Славные имена Великой степи

Гений Великой степи

Окончание. Начало в № 27–28 от 10–11 февраля 2020 года


Среди работ Абу Насра аль-Фараби особо выделяется трактат «О взглядах жителей добродетельного города»,
не потерявший актуальность и через столетия.

Абдсаттар Дербисали, член-корреспондент НАН РК, доктор филологических наук, профессор, директор Института востоковедения им. Р. Сулейменова

Граду и миру

Особо ценный труд Абу Насра аль-Фараби «Философские трактаты» в конце 60-х годов ХХ века был переведен на русский, а в 1973-м – на казахский язык. В данную работу звезды исламской цивилизации, которого называли вторым Аристотелем, вошли знаменитые сочинения «О том, что должно предшествовать изучению философии», «Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значениях (слова) интеллект» и «О взглядах жителей добродетельного города».

Абу Наср свой знаменитый трактат начал писать в Багдаде и завершил в 942 году в Дамаске. Сведения об этом содержатся у известного арабского ученого Ибн Абу Усайбига (1203–1270).

Прибыв в страны Ближнего и Среднего Востока, Абу Наср с большим энтузиазмом взялся за изучение арабского и древнегреческого языков, стремясь овладеть ими в совершенстве. Особый интерес он проявлял к творчеству древнегреческих ученых Пифагора, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Платона. С усердием изучал этику, политику, психологию, философию, математику, музыку, физику.

Особое внимание уделял философии и логике, а его сочинения по указанным наукам были пос­вящены философии Аристотеля, причем аль-Фараби старался преподнести знания в доступной форме, составлял комментарии к трактатам известного философа.

Необходимо помнить и о том, как в І в. н. э. выдвинувшееся на арену истории христианство и его представители сделали все, чтобы уничтожить античную и эллинистическую культуры. Поскольку греки в древности поклонялись многим богам, их книги сжигались и уничтожались. Проповедники новой хрис­тианской религии поклонялись одному Богу.

Ислам также монотеистичес­кая религия. Но ислам не враж­довал с греческой наукой, ­наоборот – использовал ее во благо. Однако нашлись и такие, кто обвинял аль-Фараби в пропаганде и возрождении древнегреческой культуры и науки. Это ошибочно в корне. Можно сказать, что возрождение науки в мире ислама произошло именно таким образом.

Сочинения древнегреческих мыслителей оказали влияние на формирование аль-Фараби как ученого. В его работе «О взглядах жителей добродетельного города» прослеживается определенное влияние труда Платона «О государстве».

Издания «Добродетельного города» разных лет я обнаружил в Сирии, Египте и Ливане, а рукописи Абу Насра аль-Фараби – в крупнейшей библиотеке Сулеймания и других библиотеках Турции. Некоторые имеются в моем личном архиве.

Версии трактата аль-Фараби преподносятся в турецких архивах под разными названиями и имеют разный объем. Встречаются полные, усредненные и сокращенные версии сочинения. В Европе профессор Берлинского университета, известный востоковед и арабист Фридрих Дитерици (1821–1903) первым издал трактат на основе рукописи Британского музея и рукописи Бодлеанской библиотеки в Лейдене.

Многих мыслителей исламской цивилизации занимали идеи идеального общества и добродетельного города. Вслед за ними аль-Фараби также пошел по пути развития идеи «безупречного общества человечества», изложив свое видение в трактате «О взглядах жителей добродетельного города».

В главе «О потребности человека в объединении и взаимопомощи» говорится:

«По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей».

Ученый обращает внимание на необходимость взаимопомощи, считая, что, только объединившись и живя вместе, построив приходы и зимовья, люди могут достигнуть новых высот.

Сказанное Абу Насром соответствует аятам священного Корана. В 12-м аяте суры «Хужурат» обращение Творца: «О, люди! Достоверно, что вас породили от одного мужчины и одной женщины. Для того, чтобы вы знакомились и дружили (а также проявляли заботу, помогали друг другу, жили в согласии, чтобы процветала земля) друг с другом, разделили на различные страны и племена. Знайте, самые почитаемые Аллахом – самые праведные (те, кто рьяно поклоняется Аллаху, обращается к Всевышнему и повинуется!). Верно, что Аллах – Алим (ведающий всем, в том числе и о вашем состоянии и чем вы занимаетесь), Хабир (знающий обо всем)».

Великий отрарский ученый пишет: «Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной». Аль-Фараби отмечает, что «в городе есть определенный человек – глава и прочие люди, приближающиеся к этому главе по своим степеням, каждый из которых согласно собственному положению и способностям осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель».

Только тот город, где помогают друг другу, может называться добродетельным, считает сын Отрара. И люди, чтобы стать счастливыми, обязаны поддерживать друг друга.

Кто первым быть достоин?

По мнению Абу Насра, счастье махалля, города, государства зависит от главы, им управляющего. Не каждый человек, считает ученый, способен возглавлять добродетельный город. Управление выпадает на долю того, кто предрасположен к этому от природы. Аль-Фараби останавливается на качествах главы доб­родетельного города, которого здесь называет имамом. Его же он считает первым руководителем. Подобным человеком может стать только тот, кто соединит в себе 12 врожденных качеств.

Так, человек должен «уметь от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное в соответствии с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе. Хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит... не забывая из всего этого почти ничего; обладать умом проницательным и прозорливым.

Обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает.

Иметь любовь к обучению и познанию, достигая это легко, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда.

Быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении, от природы избегать игру и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям.

Любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней.

Обладать гордой душой и дорожить честью: его душа от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным.

Презирать дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни.

Любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию, и тех, от кого они исходят.

Быть справедливым по отношению к своим людям и к чужим, побуждать к справедливости и возмещать убытки жертве не­справедливости, предоставляя всем то, что он полагает добрым и прекрасным.

Быть справедливым, но не упрямым, не проявлять своенравности и не упорствовать перед лицом справедливости, но быть совершенно непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью.

Проявить решительность при совершении того, что он считает необходимым, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия», – пишет Абу Наср аль-Фараби.

Подведем итог.

Согласно аль-Фараби, первый руководитель должен иметь чистые руки, дела и совесть; адекватно воспринимать желания народа; обладать прекрасной памятью; быть умным и превосходным оратором; хорошо усваивать обучение; быть трудолюбивым и не любителем веселья; нетерпимым ко лжи; честным, не скрягой; любящим справедливость благородным человеком; быть противником низменного и храбро достигать поставленной цели. И только тогда он будет достойным человеком, которого желает народ. Кто скажет, что это не актуально и сегодня?

Великий ученый признает: «Совмещение всего этого в одном человеке – вещь трудная, и вот почему люди, одаренные подобной природой, встречаются очень редко и составляют лишь меньшинство».

Человеку, нацеленному стать главой города, кроме вышеуказанных 12 качеств, аль-Фараби считает нужным добавить еще 6 условий:

«Первое – быть мудрым.

Второе – быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи, установленные для города первыми имамами, и следовать им во всех своих действиях.

Третье – проявлять изобретательность в том, относительно чего не сохранилось от его предшественников соответствующего закона, следуя примеру первых имамов.

Четвертое – обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему познавать как существующее положение вещей, так и будущие события; в действиях же этих своих он должен ставить целью улучшение благосостояния города.

Пятое – уметь словом своим направлять людей к исполнению законов первых имамов и тех законов, которые он создавал после них, следуя их примеру.

Шестое – обладать телесной силой, необходимой для ведения военных дел, знать военное искусство как искусство служебное и как управляющее искусство».

Не менее важны и актуальны следующие слова аль-Фараби: ­
«…если же не обнаружится такого человека, который один соединял бы в себе все эти качества, но нашлись бы двое таких, из которых один был бы мудрым, а другой удовлетворял бы остальным условиям, то таковые оба стали бы главами города.

Если же эти качества распределяются среди представителей целой группы людей так, что один обладает мудростью, другой – еще одним качеством, третий – еще одним, четвертый – еще одним, пятый – еще одним, шестой – еще одним, то в случае если они все договорятся между собой, они все будут добродетельными главами.

Если когда-нибудь случится так, что в руководстве будет отсутствовать мудрость, то пусть, если оно удовлетворяет всем остальным условиям, добродетельный город останется без государя, и глава, управляющий городом, не будет уже в этом случае государем, а городу самому будет угрожать гибель... И если не найдется какого-нибудь муд­реца, которого можно было бы приставить к этому главе, город через некоторое время неминуе­мо погибнет».

Также мало быть знающим, образованным, честным и бе­зупречным. Наряду с этим первый глава обязан знать законы своей страны и добиваться исполнения народом этих законов.

Мне кажется, что требования и условия, предъявляемые к тем, кто желает стать главой государства, изложенные отрарским мыслителем, относятся и к Казахстану, ставшему суверенным и строящему новое демократическое общество, и к руководящему корпусу (министры и акимы, депутаты Парламента) всех уровней.

Города и люди

Абу Наср аль-Фараби, рассказывая, что посредством построения добродетельного и безупречного общества человечество, махаллы, города, государства смогут достичь счастья, не исключает существования невежественного и низменного руководителя страны, города и государства, подрывающего устои всех благих намерений. Эти страницы озаглавлены «О городах, противоположных добродетельному городу».

Добродетельный город противопоставлен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмана, заблудшему городу. Автор трактата считает, что «равным образом таким городам противоположны и отдельные люди – представители этих городов».

Невежественным городом, говорит аль-Фараби, является тот, жители которого никогда не знали счастья, им и в голову никогда не приходило к нему стремиться: «Они никогда его не ведали и никогда в него не верили». Жители такого города «удовлетворяются незначительными, примитивными вещами и, обманываясь достигнутым на сегодняшний день», не стремятся к учению, образованию и поиску людей.

Невежественный город подраз­деляется на несколько городов.

В городе необходимости жители ограничиваются вещами, «которые нужны телу для его существования, – едой, питьем, одеждой, жилищем, половыми сношениями и помощью друг другу в достижении этого».

В городе обмена помогают друг другу достичь «зажиточности и богатства, но не как средства для достижения чего-то другого, а как цели всей жизни».

Жители города низости и несчастья «стремятся к наслаждениям – в еде, питье, половых сношениях, короче – к такому наслаждению, которое действовало бы на чувства и воображение, стремятся возбудить веселье и утешаться забавами во всех их видах и проявлениях».

Обитатели честолюбивого города хотят, чтобы «их почитали, восхваляли, чтобы о них говорили и чтобы их знали другие народы, чтобы их прославляли и возвеличивали словом и делом, чтобы они выступали в великолепии и блеске – либо в глазах чужих, либо друг перед другом».

В городе властолюбивом желают, «чтобы другие покорялись им, а сами они не покорялись никому; усилия жителей направлены на достижение той радости, которую доставляет им только победа». В сластолюбивом – стремятся, чтобы каждый свободно мог делать то, что хочет, ничем не сдерживая свою страсть.

«Безнравственный город – это такой город, взгляды которого относятся к добродетельным и который знает счастье, Аллаха, великого и всемогущего, вторичные образования, деятельный разум и вообще все то, что могут знать жители добродетельного города и во что они верят. Но действия жителей этого города являются теми же, что и действия жителей невежественных городов».

«Переменчивый город – это такой город, воззрения и действия которого были в прежние времена теми же, что и воззрения и действия добродетельного города, но который впоследствии переменился: в него проникли иные идеи, и действия его стали совсем другими».

В заблудшем городе полагают, что «счастье будет после этой жизни. Но представления его изменились, и он имеет теперь об Аллахе, великом и всемогущем, о вторичных образованиях и о деятельном разуме настолько порочные представления, что таковые не могут ни служить основой для благочестия, ни быть приняты как подобия и образы этих вещей. Первый глава этого города относится к тем, кто выдает себя за просветленного свыше, не будучи таковым в действительности, и использует для этого подлог, обман и высокомерие».

Абу Наср аль-Фараби также отмечает: «Повелители невежественных городов подобны самим этим городам. Каждый из них ведет дела управляемого им города так, чтобы добиться удовлетворения собственных страстей и наклонностей...»

Подчеркнем, что о представлении Абу Насра об идеальном и полноценном обществе, добродетельном городе впоследствии писали Абу Али ибн Сина (980–1037), Ибн Рушд (1126–1198), Абд ар-Рахман ибн Халдун (1332–1406), в тюркском мире – Юсуф Баласагуни (1020–?).

Будем помнить и гордиться

Абу Наср аль-Фараби – гордость не только тюркских народов, в частности казахов, но и всей исламской цивилизации и всего мира. Это знаковая для всего человечества колоссальная личность. Мы гордимся, что великий ученый является нашим земляком, и мы можем назвать себя его потомками.

Не будем забывать, что Отрар дал миру не только единственного гениального человека – Абу Насра, но и 29 других ученых, которые родились в Х–ХV веках. Они ждут своих исследователей, чтобы с ними познакомились их потомки, а они вернулись на родину.

В 2007 году во время официального визита Первого Президента РК Нурсултана ­Назарбаева в Сирию мы вместе прочли молитву во имя ученого предка в «Баб ас-сагире». Было достигнуто соглашение с Башаром Асадом о возведении мавзолея (в качестве культурного центра), и Главой государства выделены средства от имени Казахстана. Строительство завершено. По прекращении военных действий в Сирии непременно состоится открытие мавзолея…

Мы чтим память Абу Насра аль-Фараби. Продолжают ­изучаться его жизнь и богатейшее наследие. Состоялись защиты нескольких магистерских и кандидатских диссертаций. Увидели свет большое количество монографий, научных сборников. Ряд его сочинений переведены с арабского языка и изданы в Казахстане.

Имя Абу Насра аль-Фараби прис­воено главному университету в Алматы. Его имя носят улицы и проспекты в городах нашей страны. Снят документальный фильм о выдающемся ученом. Открыт музей на его родине – в селе Шаульдир Отрарского райо­на Туркестанской области. Одному из районов Шымкента дано имя великого ученого. Перед зданием КазНУ им. аль-Фараби установлен большой памятник гению. Государственная премия РК в области науки и техники также носит имя Абу Насра аль-Фараби.

Надеюсь, что в год 1150-летия аль-Фараби появятся новые исследования, возрастет интерес к личности и трудам великого ученого, прославившего на весь мир древний Отрар.

Автор:
09:24, 12 Февраля 2020
0
5868
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров