Рухани Жаңғыру

Наследие степной державы

Инициатива Президента Касым-Жомарта Токаева празднования 750-летия Золотой Орды стала логическим продолжением идей Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Юбилейная дата наступает в текущем, 2020 году. А ранее, выступая на Международном туристическом форуме «Ұлытау-2019», Касым-Жомарт Токаев назвал Улытау золотой колыбелью казахского народа, свидетелем почитаемой казахстанцами истории. Глава государства также отдельно упомянул историческую роль Джучи-хана, основателя Золотой Орды.

Обращение к теме Золотой Орды имеет как историко-идеологические, так и сугубо прагматичные, экономические причины. Концепт Золотой Орды в ближайшие годы займет свое законное место в национальной истории Казахстана. Ведь нация нуждается в историческом осознании своего прошлого. Юбилеи становятся хорошими инструментами конструирования идентичности, помогая сплачивать нацию вокруг побед и героев.

Задолго до обсуждения празднования 750-летия Золотой Орды в информационном пространстве появилось большое количество материалов о национальной истории Казахстана, вызванных статьей Елбасы «Семь граней Великой степи».

Нурсултан Назарбаев не раз отмечал значимость данного государства в истории Казахстана. 24 августа 2014 года в своем интервью в Улытау Первый Президент фактически обозначил линию исторической преемственности казахов от Золотой Орды, озвучил тезис о том, что это государство является историческим предшественником Казахского ханства.

Здесь следует особо сказать о роли тюрок в монгольскую эпоху. Так, по данным эксперта Казах­станского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Мурата Лаумулина, в Золотой Орде был создан своеобразный, многонациональный по своему кадровому составу механизм управления, в котором важнейшую роль играли именно тюрки.

Да и сами монголы, по данным исследователей, достаточно быстро ассимилировались с местным населением казахских степей, восприняв их обычаи и язык. Ведь на территории Золотой Орды монголы не создали компактного массива населения, где бы сохранились их традиции, язык, обычаи и нравы.

Проблемой этнической истории улуса Джучи занимался Миркасым Усманов (Казань). Он сообщает, что процесс растворения монголов в тюркской среде завершился в середине XIV века. Если для хана Берке (брата Бату, основавшего Золотую Орду) и его окружения тюркский язык был уже вполне доступен, то для последующих джучидов он стал еще более близким, возможно родным.

Доктрина верховной власти в Монгольской империи сложилась на базе древнетюркской концепции государственности. Во времена Золотой Орды были восстановлены тюркский титул «каган» и полная формула каганской титулатуры, отражающая сакральную связь правителя с Небом (Тенгри). Конструкция полного титула, а также представления о движении каганской харизмы от неба через Мать-землю к земному избраннику полностью совпадали с воззрениями на устройство государства правителей тюркских каганатов.

Роль тюрок в идеологии и управлении монгольских государств была чрезвычайно высока, а впоследствии носителями исторических традиций Золотой Орды стали казахи.

– Для ученых нет сомнений в том, что история Золотой Орды является одним из узловых периодов истории казахского народа. Именно на территории Казахстана первоначально сложился улус Джучи. В Жетысу находилась ставка Джучи-хана, а похоронен он, по тюркским преданиям, был в Улытау, где по сей день сохранился мавзолей, связываемый с его именем.

Так считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Радик Темиргалиев. По его словам, после западных завое­ваний сына Джучи-хана Бату и переноса политического центра в Поволжье держава была разделена на две части. Новые покоренные земли вошли в состав правого крыла, а территория Казахстана была отнесена к левому крылу Золотой Орды. Это была традиционная форма деления степных государств. Формально левое крыло считалось выше по статусу, хотя, конечно, фактически главенствовало правое крыло.

Когда во второй половине XIV века в правом крыле Золотой Орды началась эпоха смут и раздоров, левое крыло, где к власти пришел потомок Джучи-хана Урус-хан, обособилось и превратилось в самостоятельное государство, на базе которого сложилось Казахское ханство.

– Собственно говоря, степные правители и их подданные момента трансформации одного государства в другое даже никак не осознали, поскольку абсолютно ничего не изменилось и жизнь текла своим чередом, – отмечает Радик Темиргалиев. – Просто в конце XV века представители династии Шибанидов стали настойчиво называть казаками потомков Урус-хана и под этим прозвищем запечатлели их в своих хрониках. Имеющее много разных смыслов (независимый, свободный, вольный) слово «казак» здесь употреблялось в негативном значении «беглец». Таким образом подразумевалось, что потомки Урус-хана не обладают законными правами на власть. При этом, конечно, никаких реальных оснований для таких утверждений не было.

Постепенно имя «казак» распространилось на все население, признающее правителей из династии Урус-хана, став самоназванием народа.

По мнению эксперта ИМЭП, несколько веков спустя история с возникновением этнонима «казак» стала удобной возможностью для советских историков «оторвать» историю образования братской «казахской социалистической нации» от «паразитической» Золотой Орды, «угнетавшей» практически все народы СССР.

Так казахи вошли в число жертв «монголо-татарского ига», получивших возможность сбросить ярмо чужеземного господства лишь благодаря Куликовской битве. Сейчас эта концепция кажется довольно нелепой и даже забавной, считает Радик Темиргалиев, но она действительно излагалась и в солидных научных трудах, и в учебниках по истории.

Все, кто осмеливался озвучивать иное мнение, были безжалостно репрессированы, их голос был подавлен. В результате во второй половине XX века казахстанские историки, наученные горькими примерами, практически перестали заниматься исследованиями данной эпохи. Не было издано ни одной специальной монографии, в обобщающих трудах тема рассмат­ривалась вскользь.

Почти полностью отсутствовала Золотая Орда и в культуре. По сути, два с половиной века собственной истории оставалось вне поля исторического сознания нации. Только писатель Ильяс Есенберлин осмелился своим романом «Золотая Орда» (разумеется, идеологически выдержанным) хоть как-то напомнить обществу об этом истори­ческом периоде.

Инерция этого периода ощущается и сейчас. «Возвращение» Золотой Орды в Казахстане, к сожалению, состоялось только на вывесках рынков, торговых центров, магазинов. Научных и научно-популярных книг и статей публикуется мало, серьезного творческого осмысления этой исторической эпохи в литературе и искусстве тоже не наблюдается.

– Между тем пребывание в тени столь длительного исторического отрезка лишает цельности нашу историю. Мы не можем, грубо говоря, от Караханидского каганата или кыпчакских ханств переходить сразу к истории Казахского ханства. Тем более что тесная интеграция разрозненных преж­де тюркских племен, а соответственно, и сложение казахского этноса началась именно в эпоху Золотой Орды, – поясняет Радик Темиргалиев.

Не исследовав и не осмыслив данную эпоху, мы не сможем понять историю образования Казахского ханства, являвшегося одним из главных наследников великой степной державы.

При этом, по убеждению эксперта ИМЭП, ничем не могут быть оправданы и попытки «приватизировать» данную эпоху. Золотая Орда – общее наследие целого ряда тюркских и не только тюркских народов.

Важно отметить, что Золотая Орда реализовала практически немыслимую в средневековье модель сосуществования в границах единой державы самых разных конфессий и этносов.

Как говорит Радик Темиргалиев, в то время, когда в Европе на кострах инквизиции сжигали иноверцев и еретиков, в Великой степи бок о бок проживали мусульмане и христиане, буддисты и иудеи. И широкое освещение и популяризация истории Золотой Орды могут служить прекрасным примером толерантности и мультикультурности для современного общества.

Следует сказать о силе самого бренда.

Весь мир был свидетелем, как Греция довольно долгое время препятствовала попытке использовать название «Македония» одной из бывших респуб­лик Югославии, пока, наконец, две страны не пришли к компромиссному решению. Казалось бы, как можно из-за такого вопроса портить отношения с соседями?! Однако для Греции как страны, получающей большие доходы от туризма, вопрос принадлежности историко-культурного бренда тесно связан с весьма рациональными соображениями.

– Золотая Орда – это звучное название, знакомое всему миру. Это бренд, который не нужно создавать. Бренд, способный стимулировать интерес как внешних, так и внутренних туристов ко многим памятникам средневековой истории Казахстана, – напоминает Радик Темиргалиев.

Казахская поговорка гласит: «Қолда барда алтынның қадірі жоқ» – «Золото, находящееся в руках, не ценится». Получается, Золотая Орда и есть то самое золото. Его не надо искать за тридевять земель, нужно просто оценить по достоинству. 750-летие Золотой Орды – прекрасный повод это осознать.

Автор:
Игорь Прохоров
11:33, 26 Мая 2020
0
5991
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров