Рухани Жаңғыру

Неизвестная статья Ахмета Байтурсынова

Обнаружена еще одна ранее неизвестная статья выдающегося государственного и общественного деятеля, ученого-просветителя казахского народа Ахмета Байтурсынова, опубликованная в 1896 году на страницах периодического издания «Тургайская газета».

Мы решили ознакомить читателей с историей появления этой корреспонденции. Что интересно, проблема, поднятая автором статьи, весьма актуальна и в наше время. Она затрагивает вопросы здравоохранения края, которое в связи с распространением коронавирусной пандемии, беспокоит сегодня все мировое сообщество, в том числе и современный Казахстан (Авт.).

Полное название статьи «Корреспонденция (от нашего коррес­пондента), Бестамакская волость Актюбинского района». «Коррес­пондент» газеты с особым воодушевлением сообщает об открытии ряда фельдшерских пунктов в самых дальних степных аулах, где начали работать фельдшеры-оспопрививатели. Автор особо акцентирует свое внимание на том, что врачи со специальным медицинским образованием, работающие в казахских аулах, помогут населению избавиться от наиболее опасных для степного люда болезней, не уповая на одних только шаманов-баксы. По мнению автора, появление в степи специальных медицинских учреждений является большим благом для казахов, проживающих в степных районах вдали от городских и сельских центров, где нередко свирепствовали инфекционные заболевания, такие как, к примеру, зловещая оспа.

Автор справедливо критикует деятельность лиц, не имеющих специальных медицинских знаний, – баксы-шаманов, и с радос­тью приветствует появление фельд­шерских пунктов в тогдашней Бестамакской волости Актюбинского района, отмечая, что казахи давно нуждаются в грамотной и эффективной медицинской помощи. По словам Ахмета Байтурсынова, «нельзя не отметить того отрадного явления в нашей степи, какое произвело учреждение фельдшерских пунктов с назначением фельдшеров-оспопрививателей. Киргизы (казахи. – Авт.) давно нуждались в рациональной врачебной помощи, и учреждение фельдшерских пунк­тов послужило как раз кстати, спасающих их от лекарей-даргеров и баксы-шарлатанов. Известно, что до учреждения фельдшерских пунктов киргизы (казахи. – Авт.) лечились у своих даргеров или баксы, от которых немыслимо получить никакое облегчение».

Ахмет Байтурсынов отмечает, что услуги врачей со специальным образованием хорошо налажены в городской и сельской местностях, в основном в русских поселениях, и что больной имеет немедленный доступ к медицинской помощи, а казахи, проживающие в степях, не имеют возможности воспользоваться этой услугой из-за больших расстояний. Он сожалеет, что в лечении казахов преобладают услуги одних шаманов, что они не лечат больного должным образом: болезнь со временем прогрессирует и часто, несмотря на помощь опоздавшего врача, приводит к гибели пациента и заканчивается трагедией.

Автор описывает ситуацию в работе медпункта, открытого в селе № 4 волости Бестамак, где он сам проживает. Он доволен тем, что медицинская помощь дошла до отдаленного казахского аула, как это можно видеть в городской и сельской местностях. По его словам, здесь с открытием фельд­шерского пункта жители перестали обращаться за помощью к даргерам-баксы и немедленно обращаются к фельдшеру в новое лечебное учреждение, которое работает только второй месяц. К примеру, за это время приехали более 200 пациентов, поблагодарив администрацию за эту работу: «Как только приехал фельдшер, то киргизы (казахи. – Авт.), бросив своих даргеров и баксы, стали являться к нему целою толпою. Из этого видно, что только крайняя нужда заставляла киргизов (казахи. – Авт.) лечиться у даргеров и баксы. Еще только второй месяц, как приехал к нам фельдшер и как киргизы (казахи. –Авт.) аула, где я живу, перестали лечиться у даргеров и баксы, а между тем чис­ло обращаю­щихся возросло до 200 человек. Такое значительное число больных явно доказывает, насколько киргизы нуждались во врачебной помощи и насколько разумно и благотворно распоряжение администраций об учреж­дении фельдшерских пунктов в киргизской (казахской. – Авт.) степи».

По содержанию данной статьи можно предположить, что в 1896 году фельдшерский пункт № 4 был открыт в ауле № 2 Бес­тамакской волости Актюбинского уезда Тургайской области, где Ахмет Байтурсынов работал учителем. Сюда, скорее всего, он был направлен после окончания Оренбургской педагогической школы, которую окончил в 1895 году.

Аул № 2 в волости Бестамак в исторических источниках называется как аул Арынгазиева. Если актюбинские исследователи и краеведы найдут место расположения бывшего аула № 4 Бестамакской волости, то обязательно свяжут его с аулом Арынгазиева, установив и место раннего периода педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова. Сегодня известно, что великий педагог несколько лет работал в Актюбинских и Иргизских уездах Тургайской области.

В 1898–1903 годах он работал учителем в аулах Кустанайского уезда – сначала учителем в ауле № 2 (Аулиеколь) Аманкарагайской волости, а затем в Урунбаевской аульной школе (предположительно аула № 4 Мендигаринской волости или аула № 2 Алпысбая Урунбаева Желкуарской волости) и параллельно преподавал на педагогических курсах на базе Костанайской двухклассной русско-казахской школы.

На сегодня место расположения аульной школы Урунбаева нами еще точно не установлено: в то время было принято давать школам имена тех, кто помогал ее открывать. Например, Ибрай Алтынсарин назвал Тургайское ремесленное училище именем главы уезда Я. Яковлева «Яковлевский», а школу Жусупа Жаманшалова, волостного управителя Шубарской волости, открывшего школу на собственные средства, назвали «школа Яманшалова».

В 1903 году его ­педагогическая карьера в Тургайской области закончилась, и он переехал в город Омск к А. Алекторову, который в то время руководил образовательными учреждениями Акмолинской и Семипалатинской областей. В новом городе начинается новый этап жизни и деятельности выдающегося общественного и государственного деятеля, просветителя. Известно, что в 1905 году в период первой русской революции Ахмет Байтурсынов принял самое деятельное участие в составлении и отправке в высшие государственные инстанции Каркаралинской петиции, где сосредоточены наиболее насущные проблемы казахского общества. Именно работа в Актюбинских и Иргизских уездах Тургайской области позволила ему столкнуться с перезревшими проблемами казахского традиционного общества, в том числе и вопросами здравоохранения, которые он затронул в найденной статье.

Автор:
Алмасбек Абсадык, доктор филологических наук, профессор КРУ им. А. Байтурсынова
09:03, 29 Октября 2020
0
10899
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное