Политика

Высшее образование имеют 92 процента госслужащих Казахстана, порядка 3 тыс. из них выпускники зарубежных вузов

Профессиональный госаппарат – основа повышения благосостояния народа
В профессиональный праздник государственных служащих Казахстана
мы поговорили с председателем Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилгановой о процессах, которые сегодня происходят в системе госуправления и призваны повысить эффективность работы госаппарата.

– Анар Нуралиевна, 23 июня в Казахстане отмечается День государственного служащего – Ваш профессиональный праздник. В год 30-летия Независимости страны фактически начался новый этап реформирования госслужбы – с утверждением в этом году Концепции развития государственного управления. В чем особенности этого этапа?

– В первую очередь хочу отметить, что 23 июня – единый профессиональный праздник для всех государственных служащих мира. Он был установлен резолюцией 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году. А в 2013-м Указом Президента РК этот день был утвержден Днем государственного служащего РК. Сегодня свой профессиональный праздник отмечают свыше 90 тысяч казахстанцев.

Что касается Концепции развития государственного управления, то, действительно, ее принятие ознаменовало начало нового этапа реформирования и совершенствования государственной службы нашей страны. Реализация документа обеспечит переход от административно-контрольной ориентированности к сервисной модели взаимодействия государства и населения, где главными ценностями станут человек и его благополучие.
Документ определяет подходы к повышению профессионализма госаппарата, его подотчетности обществу, совершенствованию регуляторной политики, повышению эффективности оказания госуслуг, оптимизации квазигоссектора, развитию местного самоуправления и так далее.

В целом заложенные в концепции меры будут способствовать росту эффективности госаппарата и его открытости, что повысит степень доверия к институтам государственного управления.
Как отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев, документ соответствует запросам общест­ва и содержит актуальные глубинные изменения, направленные на повышение качества жизни населения.
На наш взгляд, основная задача и особенность данного этапа состоит в создании условий для перехода к новой «человекоцентричной» модели государственного управления, которая отвечает современным потребностям граждан, вовлекая их в процесс принятия управленческих решений.

В свою очередь это повышает требования к госслужащим в час­ти эффективности, адаптивнос­ти, нацеленности на результат и оперативного реагирования на запросы общества. Концепция также будет способствовать развитию компетенций и соответствующего высоким стандартам кадрового потенциала.

– Что уже делается в рамках реализации концепции?

– Касательно государственной службы на сегодняшний день Агентством по делам государственной службы РК в рамках достижения целей и задач, предус­мотренных в концепции, разработано 8 основных проектов, рассчитанных на средне­срочный период (2–3 года).

Проекты направлены на развитие потенциала государственной службы, повышение привлекательности и предусматривают ряд шагов. Это – внедрение системы непрерывного обучения госслужащих, усиление ассессмент-центра для оценки компетенций кандидатов на политические должности, введение института контрактных государственных служащих, поиск и привлечение талантов, модернизация системы отбора на госслужбу, новая система оценки эффективности деятельности госслужащих, их социальное обеспечение, трансформация кадровых служб.
В настоящее время ведутся работы по определению задач, сроков исполнения и потребнос­ти в финансировании данных инициатив.

Отдельно хотелось бы остановиться на введении института контрактных служащих. Эта мера позволит привлекать профессионалов со специальными знаниями на период реализации государственных инициатив и отраслевых проектов.
Усиление процедуры отбора соискателей вызвано нехваткой профильных и уникальных специалистов в госорганах. Участие же независимых экспертов поз­волит поднять планку требовательности к претендентам на те позиции, где требуется особо высокий уровень квалификации.
Таким образом, цель института контрактных госслужащих – привлечение специалистов узкого профиля для реализации краткосрочных государственных инициатив, проектов и государственных программ, которые нуждаются в оперативном рассмотрении.

В целях реализации данной инициативы потребуется предусмотреть для госорганов возможность самостоятельно вводить контрактные должности, определить специфику для их оплаты, а также возможность сохранения основной работы служащего на период привлечения лица для выполнения государственных функций.
При этом необходимо определить статус данных госслужащих и интегрировать с системой проект­ного управления.
Конечным результатом мы видим создание возможности принятия контрактных госслужащих в государственный орган на определенный срок без прохож­дения конкурсных процедур.
Также особого внимания зас­луживает трансформация кад­ровых служб.
Дальнейшая профессионализация государственной службы невозможна без трансформации сотрудников кадровых служб в профессиональных HR-менеджеров.

Агентством по делам государственной службы в целях реализации Концепции развития госуправления также прорабатывается вопрос профессионализации служб управления персоналом госорганов как агентов изменений, оказывающих непосредственное влияние на обеспечение госаппарата необходимыми человеческими ресурсами.
Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день прак­тическая работа служб управления персоналом сосредоточена на кадровом администрировании. Поэтому в целях развития компетенций и потенциала сотрудников для перехода от работы с документами к работе с людьми прорабатывается вопрос внедрения профессиональной HR-сертификации на госслужбе.
Сегодня по данному вопросу агентство активно сотрудничает с Ассоциацией HR-менеджеров Казахстана, имеющей уникальную практику разработки собственной модели сертификации в области стратегического HR.

Центр сертификации при ассоциации предоставляет широкий спектр курсов. В основу заложен принцип «обучения действием», который позволяет развивать ключевые профессиональные и личностные компетенции путем решения реальных задач и работы в командах. Сегодня обу­чение проходит первый поток претендентов на сертификацию, куда также вошли 3 сотрудника агентства.
В текущем году запланировано проведение сертификации 40 руководителей служб управления персоналом центральных и местных исполнительных органов с привлечением внебюджетных средств.
По мере профессионализации служб управления персоналом будут поэтапно решаться воп­росы повышения их роли и статуса, а также наделения дополнительными полномочиями и ответственностью.

– В Послании-2020 Глава государства поставил задачу сократить госаппарат на 25% до конца 2021 года. Как выполняется эта задача?

– В целях реализации поручения Главы государства Правительством разработан проект Указа по сокращению численности госслужащих, то есть в ближайшие время будет обеспечена нормативная основа для оптимизации.
Определение конкретных долж­ностей, подлежащих сокращению, в пределах установленного лимита будет осуществляться государственными органами самостоятельно.

При этом, на наш взгляд, основным критерием при принятии решения о сокращении должны быть эффективность работы и профессиональная компетент­ность сотрудников. Важно не допустить повсеместного сокращения только низовых долж­ностей, зачастую занимаемых вновь принятыми молодыми сот­рудниками, которые наиболее подвержены сокращению ввиду отсутствия необходимости вып­латы им выходного пособия.
В первую очередь к сокращению необходимо рассматривать постоянные вакансии, исходя от ценности должности для гос­органа и длительности ее незаполнения.

С учетом приоритетности реализуемых задач рекомендуем проведение организационно-штатных изменений структуры госоргана с устранением дисбаланса в соотношении руководящих и исполнительских должностей, централизацией вспомогательных служб, а также исключением дублирующих функций.
Следует отметить, что законодательством определены отдельные категории госслужащих, не подлежащих сокращению. Согласно Трудовому кодексу, это беременные женщины, матери, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, иные лица, воспитывающие детей без матери, а также госслужащие, которым осталось менее двух лет до пенсии.
Агентство как уполномоченный орган, который также приз­ван обеспечивать защиту прав государственных служащих, будет осуществлять контроль за соблюдением вышеуказанных норм.
Каждая поступившая в агентство жалоба не будет оставлена без внимания. Думаю, что в данную работу будут также активно вовлечены уполномоченные по этике госорганов.

– К государственным служащим сейчас предъявляются самые высокие требования – и государством, и обществом. Вместе с тем хотелось бы узнать, насколько система государственной службы сегодня способна мотивировать и защищать работающих в ней людей?

– Действительно, требования, предъявляемые к госслужащим, достаточно высокие. И это не случайно, ведь государственный служащий в первую очередь – это лицо государства, поэтому народ ожидает от нас профессионализма, высокого уровня нравственности, патриотизма и соблюдения законности.
Что касается мотивации, то законодательством предусмотрены необходимые для этого инструменты, как материального, так и нематериального характера.
К примеру, за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу госслужащие могут быть поощрены единовременным денежным вознаграждением, объявлением благодарнос­ти, награждением грамотой, а также иными формами поощрения.

За особые заслуги могут быть представлены к награждению государственными наградами, а также нагрудным знаком «Үздік мемлекеттік қызметші».
Кроме того, для повышения мотивации госслужащих путем признания их профессиональных достижений проводятся различные конкурсы. К примеру, в 2020 году впервые проведен республиканский конкурс «Үздік ауыл әкімі», инициированный агентством в рамках программы «Рухани жаңғыру».
Целью конкурса являются развитие местного самоуправления в сельских населенных пунктах страны, стимулирование местных инициатив, в том числе организаций общественного самоуправления, выявление и поощрение лучших сельских акимов, добившихся высоких практических результатов в работе, вносящих существенный вклад в развитие сельских населенных пунктов.
Защита же прав и законных интересов госслужащих осуществляется путем контроля за соблюдением законодательства о государственной службе. По всем выявляемым фактам нарушений своевременно принимаются соответствующие меры реагирования.

Также необходимо отметить, что на государственной службе Казахстана в настоящее время функционирует институт уполномоченных по этике. Их работа – обеспечение соблюдения норм служебной этики госслужащими, профилактика нарушений законодательства о госслужбе и противодействие коррупции. Также они выступают своего рода механизмом защиты или восстановления нарушенных прав государственных служащих.
Институт уполномоченных по этике создан также для защиты прав государственных служащих, в связи с чем агентство рекомендует обращаться к уполномоченным по этике своего государственного органа при возникновении соответствующих фактов.

– Интервью приурочено к профессиональному празднику госслужащих: могли бы Вы дать «портрет» современного казахстанского госслужащего?

– Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев, отмечая высокую ответственность, возложенную на государственных служащих, результатом деятельности которых должно выступить улучшение благосос­тояния граждан страны, сказал: «Государственные служащие находятся в авангарде реформ, во многом именно от их продуктивной деятельности зависят успех и процветание страны».
Таким образом, современный казахстанский госслужащий – это прежде всего патриот и профессионал своего дела с активной гражданской позицией, порядочный, ежедневно качественно исполняющий возложенные на него обязанности.
Думаю, что на государственной службе Казахстана большинство является именно такими.
На сегодняшний день высшее образование имеют 92% госслужащих, порядка 3 тысяч из них являются выпускниками зарубежных вузов.

Средний возраст составляет 39 лет, больше половины госслужащих составляют женщины (55%).
Повышаются требования к госслужащим. Мы должны быть более организованными, мобильными, способными решать самые сложные задачи, привнося в государственную службу элементы новаторства, глубокого осмысления, ясного понимания поставленной цели.
При этом готовность к саморазвитию и изменениям должна стать важнейшим принципом каждодневной деятельности всех госслужащих.

Это позволит обеспечить пос­тоянный, системный механизм повышения эффективности дея­тельности и конкурентоспособности государственного аппарата.
Одним из значимых требований к государственному аппарату является его ориентированность на потребности населения.
В связи с чем предпринимаются шаги по трансформации традиционных институтов взаимодейст­вия государственного аппарата с населением через принцип «слышащего государства», в том числе путем применения цифровых технологий.
Таким образом, сегодня на современного государственного служащего возлагается большая ответственность, при этом повышается также уровень предъявляемых требований к его морально-этическому облику, степени его профессионализма и образования, а также потенциальному вкладу в совершенствование государственной службы.
Автор:
Юлия Магер
01:50,23 Июня 2021
0
2625
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное