Славные имена Великой степи

Қыр баласы – Сын степей

Интерес к личности Алихана Букейханова – лидера партии «Алаш» и председателя Алашской автономии – не угасает. Еще много страниц из его биографии нуждаются в дальнейшем кропотливом исследовании, особенно публикации Букейханова в периодической печати.

Потомок Чингисхана

– Многочисленные векторы дея­тельности Алихана Букейханова свидетельствуют о многогранном таланте и самоотверженном труде этого человека, – говорит Сауле Удербаева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана КазНУ им. аль-Фараби.

По ее словам, знатное происхождение сыграло свою роль в становлении и формировании взглядов Алихана Букейханова, поскольку он принадлежал к потомкам высшего слоя казахского общества, называемого «ақ сүйек» – «белая кость». Сюда входили ханы, султаны, которые вели свое происхождение от чингизидов и относились к особому роду «төре».

– Алихан – потомок Чингисхана в 23-м поколении. Его родители – отец Нурмухаммед и мать Бегим-ханым – были просвещенными людьми, – продолжает Сауле Удербаева. – Прадедом Алихана был Букей, сын известного в степи султана Барака. У Букея было девять сыновей. Среди них султан Батыр, у которого, в свою очередь, было два сына – Рустем и Мырзатай. Мырзатай был отцом Нурмухаммеда. Рустем и Мырзатай приняли участие в восстании Кенесары Касымова.

Алихан Букейханов родился в 1870 году в одном из аулов Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Начальное образование получил в Каркаралинске, затем для продолжения обучения в 1886 году отправился в Омск. Он поступил в местное механико-техническое училище, где в течение четырех лет овладевал профессией техника. После получения аттестата техника уезжает в Петербург и становится студентом Лесного института.

Здесь он проявил себя не только как способный студент, но и как активный участник общественных и литературных кружков. Алихан Букейханов осознает, что подъем общей культуры казахского народа невозможен без развития просвещения и образования, и видит в этом главную задачу национальной интеллигенции.

В период обучения в Лесном институте Алихан впервые привлек к себе внимание жандармов и, как следствие, попал в список «политически неблагонадежных элементов». Годы пребывания Букейханова в Санкт-Петербурге, являвшегося центром общественно-политической жизни Российской империи, оказали огромное влияние на формирование его взглядов.

Успешно окончив институт, Алихан Букейханов в 1894 году вернулся в Омск. Сначала работал преподавателем в Лесной школе, затем находился на службе в переселенческом управлении.

В Омске

Время жизни в Омске, которое с перерывами продолжалось около 14 лет, связано с активным участием Алихана в просветительстве. Он становится деятельным членом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и одним из организаторов Омского отдела Московского общества сельского хозяйства, его статьи регулярно появлялись на страницах местной периодической печати.

Общественная активность Букейханова вызывала обеспокоенность царских властей, и по их распоряжению он был взят под негласный надзор полиции. Алихан встречался, сотрудничал со многими выдающимися людьми. Писатель Жаик Бектуров считает, что Букейханов был лично знаком с Абаем Кунанбаевым. После смерти поэта Алихан написал его биографию, стал редактором первого сборника стихов и «Слов назидания» Абая, в 1909 году вышедших в Санкт-Петербурге. С имени Алихана Букейхана начинается новая наука – абаеведение – и он стал ее основоположником.

Простое перечисление его псевдонимов, под которыми он публиковал свои многочис­ленные статьи на страницах издания «Киргизская степная газета» («Дала уалаятының газеті»), а затем в газетах «Қазақ», «Сарыарқа», свидетельствует о его неустанной работе: Қыр баласы, Қыр ұлы, Қ. Б., Ғали хан – это лишь наиболее часто использованные Алиханом Букейхановым псевдонимы.

Более того, как отмечает исследователь Султан Хан Аккулы, простой народ знал своего вождя и защитника именно под именем Қыр баласы (Сын степей), даже не подозревая, что Алихан Букейханов и Қыр баласы одно и то же лицо.

К слову, экземпляры «Дала уалаятының газеті», в которой Букейханов ярко выступал в защиту интересов простых казахов – скотоводов и джатаков, всего народа в целом, теперь находятся в Государственном архиве города Нур-Султана. Они оцифрованы и доступны всем желающим ознакомиться с трудами выдающегося представителя казахского народа.

Имя Алаш

Секрет непререкаемого авторитета Алихана, как считает Султан Хан Аккулы, заключался не только в его яростной борьбе за права и интересы казахов, но и в чертах характера, образе жизни, поведении и общении с людьми. Он никогда не разделял свой народ по жузам и родам, на богатых и бедных, по социальному статусу и образованию. Он хотел видеть казахов единой нацией. Имя Алаш, которое он выдвинул, оказалось весьма удачной, если не больше, идеей для сплочения народа.

Изучая опыт коренного преоб­разования Японской империи во второй половине XIX века, Букейханов пришел к убеждению, что для осуществления всех стратегических задач, стоящих перед народом, прежде всего нужна идея, одинаково понятная как национальной элите, так и широким массам. Каждый казах, несмотря на свою принадлежность к тому или иному роду или жузу, должен считать себя и всех своих сородичей сыном, потомком единого предка Алаш. И эта идея действительно стала близка каждому казаху от мала до велика.

Важным этапом в биографии Алихана Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые были неотложны для казахского народа.

Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя. По словам российского исследователя Анатолия Толочко, в одной из статей, опубликованных в газетах «Степной край» (Омск) и «Семипалатинский листок», Букейханов называл чиновников царской администрации «могильщиками приказного строя», превратившими казахские степи в «сатрапию», и заявлял, что их «дни сочтены».

В январе 1906 года во время поездки в Семипалатинск он был задержан полицией и заключен в тюрьму в Павлодаре, а спустя некоторое время переведен в омскую тюрьму. Освободили его лишь 30 апреля 1906 года, когда стало известно об избрании Букейханова выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. На состоявшемся 15 июня 1906 года в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона.

Значительный интерес представляют его статьи в газете «Степной пионер» (Омск). В 10-м и 11-м номерах этой газеты он подробно характеризует роль войс­ка в процессе демократических перемен в стране и, соглашаясь с социал-демократами, поддерживает необходимость агитации и пропаганды в войсках: «Я хочу сказать, что вожди революции были совершенно правы, когда указывали на войско как главное препятствие в их борьбе со старым строем. Войско в руках правительства представляет организованную силу, побороть которую революционные невоенные массы не в состоянии». В то же время для Алихана законодательная деятельность по-прежнему являлась единственным регулятором отношений во всех сферах жизни.

В начале 1907 года, когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. Причину своего поступка он объяснил в «Открытом письме киргизам Семипалатинской области» на страницах газеты «Голос степи»: «Изложенные факты решительной попытки администрации помешать моей кандидатуре в члены Государственной думы заставляют меня со своей стороны пойти навстречу желаниям конституционного правительства. Дело в том, что избрание, в чем я не сомневаюсь, поведет со стороны правительства к кассации выборов и помешает представителю от казахов Семипалатинской области своевременно явиться на сессию Государственной думы».

Представители властных структур отчетливо осознавали, что мнение Букейханова во многом определило результаты избирательной кампании (на выборах в Семипалатинской области депутатом II Думы от казахского населения был избран поддержанный им кандидат). Поэтому в декабре 1907 года решением суда Алихан Букейханов был приговорен к трем месяцам тюрьмы, а в 1908-м выслан из пределов Казахстана и вынужден поселиться в Самаре.

К этому времени у Букейханова появился бесценный опыт не только политической борьбы, но и публицистической, журналистской деятельности и редакторской работы. За это время он сумел приобрести весьма ценное умение – «протаскивать» через цензуру материалы на самые жгучие темы дня.

Первая общенациональная

В чуть более чем 260 номерах первого общенационального издания – газеты «Қазақ», вышедших со 2 февраля 1913 года до окончательного ее закрытия весной 1918-го, он опубликовал более 300 различных материалов. Невозможно не восхищаться трудолюбием, продуктивностью, энергией казахского лидера, который публиковался практически в каждом номере. В этом нетрудно убедиться, полистав наиболее полную подшивку газеты, хранящуюся в Национальной библиотеке Казахстана в Алматы.

«Прежде всего периодическая печать (газета, журнал) – это глаза, слух и язык народа, – говорилось в передовице первого номера газеты «Қазақ». – Насколько важны для человека зрение, слух и язык, настолько же важна печать для народа…»

Алихан Букейханов был инициатором этого издания и обеспечивал бесперебойный выход газеты, используя опыт организации неправительственных образовательных, просветительских и научных СМИ.

«Уже три года, как издается журнал «Айқап», около года газета «Қазақ», – отмечалось в передовице, написанной Букейхановым в газете. – Люди, которые возглавляют эти издания, не имеют возможности посвятить себя целиком газете и журналу, они заняты этим делом в свободное от основной своей работы время. Они охотно посвятили бы себя этому делу, но тогда газете потребуется больше расходов. У них нет лишних средств для газеты...

У казахов мало щедрых меценатов, но немало сознательных, патриотичных граждан, готовых поддержать своими малыми средствами деятельность товарищества. Поэтому мы организовали товарищество «Азамат», чтобы впредь издавать газету «Қазақ» на средства сынов Алаш, накопленные в товариществе. Целью товарищества являются народные интересы. В частности, издание газет, журналов и книг (учебников, учебных пособий для казахских школ). Из них самое приоритетное – обеспечить стабильный выход газеты «Қазақ». Все остальное – по мере возможности. Намеченный взнос для членов товарищества – 100 рублей».

В 1916–1917 годах псевдоним Қыр баласы достиг такой вершины популярности, что стал чуть ли не вторым именем, причем даже более популярным, чем настоящее.

Наряду с политической, научной, публицистической деятельностью Алихан Букейханов много занимался литературной, переводил на казахский язык произведения русских и европейских писателей, басни Эзопа, образцы индийской литературы. Он был умелым интересным собеседником, увлекательным рассказчиком, легко находившим общий язык с любым человеком.

По воспоминаниям Гульнар Дулатовой, дочери одного из близких его соратников Миржакипа Дулата, дед Алихан, как она его называла, был лишь по внешнему виду суровым, а на самом деле доброжелательным человеком с нежной и щедрой душой, очень любящим детей и всегда готовым прийти на помощь всем нуждаю­щимся.

Научное и литературное наследие Алихана Букейханова сейчас доступно всем исследователям, студентам, любителям истории в сборнике «Алихан Букейхан. Полное собрание сочинений».

Перипетии судьбы

– Сведения о семье Алихана Букейханова, о судьбах его ближайших родственников очень интересны нашим студентам, – отмечает Сауле Удербаева. – Важны не сухие биографические факты, а личностные характеристики. Ведь знание перипетий его жизни помогают молодым людям наглядно увидеть величие, трагизм и предопределенность судьбы руководителя Алашской автономии, его исторической миссии.

Известно, что Алихан Букейханов был женат на Ольге Севостьяновой, дочери потомка переселенцев в Сибирь Якова Севостьянова, с которым он познакомился в период работы в редакции омской неправительственной газеты «Степной край», отличавшейся изрядным свободомыслием. Их сблизили взгляды на жизнь и политику.

По воспоминаниям племянника Алихана Букейханова – Срыма, Яков Севостьянов не препятствовал знакомству Алихана с дочерью. Когда молодые пришли за благословением на брак, он сказал: «Доченька! Лучшего изб­ранника, чем Алихан, я бы тебе никогда и не пожелал. Но вы оба должны быть готовы к трудностям. Он казах и вырос среди степняков с их условностями и традициями. Ты русская. Ему в степи будут ставить в вину, что избрал русскую. Тебя будут часто упрекать твои соплеменники, что твой муж – инородец. Я вас благословляю, но будьте терпеливыми, и пусть хранит вас любовь».

У Букейхановых родились двое детей: сын Укитай и дочь Лиза. Елизавета появилась на свет в 1903 году, среди казахов за ней осталось другое имя – Зейнеп. Она вышла замуж за известного общественного деятеля Смагула Садвокасова, у них родился сын Ескендир – Искандер (Кенка).

Свадьба Елизаветы и Смагула состоялась в 1923 году в ауле Жаркын на родине жениха. Впоследствии Елизавета Алихановна окончила медицинский факультет Московского госуниверситета. С началом войны как военный врач была мобилизована на фронт из Москвы. В 1945 году в звании майора медицинской службы демобилизовалась. Сын, будучи 16-летним подростком, уверяя, что ему уже исполнилось 18, добился отправки на фронт и не вернулся с войны.

После войны Елизавета Садвокасова долго разыскивала сына или хотя бы его могилу, но так и не нашла. В последние годы она постоянно жила в Москве, занималась научно-медицинской деятельностью. Защитила диссертацию, получила степень доктора медицины, стала профессором, издала более 50 научных статей.

Сын Букейханова – Укитай – имел высшее горное образование. Его деятельность связана с Жезказганом. Укитай (Сергей) Букейханов по профессии был горным инженером. Начал работать приблизительно с 1929 года и стал автором серьезного научного труда о перспективах Жезказгана. У него было казахское имя, но в среде геологов он был известен как Сергей Алиханович Букейханов. Каныш Сатпаев в своих многочисленных трудах по Жезказгану указывает на своего соратника по геологоразведочному отделу Карсакпайского комбината Сергея Букейханова.

Судьба обошлась с ним достаточно круто. Он был арестован вслед за отцом. И только через много лет после войны выяснилось, что не был расстрелян, а работал на Урале директором уранового рудника в ведомстве всесильного Лаврентия Берии, поскольку считался хорошим специалистом по редким металлам...

По свидетельству внучатого племянника Срыма Букейханова (сын Раимжана, внук Эзихана – младшего брата Алихана, рано остался без матери, воспитывался Елизаветой Букейхановой-Садвокасовой), у Сергея родился сын Евгений, сын Евгения – Петр живет в Москве.

Известный исследователь жизни и деятельности Алихана Букейханова Султан Хан Аккулы сообщает, что внук Алихана – Евгений Сергеевич Букейханов стал кандидатом технических наук, его сын Петр Евгеньевич Букейханов – правнук – защитил диссертацию кандидата юридических наук.

Знает ли нынешнее поколение об Алихане Букейханове? Безус­ловно, из забвения истории его имя бесповоротно вышло. Но еще много надо сделать для популяризации его личности, изучения научного и публицистического наследия, неисследованных страниц жизни и деятельности.

Автор:
Игорь Прохоров
07:23, 29 Июня 2020
0
7586
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров