческому отношению к жизни и воспитал в ней художника-музыканта.

В 19 лет Дина вышла замуж за парня Нурпеиса. Есть свидетельства, что Курмангазы приехал поздравить молодоженов и дал наставление молодому мужу:

– Нурпеис, если ты действительно любишь свою жену, то не заставишь ее страдать. Вырвать из ее рук домбру – значит заставить замолчать птицу. Она не переживет запрета, погибнет. А если ты позволишь ей радовать людей своей музыкой, станет тебе доброй женой и другом.

В счастливом браке Дина с Нурпеисом прожили 5 лет, родились у них двое детей. Дина ждала третьего, когда случилось непоправимое: умер глава молодой семьи. Вслед за Нурпеисом скончался и отец Дины Кенже. По степному закону Дина вышла замуж за брата покойного супруга – Нуралы. В этом союзе родились 10 детей, но большинство из них умерли в младенчестве.

«Жамбыл домбры»

Курмангазы говорил, что если можно было бы соединить левую руку Дины с его правой, то в мире не было бы равного им домбрис­та. Дина до глубокой старости сохранила гибкость необычайно длинных пальцев, позволяющих брать аккорды, недоступные другим музыкантам.

С благословения учителя она начинает сочинять свои кюи, вводя свою уникальную технику игры, свою домбровую школу, свой оригинальный творческий почерк. Исследователи народной музыки отмечают, что исполнительская манера Дины отличается яркой самобытностью, используемые ею приемы исключительно сложны и своеобразны.

Многие домбристы, ученики Дины, отмечают трудность, а порой невозможность повторить, тем более нотно зафиксировать почти неуловимые движения и ее правой руки. Академик Ахмет Жубанов писал: «Исполнительские приемы Дины были уникальными, не встречавшимися ни у одного из последователей Курмангазы, Даулеткерея и многих других народных композиторов. Талантливая домбристка создала свою собственную исполнительскую школу. Если у большинства народных композиторов-исполнителей, исключая Курмангазы, во многих случаях штрихи правой руки оставались с начала до конца кюя неизменными, то у Дины они менялись много раз, придавая тем самым произведению большую гибкость и разнооб­разие в изложении «многоцветности» музыкальных картин».

Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки, в том числе кюи «Бұлбұл», «Көгентүп», «Байжұма», «Жігер», «16 жыл», «Әсем қоңыр», «Той бас­тар», «Наказ матери», «Сауыншы», «8 Марта» и другие.

Академик Ахмет Жубанов стал тем человеком, который открыл миру великую Дину. В 1937 году Дину вместе с детьми по его поручению отыскал в селе Козлово Марфинского района Астраханской области и увез в Алма-Ату домбрист Смагул Кошекбаев. ­Домбристка очень волновалась, покидая родной аул. Прощаясь, сказала: «Не ради себя еду, а чтобы обрадовать аруах Курмангазы, собралась я в этот далекий путь».

Уже осенью она добилась первого успеха на Втором республиканском слете народных талантов. Здесь она мастерски исполнила свой кюй «Бұлбұл», а также произведения Курмангазы «Төремұрат» и «Қайран шешем». Жюри единогласно присудило ей 1-е место. В том же году она была принята на работу в Казахскую филармонию, и ей присвоено звание «Заслуженный деятель искусства».

В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, в котором участвовали 2 тыс. человек. Во второй тур прошли около 200 участников, а на третий – всего 53 человека. В итоге 1-е место завоевали сразу 9 исполнителей, и среди них – Дина Нурпеисова.

Известный музыковед В. Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. Высокое мастерство игры на казахской домбре показала Дина Нурпеисова – этот «Джамбул домбры».

Надо сказать, что личное знакомство Жамбыла Жабаева и Дины состоялось в 1937-м и переросло в творческую дружбу.

В 1944 году в Ташкенте прошла Третья Декада музыки республик Средней Азии и Казахстана. На праздник искусства приезжает и Дина Нурпеисова, ей 83 года.

Вот как описывает А. Островский концертное выступление великой домбристки: «Ничто из показанного в дни декады блестящего созвездья народных талантов не может идти в сравнение с искусством 80-летней домбристки из Казахстана, замечательной ученицы Курмангазы. Воздействие импровизации неотразимо, завораживающе. Виртуозное мастерство, достигнутое ею на домбре, фантастично. Какие только приемы не применяет эта чудесная исполнительница, какие только тембры не извлекает она из старинного инструмента!

Домбра не прижата к телу, а взлетает вместе с руками, вздрагивает одновременно с переборами изумительных пальцев. Большой зал Ташкентского оперного театра был заполнен звуками столь, казалось бы, интимного инструмента: вот сила изумительного дарования Дины, проникающего в самые тайники домбры и заставившего звучать с такой выразительностью». В том же году ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.

Родные внучки Дины Нурпеисовой, проживавшие с ней в Алматы, вспоминали, что бабушка до последних дней оставалась женщиной сильной и волевой. В 92 года, стоя перед зеркалом, сама, никому не доверяя, повязывала один платок на другой.

Еще рассказывалось современниками кюйши, что струны для своей домбры Дина делала сама из верб­люжьих и бараньих кишок, многочасовая игра так давалась ей легче и звук получался особым.

Ушла из жизни великая Дина Нурпеисова в возрасте 94 лет 31 января 1955 года в Алматы.

Гордимся, помним, чтим

В Западно-Казахстанской облас­ти, колыбели Дины, имя ее почитаемо особо. Западноказахстанцы по праву гордятся, что эта земля родила великих поэтов, композиторов, музыкантов, кюйши, прославивших свою Родину.

В родном Жангалинском районе в 1991 году, к 130-летнему юбилею, открыли Музей истории искусств имени Дины Нурпеисовой. Здание музея было построено как район­ный Дом пионеров в 1972 году, после здесь размещалась детская библиотека. В 2008-м музей стал филиалом Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Сегодня он состоит из 3 залов, в нем хранятся ценные экспонаты, в числе которых копия камзола Дины Нурпеисовой.

По словам экскурсовода Сымбат Рыскалиевой, в зале искусств соб­раны экспонаты, повествующие о жизни и творческом пути не только самой Дины, но и других кюйши-композиторов, которые родились в Жангалинском районе. Это Курмангазы, Сейтек, Окап, Кали, а также Т. Шамелов и Ш. Кажыгалиев и многие другие. Можно увидеть их личные вещи, музыкальные инструменты, фотографии. В фонде музея около 1 500 экспонатов и свыше 700 копий фотографий, документов, карт, народных музыкальных инструментов.

Ежегодно музей посещают сот­ни ценителей и почитателей народного искусства со всех уголков облас­ти, нередки и гости издалека, приехавшие поближе познакомиться с наследием Дины. Постоянные посетители музея – пациенты межрайонного реабилитационного центра, расположенного в Жангале. Люди сюда съезжаются со всей области и всегда спешат посетить музей, приобщиться к истории национальной музыки.

– Большие торжества были проведены в год 150-летия Дины, когда в районе прошел республиканский конкурс исполнителей народной музыки в честь легендарной землячки. Музей посетили прямые потомки Дины Нурпеисовой: внучки Балжан – дочь сына Журымбая, Багила – дочь Коныр, Улмекен - дочь Бактылы, известнейшие деятели культуры Казахстана, искусствоведы, исследователи творчества Дины Нурпеисовой.

В районе тогда организовали масштабную экспедицию «Дина әженің ізімен», в числе членов которой были и музейные работники, посетившие все памятные места проживания великой домб­ристки. Завершилась экспедиция на могиле кюйши в Алматы, где почтили ее память. Эти торжества оставили неизгладимый след и в истории района, и в истории музея, – говорила экскурсовод.

Музей – центр духовной жизни района. Вся воспитательная работа школ связана с ним, нередко проводятся классные часы, памятные встречи, приезжают регулярно с экскурсиями школьники из сельских округов.

– Наши постоянные помощники – учащиеся районной детской музыкальной школы имени Кали Жантлеуова, где традиционно сильные классы домбры. Не раз слышала от профессиональных музыкантов и наших высоких гос­тей, что Жангалинский и соседний Бокейординский районы, расположенные в песках Нарынкум, обладают космической энергетикой, не поддающейся объяснению. Не случайно, наверное, здесь родилась целая плеяда музыкантов, прославивших казахское музыкальное искусство: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шыгайулы, Мамен Ергалиулы, Дина Нурпеисова, Кали Жантлеуов, Туякберды Шамелов. Абиш Кекилбаев, приезжавший в район на открытие мемориала кюйши Мамену Ергалиулы, назвал Жангалу столицей казахского кюя. Для нас очень ценно это звание. Мы гордимся нашими прославленными земляками и стараемся донести до сегодняшнего поколения масштаб их личности, вклад в национальную культуру и музыкальную сок­ровищницу страны, – отмечает Сымбат Рыскалиева.

Для студентки отделения народных инструментов музыкального колледжа им. Курмангазы Аружан Нуржанкызы Дина Нурпеисова – эталон в музыкальном мастерстве. Девушка из семьи профессиональных музыкантов, с 7 лет играет на домбре, с которой связывает свое будущее. Она говорит, что ее сердце желает жить народной музыкой. И творческое наследие Дины в этом плане – ее университеты.

Неоднократно Аружан участвовала в областных и респуб­ликанских конкурсах, серьезно занимает­ся изучением истории музыки, истории Казахстана. Девушка, немного смущаясь, делится своей мечтой и целью в профессио­нальном плане – стать третьей Диной Нурпеисовой на национальном музыкальном олимпе после Айгуль Кенбаевой. 4 года назад завоевала 2-е место в большом областном конкурсе, посвященном 155-летию Дины Нурпеисовой с кюями «8 Марта», «Байжума».

– Самое любимое произведение из кюев Дины – «Кара каска ат». Часто его исполняю в кругу семьи и друзей. Известно, что отец Дины подарил ей скакуна-красавца, победителя многих скачек, когда отдавал ее замуж. И это могучее животное было для Дины родным существом, она его никому не отдавала, хотя желаю­щих купить рекордсмена было много, – рассказала студентка. – В этот кюй Дина-аже вложила всю свою грусть по отчему крову, тоску по родным людям, родной земле. Мне это произведение близко по звучанию и духу. И меня восхищает композиторский гений Дины Нурпеисовой. У нее свой стиль, своя техника, своя школа игры. Произведения полны мысли и глубины, и исполнителю важно понять авторский замысел.

Аружан исполняет многие кюи Дины. И знает историю каждого произведения, признаваясь, что во время исполнения музыка диктует ей образы, она вместе с композитором проживает все музыкальные картины.

Аружан играет в оркестре музколледжа, а также в фольклорном ансамбле «Едiл – Жайык». Владеет, помимо домбры, еще рядом музыкальных инструментов, прекрасно поет, читает много специальной литературы.

– Сердце – главный инструмент музыканта. Исполнительское счастье домбриста в том, чтобы прочувствовать произведение, понять его и вместе с техникой игры, переданной нам великими композиторами и кюйши, овладеть и душой кюя. Поняла, что каждый музыкант к этому приходит по-свое­му. Наши преподаватели говорят, что в народную музыку приходят по велению сердца и только многочасовые и ежедневные занятия с инструментом делают из студентов профессионалов.

– Меня спрашивают: будет ли актуальна народная музыка в будущем, насколько востребована моя профессия, стоит ли так много времени тратить на кюи и терме? Наверное, действительно в нашу профессию приходят исключительно по велению души, чтобы десятилетия посвятить изучению музыки и народного искусства. Мой ответ прост: классика вечна, и именно знание народной музыки, основанной на национальной истории, формирует нас как нацию, как граждан своей страны, истинных патриотов, – говорит юная последовательница великой Дины, беря в руки домбру и исполняя любимый кюй народного композитора «Кара каска ат».

Музыка Дины Нурпеисовой живет в благодарных потомках и сегодня. Имя ее увековечено в названии оркестра народных инструментов из Атырау. В 2000 году в Атырау на площади перед Музыкальной академией им. Дины Нурпеисовой установлен бронзовый памятник великой домбристке.

В 2011 году в районном центре Жангала, на малой родине композитора, также установили памятник Нурпеисовой. На торжественном открытии присутствовали ее потомки, среди которых была внучка Дины-кюйши – 87-летняя Улмекен-аже.

В Уральске имя Дины Нурпеисовой носит детская музыкальная школа № 1, одна из центральных улиц областного центра также названа ее именем.

В 2016 году в Уральске установлен памятник Курмангазы и Дине: великий кюйши и его легендарная ученица запечатлены в скульптурной композиции, украшающей проспект имени Нурсултана Назарбаева напротив ЗКГУ им. Махамбета Утемисова.

Автор:
Жанат Токтарова
10:51, 6 Марта 2020
0
7970
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров