Славные имена Великой степи

Каждый бы хотел быть Махамбетом

Пожалуй, нет в истории нашей страны батыра, одно лишь имя которого вызывает такой внутренний трепет и уважение. Махамбет Утемисов. Борец, положивший жизнь за свой народ. Поэт, острое слово которого было страшнее кинжала. Оратор, чьи пламенные речи по сей день до дрожи волнуют каждого истинного патриота. Музыкант, чьи кюи – гимны свободе и вольной жизни. Как говорили наши прадеды, каждый казах в душе хотел быть Махамбетом, но не по каждому, к сожалению, такая высота.

Поэзия мужества и отваги

Родился Махамбет в Букеевской Орде в 1803 году. Бытует легенда, что рождение Махамбета встречали старейшины рода Беріш, и объяснимой была их мужская, сдержанная радость, когда оповестили: «Мальчик! Мальчик родился!» «Быть тебе отважным воином, – сказали аксакалы, – верным сыном независимого народа! Да будет так!»

Судьба отмерила батыру всего 42 года. Но мощь его личности, его поэтический дар, его пламенные кюи навсегда остались с народом, за свободу и независимость которого он без колебаний отдал жизнь.

Классик казахской литературы Мухтар Ауэзов сказал о Махамбете: «В битве – батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая – Махамбет – один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одаренных, его поэзия в свое время была самой яркой, захватывающей, впечатляю­щей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе XIX века, в ее героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями».

Как сообщается в многочисленных библиографических справках, отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской Орды Жангира. Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран и язык дипломатической переписки. Также известно, что с самого раннего детства его отличали незаурядные физические данные: он прекрасно стрелял, ездил верхом, владел холодным оружием, был первым в схватках.

Очень рано в нем стал формироваться и собственный граж­данский взгляд на судьбу народа, и все свои мысли он стал перекладывать в поэтическое слово и музыкальные творения, как никто другой умел обобщить степную мудрость и зажечь своими речами. Пламенные стихи и кюи Махамбета полюбил народ, передавал их из уст в уста.

Поэт-трибун, поэт-вдохновитель, кюйши-летописец, непревзойденный оратор, воин-освободитель. Так называл его тогда народ, такую оценку и сейчас дают потомки. Слушая стихи и кюи Махамбета, народ начинал чувствовать духовное родство с ним, видел в нем защитника и заступника, понимал, какую заботу он проявляет о своей земле. Люди в нем души не чаяли и считали идейным наставником и предводителем.

В 1829 году Махамбет был взят под стражу за свои дерзновенные стихи и вольнолюбивые взгляды, провел 2 года в Калмыковской тюрьме, из которой совершил побег и скрылся в степи. Тогда он открыто встал на путь борьбы за свободу народа.

Как писал исследователь жизни Махамбета профессор Ерлан Арын, «казахское общество первой половины XIX века оказалось в крайне противоречивой ситуа­ции. В степь, ломая традиционное мироустройство кочевников, вступала новая чужеродная сила. Вместе с колониальным игом усиливалось притеснение коренного населения со стороны местных феодалов. Целыми аулами сгонялись с насиженных мест люди, бремя поборов местных феодалов удвоилось налогами царской администрации. Историческая драма, что разыгрывалась на глазах Махамбета, не могла не сказаться в душе патриота смятением и гневом».

Поэзия мужества и отваги ­прожгла тысячи сердец, побудив встать под знамена освободительного восстания под предводительством Исатая Тайманова и его самого. Простые и конкретные, впечатляющие и неоспоримые своей яркой метафоричностью стихи Махамбета оказывали почти такое же воздействие на восставших, как и суры Корана.

В течение 2 лет восставшие вели бои, но были разгромлены в июле 1838 года в сражении у реки Акбулак, где в неравном бою погиб Исатай. После его гибели Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую Орду, начал агитацию народа против хана и царя, однако его опять арестовали и отправили в Оренбург. Там его освободили, предупредив о недопущении участия в мятежах.

Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение.

Погиб легендарный Махамбет, правдолюб и поэт, прошедший через горнило испытаний и сражений, от рук наемников, до последнего сражаясь с кинжалом в руках. Дело «Об убийстве киргиза Махамбета Утемисова» хранится в архиве Оренбургской области, копия – в ЦГА РК. Расследование убийства легендарного поэта, длившееся 7 лет, так и не наказало убийц, дело было закрыто.

Захоронен Махамбет в местечке Караой, в 40 км от поселка Индерборский в Атырауской области. На месте гибели поэта в 1995 году, к 150-летию со дня рождения, был построен мазар-мавзолей. Ежегодно у мавзолея проходят литературные чтения. К 200-летнему юбилею была выпущена памятная монета Казахстана номиналом 50 тенге.

В Нур-Султане работает Дворец школьников имени Махамбета Утемисова. В Атырау в 2003 году воздвигнут памятник в честь Тайманова и Утемисова. В Уральске открыт памятник двум батырам, чьи имена в народной памяти вписаны золотыми буквами. Один из старейших вузов страны – Западно-Казахстанский государственный университет носит имя Махамбета Утемисова.

Трибун, просветитель и дипломат

Кандидат исторических наук, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Альфия Байбулсинова, занимаю­щаяся исследованием истории просвещения в казахской степи, изучала личность Махамбета Утемисова с ранее недостаточно известной стороны – его просветительской деятельности. Присутствие при дворе Жангир-хана, по ее словам, только подчеркивает его образованность и одаренность.

Альфия Сабыргалиевна отмечает, что из архивных источников Оренбурга, Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, ­Алматы, датированных ХVІІІ–ХІХ веками, документально установлен факт владения рядовыми казахами на территории Младшего жуза, в том числе и Махамбетом, четырьмя языками, а представители знати, ханской крови говорили даже на восьми языках.

– Есть свидетельства, что первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге, куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней Орды Жангир, определив наставником к своему сыну Зулкарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, очень хорошо осведомлен в исламе. Около 5 лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт. Он владел татарским, персидским, арабским и русским языками. Бывал в Хиве, жил в Оренбурге. Утемисов был знаком с русским писателем и этнографом Далем, который служил чиновником по особым поручениям при Оренбургском генерал-губернаторе. Тесные отношения поддерживал Махамбет Утемисов с ученым-путешественником Карелиным, служившим во Внутренней Орде и Оренбурге, – рассказала Альфия Байбулсинова.

– Известно, что детство Махамбета и Жангир-хана прошло вместе. Жангир был всего на 2 года старше Махамбета, и позднее, взойдя на ханство, женившись, родив детей, доверял воспитание сыновей Махамбету. Это высокая степень доверия и признания образованности Махамбета. Ведь в обязанности воспитателя наследников ханского престола входило не просто обучение грамоте, языкам, но и формирование государственного мышления, – подчеркнула исследователь.

Историк отмечает, что Махамбет был человеком незаурядных знаний, прекрасно разбиравшимся в арабской письменности. Жангир-хан высоко ценил светлый ум Махамбета, которому по происхождению не суждено было обучаться в университетах, получать европейское образование. Хотя в формировании богатейшей биб­лиотеки при ханском дворе, по сведениям многих историков, Махамбет сыграл не последнюю роль, изучая персидские, арабские рукописи и подготавливая их к изданию.

Махамбет полностью разделял взгляды хана Жангира на просвещение народа, внедрение европейской культуры и образования, развитие ислама. Но политические взгляды их разнились с непреодолимой силой, и это стало причиной разрыва. Махамбет открыто воспел свободу своего народа, став главным идеологом народного сопротивления.

В памяти народной навсегда

Уральский кюйши Нуржан Сертеков, будучи профессиональным музыкантом, выделяет кюи и терме Махамбета, которые, по его оценке, необычайно талант­ливы и проникнуты неповторимой эмоцией борьбы. Он отмечает, что о Махамбете всегда говорят как о поэте и батыре, но не менее ценно для культуры его музыкальное наследие.

Долгое время было известно только несколько его кюев. О них заговорили лишь в 1958 году. Позднее Тумат Мергалиев по поручению Ахмета Жубанова снарядил экспедицию в разные регионы для сбора кюев, в том числе и в Бокейординский, Жанибекский районы Уральской области, Палласовский район России. В этой поездке в 1963 году произошла на Тайпакской земле встреча с местным кюйши Отегеном Жумашевым и был записан кюй Махамбета «Өкініш».

Позднее ученый-историк Исатай Кенжалиев нашел в регионе чабана Канаша Иманбаева, знавшего кюи Махамбета, и записал десяток сочинений. Еще один музыкант нашей области Каршыга Ахмедьяров также записал у Отегена Жумашева кюи Махамбета и выпустил книгу «Шашақ найза шалқар күй», следом Исатай Кенжалиев – «Махамбеттің күйлері». Таким образом, в двух книгах были соб­раны 24 произведения Махамбета, которые введены в музыкальный оборот. Сегодня они играются не только на домбре, есть и оркестровое исполнение.

– Кюи Махамбета – непростые, требуют не просто исполнительского мастерства, но и глубокого проникновения в созданные им музыкальные образы, – отмечает Нуржан Сертеков.

Махамбет для студентов вуза, носящего его имя, – героическая личность, оставившая глубокий след в истории нашей страны, истинный патриот и поэт-трибун.

– Махамбет – легендарный батыр, человек беспримерного мужества и несгибаемой воли. Я восхищен его силой духа. Махамбет был человеком, открыто заявлявшим о своей позиции, не боясь мнения ханов и властителей, сумевшим увлечь за собой народ, призывавшим наших предков стоять за себя, свою правду, свою землю. Я горжусь, что являюсь потомком Махамбета, – говорит Бекарыс Бейбитулы, студент факультета педагогики. – Родился там же, где Махамбет, ходил по той же земле и с детства ощущал особую принадлежность к его имени. Помню, что аксакалы, благословляя, говорили нам: «Будьте как Махамбет!» И эти слова для меня – своеобразный девиз, ведь силу духа батыра никто не смог сломить. Махамбет оставил большое творческое наследие. Мы исполняем и изу­чаем пламенные стихи батыра, истинного сына своей земли. Я горжусь, что получаю высшее образование в вузе имени Махамбета Утемисова.

Для Шаттык Удаевой, студент­ки филологического факультета, Махамбет Утемисов ценен как поэт, оставивший в казахской литературе свой значительный след:

– Его творческое наследие, изучаемое студентами нашего факультета, пропитано удивительной силой патриотизма и верности родной земле, своему народу. Он был личностью государственного масштаба, своими боевыми и поэтическими стрелами разившей врагов и покорявшей сердца сторонников. Поэзия Махамбета – чистый источник вдохновения для истинной дружбы, правды слова и поступка, несгибаемости в угоду обстоятельствам и персонам. Махамбет – личность, которая ниспослана нашему народу свыше. И сегодня, уверена, имя Махамбета – пример для подражания и воспитания поколений. Батыр, поэт, философ, дипломат, просветитель… Мощь его личности и значение для становления казахской государственности переоценить трудно. И свою задачу в будущем как педагога вижу в том, чтобы пламенные стихи Махамбета изучались детьми и зажигали в них огонь истинного гражданина и патриота.

Автор:
Жанат Токтарова
11:17, 28 Февраля 2020
0
8589
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров