Общество

В Павлодаре 3 года не могут ввести электронное билетирование в общественном транспорте.

Попытка номер…

Власти презентуют то одну, то другую системы, вкладывают в это бюджетные деньги. Между тем страдают перевозчики и пассажиры – одни терпят убытки, не могут получить субсидии на социально значимые маршруты, другие часами простаивают на остановках.

В апреле и мае нынешнего года к обычным скандалам из-за льготного проезда без подтверждающего документа в автобусах Павлодара прибавились новые поводы для стрессов. Причиной тому стала система электронного билетирования AvtoBus от «Смарт-автобус-ПВ», заявленная городскими властями как пилотный проект.
В некоторых трамваях и автобусах большого класса появились новые планшетные валидаторы, с помощью которых горожане могут оплачивать проезд. Но работает такая техника только от специальных транспортных карт – их нужно приобретать в нескольких пунктах продажи за 450 тенге, потом пополнять на любую сумму и рассчитываться без страха, что ею воспользуются мошенники, ибо этот пластик нужен только в транспорте.

Да, наличный расчет никто не отменял, но искусственно был создан невероятный ажиотаж. Кондукторы то и дело заявляли: дескать, буквально «со следующей недели» пенсионеры и даже школьники будут пользоваться своей льготой на 50-процентные скидки по транспортной карте. Потом появилась информация, что с 1 мая стоимость поездки при наличном расчете вырастет с 80 до 120 тенге, а вот «безнал» по той же самой карте останется на прежнем уровне.
Ни первое, ни второе действительности не соответствовало, но опровергающие публикации на официальных сайтах акимата в соцсетях замечали далеко не все. Шум стоял до небес – павлодарцы обрывали телефоны местных СМИ, многие побежали в точки продаж за картами.

Даже в школах классные руководители собрали списки тех, кто будет закупать карты для детей централизованно через учебное заведение.

В апреле и мае нынешнего года к обычным скандалам из-за льготного проезда без подтверждающего документа в автобусах Павлодара прибавились новые поводы для стрессов. Причиной тому стала система электронного билетирования AvtoBus от «Смарт-автобус-ПВ», заявленная городскими властями как пилотный проект.

В некоторых трамваях и автобусах большого класса появились новые планшетные валидаторы, с помощью которых горожане могут оплачивать проезд. Но работает такая техника только от специальных транспортных карт – их нужно приобретать в нескольких пунктах продажи за 450 тенге, потом пополнять на любую сумму и рассчитываться без страха, что ею воспользуются мошенники, ибо этот пластик нужен только в транспорте.

Да, наличный расчет никто не отменял, но искусственно был создан невероятный ажиотаж. Кондукторы то и дело заявляли: дескать, буквально «со следующей недели» пенсионеры и даже школьники будут пользоваться своей льготой на 50-процентные скидки по транспортной карте. Потом появилась информация, что с 1 мая стоимость поездки при наличном расчете вырастет с 80 до 120 тенге, а вот «безнал» по той же самой карте останется на прежнем уровне.




Ни первое, ни второе действительности не соответствовало, но опровергающие публикации на официальных сайтах акимата в соцсетях замечали далеко не все. Шум стоял до небес – павлодарцы обрывали телефоны местных СМИ, многие побежали в точки продаж за картами.

Даже в школах классные руководители собрали списки тех, кто будет закупать карты для детей централизованно через учебное заведение. Справедливости ради скажу, что, например, в классах моих детей принуждения не было, но торопили нас изрядно – «только сегодня до вечера», «потом будете делать самостоятельно и стоять в очереди». Кстати, очереди, говорят, тоже были.

В апреле городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара проводил брифинг для журналистов с участием представителей новой системы. Тогда спикеры в несколько голосов расписывали, как идеально работает их схема, как учтутся интересы льготников, как удалось найти общий язык чуть ли не со всеми перевозчиками...

Аргумент назывался такой – самим перевозчикам абсолютно ничего не нужно покупать и настраивать, оператор все сделает за них. Организация уже бесплатно предоставила транспортникам 149 планшетов и мобильных валидаторов. Только вот называть размер своих комиссионных представители «Смарт-автобус-ПВ» не стали, сославшись на коммерческую тайну.

Для города же в целом электронное билетирование выгодно тем, что такой подход позволит отследить реальный объем рынка, вывести из тени «серый» нал, что повысит налоговую базу и покажет реальную картину с количеством льготников.

И все бы ничего, да вот только для павлодарцев это далеко не первая презентация новшеств в общественном транспорте. Рассуждают о необходимости электронного билетирования лет семь, если не больше.

И действительно, это веление времени. Такой формат, в конце концов, позволит закрыть вечный спор транспортников и государственных органов о размерах компенсации за перевозку категорий льготников. Их в Павлодаре 17 – часть возят за свой счет транспортники, а за самые многочисленные группы предусмотрен «возврат» из бюджета.

Но пока подсчитать льготников реально никто не смог. Водители же говорят, что в салонах у них одни только школьники, пенсионеры и многодетные, однако акимат на слово никому не верит.

И это государственный подход?

Но самое главное – почему-то сейчас городские власти совершенно не берут во внимание то, что ровно 3 года назад, в мае 2019-го, за счет бюджета для государственного автобусного парка № 1 уже приобретали сотни валидаторов. И сегодня на портале государственных закупок легко найти сведения тех дней.
Судя по документации закупок, в 2019-м 649 мобильных валидаторов по 118 750 тенге за штуку обошлись налогоплательщикам в 77 млн тенге, и еще 409 стационарных валидаторов по 254,5 тыс. тенге за штуку – в 104 млн тенге.

И тогда об этом рассказывали павлодарцам как о единственно верном решении – мол, оттягивать внедрение электронной оплаты за проезд уже некуда, ждать частников не будем. Часть этих устройств «под занавес» того года поставили на государственные автобусы (и тоже говорили о пилотном проекте), часть – в трамваи, причем государственное трамвайное управление вроде бы даже не выкупило у государственного же автопарка эту технику, а арендовало. По крайней мере на первых порах так объясняли всю эту схему.

Предполагалось, что и частные автопарки будут арендовать эти валидаторы с последующим выкупом (иначе количество закупленной техники просто не объяснить – столько единиц транспорта на линию вообще не выходит).

Но частные перевозчики воспротивились – посчитали эту систему слишком дорогой. Оператором тогда стала фирма «BPC-Казахстан» – она занималась настройкой оборудования, программным обеспечением, непосредственным внедрением, за что по договору уже с перевозчиками должна была получать комиссию с каждой электронной оплаты – 6%. И вот эти-то проценты и стали камнем преткновения. В итоге проект заглох.

Как это очень часто бывает, с тех пор в госорганах сменился не один состав сотрудников, и потому сегодняшние презентации новой системы электронного билетирования проходят без упоминания судьбы первенца. А он, кстати, никуда не делся – просто работает еле-еле.

Добиться информации от городских властей – где сейчас эти валидаторы, почему их не используют в автобусах (в трамваях они, кстати, есть), зачем нужна новая система, которая рассчитана на другую аппаратуру – пока не удалось. Акимат и отдел ЖКХ хранят гордое молчание.

Пока ситуация далека от развязки – до того как люди начали задавать неудобные вопросы, городской отдел ЖКХ обещал, что завершит новый «пилот» к 1 мая, и нам расскажут, что же будет дальше. В первые дни апреля планшетные валидаторы «Смарт-автобус-ПВ» работали на транспорте автопарка № 1 и трамвайного управления, и даже на автобусах одного частного перевозчика, но сейчас почти все они выключены (повторюсь, за исключением трамваев).

Например, когда мы делали фото для этой публикации в автобусе маршрута № 9, кондуктор сказала, что в их салоне валидатор не работал ни дня. Да и вообще, для самих исполнителей весь этот «пилот» – сплошная головная боль, поскольку, дескать, люди пытаются нажимать на технику и могут ее сломать, а она дорого стоит.
Шумиха привела к тому, что активизировался первый оператор, долгое время находившийся в стороне, – «BPC-Казахстан». Теперь уже в маршрутных такси появились плакаты с информацией, что с 1 мая и здесь будут действовать переносные валидаторы первого образца. По ним можно рассчитываться обычной банковской картой.

Во всем этом хаосе выделяется трамвайное управление – здесь порядок. У павлодарцев, считающих трамвай символом родного города и лучшим видом общественного транспорта, есть возможность рассчитаться за проезд сразу четырьмя (!) способами.

Здесь исправно работают 100 переносных валидаторов «BPC-Казахстан» – те самые, закупленные за счет бюджета и принимающие оплату банковской картой.
Кроме того, в рамках нового «пилота» в вагонах маршрута № 5 стоят планшетные валидаторы для оплаты уже специальной транспортной картой от «Смарт-автобус-ПВ». Плюс месяц назад трамвайное управление начало работать с Kaspi банком – теперь можно оплатить проезд через QR-код. Ну и традиционную форму наличными здесь никто не отменял. Теперь уже жалко кондукторов, которые могут и запутаться в таком многообразии...

Единственный недостаток трамваев – ограниченная маршрутная сеть, хотя почти на все промпредприятия города, стоящие по периметру Павлодара, люди добираются как раз на рельсовом транспорте.

Как сообщил пресс-секретарь трамвайного управления Абзал Кабдраш, сейчас примерно треть пассажиров в трамваях выбирают безналичный расчет – чаще всего платят через Kaspi QR или обычную банковскую карту.



Жесткая конкуренция

Сфера общественных перевозок при всей ее значимости в Казахстане все еще не регламентирована должным образом. Здесь, безусловно, крутятся большие деньги, это стабильная работа для участников, которые готовы на все ради своих интересов. И потому государственное регулирование должно быть железобетонным – именно власти города в лице отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог должны создать прозрачную среду с четкими правилами игры. Но в Павлодаре почему-то это вылилось в вечный «пилот», хотя акимат давно мог прописать конкретные сроки – когда же закончатся эксперименты и будет принято итоговое решение.

Но добиться хоть какого-то комментария здесь просто невозможно – постоянно обещают дать информацию позже, ибо сейчас, мол, реализуется «пилот». И официальная позиция властей просто павлодарцам неизвестна.

А вот председатель ассоциации «Павлодарский областной союз транспортников» Василий Рудаков связывает такое молчание с лоббированием интересов нового участника рынка. Он описал происходящую ситуацию, не скрывая ни возмущения перевозчиков, ни финансовых требований, которые перед ними ставит новый оператор электронного билетирования.

– В 2019 году за счет бюджета двум государственным транспортным предприятиям закупили валидаторы, и начался первый этап электронного билетирования. Да, частные перевозчики не совсем оказались готовы к этому, ведь помимо 6%, которые получал оператор «BPC-Казахстан» с каждой безналичной оплаты за проезд, им нужно было за свой счет еще и оплатить эти устройства. Искали компромисс, – начал с предыстории Василий Рудаков.

По его словам, в июле 2020 года с чьей-то подачи в городе появилась еще одна фирма – «Смарт-автобус-ПВ», которую сейчас плотно опекает административный ресурс и услуги которой стоят уже 9%, не говоря о других моментах. При хорошем раскладе за год эта фирма получит 200 млн.

– Мы пытались договориться, чтобы снизили процент, но ничего не изменилось. Более того, началось усиленное давление на частных перевозчиков, а их у нас в городе шесть. Государственные автопарк и трамвайное управление, несмотря на то, что бюджет вбухал миллионы в первую систему и ее можно было довести до ума, заключили договоры еще и на вторую систему. Десятки раз в акиматах мы поднимали этот вопрос. Частники имеют право самостоятельно выбрать систему электронного билетирования. В конце концов, они остановились на «BPC-Казахстан», заключили с этой фирмой договоры, за свой счет закупили 220 валидаторов, которые будут установлены на маршрутках.

Откровенно говоря, сами перевозчики утверждают, что даже 6% без государственного субсидирования – неподъемная для них цифра. Тем более при существующем тарифе в 80 тенге. Между тем в Павлодаре субсидирования пока нет вообще, хотя год прошел с того момента, как эту тему начали активно обсуждать на уровне города. Есть компенсация из бюджета за провоз льготных категорий граждан, но это другое направление – по сути, косвенная помощь населению (городской бюджет таким отложенным способом платит за льготников в автобусах и трамваях).

Пока субсидирование социально значимых маршрутов остается под большим вопросом. В апреле состоялось заседание тарифной комиссии, где определили около 20 социально значимых маршрутов. К слову, ни один из малого класса в эту категорию не вошел, хотя есть такие, которые населению нужны, но перевозчикам убыточны.

Взять тот же 16-й маршрут малого класса – пассажиропоток там небольшой, но он безальтернативный. Впрочем, даже для автобусных линий вопрос решится не скоро. Нужно все данные тарифной комиссии направить в областное профильное управление, после его согласования – в управление юстиции и только потом – на сессию маслихата. Следующий шаг – финансирование. И уже потом выделенные средства помогут перевозчикам наладить свои графики, в том числе в часы пик и по маршрутам до дач, выпускать больше транспорта, как того и ждут горожане.

Василий Рудаков пояснил, что недавно на павлодарцев вышел и Kaspi банк, который готов предложить свои услуги, – трамвайное управление уже так работает, но и автобусные парки заинтересовали его условия, ведь тариф этого потенциального оператора составляет всего 1,3%.

Однако из-за жесткой позиции местной власти перевозчики были вынуждены обратиться в региональный департамент по защите и развитию конкуренции. И как пояснил уже руководитель этого ведомства Павел Баданин, в действиях павлодарского отдела ЖКХ были усмотрены антиконкурентные действия госорганов, выразившиеся в лоббировании интересов одного из поставщиков услуг.

– Вызывали к себе перевозчиков, запугивали, что не дадут информацию по социально значимым маршрутам, по несколько раз в день проводили совещания и давили, – рассказал Павел Баданин. – Еще в апреле департамент внес уведомление в адрес отдела ЖКХ о прекращении подобной практики, нам ответили, что это требование исполнено. Если выявятся повторные случаи, когда госслужащие начнут навязывать того или иного оператора, будет проведено расследование и применены штрафные санкции. Однако уже сейчас вызывает недоумение, почему за счет бюджета закупались валидаторы для одного оператора, а сейчас «протягивают» другого? Естественно, в отделе ЖКХ попытались оправдаться тем, что, мол, должна же быть конкуренция. Но тогда право выбора должно быть у перевозчиков, а не у чиновников, которые пытаются сделать этот выбор за них. Чьи интересы должен защищать акимат? Населения.

Следовательно, госорган, ответственный за сферу городских перевозок, должен не фирмы выбирать, а создавать общую концепцию электронного билетирования. Точно определять сроки внедрения новой системы оплаты. Жестко контролировать их соблюдение. Иначе этот «тяни-толкай» будет длиться вечно.
Пока же вся эта ситуация очень похожа на умышленное бездействие, и это непринятие необходимого решения идет вразрез с интересами всех павлодарцев.
Автор:
Екатерина Бескорсая
01:33, 18 Мая 2021
0
1007
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное