В Павлодаре 3 года не могут ввести электронное билетирование в общественном транспорте.

1381
Екатерина Бескорсая
Попытка номер…

Власти презентуют то одну, то другую системы, вкладывают в это бюджетные деньги. Между тем страдают перевозчики и пассажиры – одни терпят убытки, не могут получить субсидии на социально значимые маршруты, другие часами простаивают на остановках.

В апреле и мае нынешнего года к обычным скандалам из-за льготного проезда без подтверждающего документа в автобусах Павлодара прибавились новые поводы для стрессов. Причиной тому стала система электронного билетирования AvtoBus от «Смарт-автобус-ПВ», заявленная городскими властями как пилотный проект.
В некоторых трамваях и автобусах большого класса появились новые планшетные валидаторы, с помощью которых горожане могут оплачивать проезд. Но работает такая техника только от специальных транспортных карт – их нужно приобретать в нескольких пунктах продажи за 450 тенге, потом пополнять на любую сумму и рассчитываться без страха, что ею воспользуются мошенники, ибо этот пластик нужен только в транспорте.

Да, наличный расчет никто не отменял, но искусственно был создан невероятный ажиотаж. Кондукторы то и дело заявляли: дескать, буквально «со следующей недели» пенсионеры и даже школьники будут пользоваться своей льготой на 50-процентные скидки по транспортной карте. Потом появилась информация, что с 1 мая стоимость поездки при наличном расчете вырастет с 80 до 120 тенге, а вот «безнал» по той же самой карте останется на прежнем уровне.
Ни первое, ни второе действительности не соответствовало, но опровергающие публикации на официальных сайтах акимата в соцсетях замечали далеко не все. Шум стоял до небес – павлодарцы обрывали телефоны местных СМИ, многие побежали в точки продаж за картами.

Даже в школах классные руководители собрали списки тех, кто будет закупать карты для детей централизованно через учебное заведение.

В апреле и мае нынешнего года к обычным скандалам из-за льготного проезда без подтверждающего документа в автобусах Павлодара прибавились новые поводы для стрессов. Причиной тому стала система электронного билетирования AvtoBus от «Смарт-автобус-ПВ», заявленная городскими властями как пилотный проект.

В некоторых трамваях и автобусах большого класса появились новые планшетные валидаторы, с помощью которых горожане могут оплачивать проезд. Но работает такая техника только от специальных транспортных карт – их нужно приобретать в нескольких пунктах продажи за 450 тенге, потом пополнять на любую сумму и рассчитываться без страха, что ею воспользуются мошенники, ибо этот пластик нужен только в транспорте.

Да, наличный расчет никто не отменял, но искусственно был создан невероятный ажиотаж. Кондукторы то и дело заявляли: дескать, буквально «со следующей недели» пенсионеры и даже школьники будут пользоваться своей льготой на 50-процентные скидки по транспортной карте. Потом появилась информация, что с 1 мая стоимость поездки при наличном расчете вырастет с 80 до 120 тенге, а вот «безнал» по той же самой карте останется на прежнем уровне.




Ни первое, ни второе действительности не соответствовало, но опровергающие публикации на официальных сайтах акимата в соцсетях замечали далеко не все. Шум стоял до небес – павлодарцы обрывали телефоны местных СМИ, многие побежали в точки продаж за картами.

Даже в школах классные руководители собрали списки тех, кто будет закупать карты для детей централизованно через учебное заведение. Справедливости ради скажу, что, например, в классах моих детей принуждения не было, но торопили нас изрядно – «только сегодня до вечера», «потом будете делать самостоятельно и стоять в очереди». Кстати, очереди, говорят, тоже были.

В апреле городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара проводил брифинг для журналистов с участием представителей новой системы. Тогда спикеры в несколько голосов расписывали, как идеально работает их схема, как учтутся интересы льготников, как удалось найти общий язык чуть ли не со всеми перевозчиками...

Аргумент назывался такой – самим перевозчикам абсолютно ничего не нужно покупать и настраивать, оператор все сделает за них. Организация уже бесплатно предоставила транспортникам 149 планшетов и мобильных валидаторов. Только вот называть размер своих комиссионных представители «Смарт-автобус-ПВ» не стали, сославшись на коммерческую тайну.

Для города же в целом электронное билетирование выгодно тем, что такой подход позволит отследить реальный объем рынка, вывести из тени «серый» нал, что повысит налоговую базу и покажет реальную картину с количеством льготников.

И все бы ничего, да вот только для павлодарцев это далеко не первая презентация новшеств в общественном транспорте. Рассуждают о необходимости электронного билетирования лет семь, если не больше.

И действительно, это веление времени. Такой формат, в конце концов, позволит закрыть вечный спор транспортников и государственных органов о размерах компенсации за перевозку категорий льготников. Их в Павлодаре 17 – часть возят за свой счет транспортники, а за самые многочисленные группы предусмотрен «возврат» из бюджета.

Но пока подсчитать льготников реально никто не смог. Водители же говорят, что в салонах у них одни только школьники, пенсионеры и многодетные, однако акимат на слово никому не верит.

И это государственный подход?

Но самое главное – почему-то сейчас городские власти совершенно не берут во внимание то, что ровно 3 года назад, в мае 2019-го, за счет бюджета для государственного автобусного парка № 1 уже приобретали сотни валидаторов. И сегодня на портале государственных закупок легко найти сведения тех дней.
Судя по документации закупок, в 2019-м 649 мобильных валидаторов по 118 750 тенге за штуку обошлись налогоплательщикам в 77 млн тенге, и еще 409 стационарных валидаторов по 254,5 тыс. тенге за штуку – в 104 млн тенге.

И тогда об этом рассказывали павлодарцам как о единственно верном решении – мол, оттягивать внедрение электронной оплаты за проезд уже некуда, ждать частников не будем. Часть этих устройств «под занавес» того года поставили на государственные автобусы (и тоже говорили о пилотном проекте), часть – в трамваи, причем государственное трамвайное управление вроде бы даже не выкупило у государственного же автопарка эту технику, а арендовало. По крайней мере на первых порах так объясняли всю эту схему.

Предполагалось, что и частные автопарки будут арендовать эти валидаторы с последующим выкупом (иначе количество закупленной техники просто не объяснить – столько единиц транспорта на линию вообще не выходит).

Но частные перевозчики воспротивились – посчитали эту систему слишком дорогой. Оператором тогда стала фирма «BPC-Казахстан» – она занималась настройкой оборудования, программным обеспечением, непосредственным внедрением, за что по договору уже с перевозчиками должна была получать комиссию с каждой электронной оплаты – 6%. И вот эти-то проценты и стали камнем преткновения. В итоге проект заглох.

Как это очень часто бывает, с тех пор в госорганах сменился не один состав сотрудников, и потому сегодняшние презентации новой системы электронного билетирования проходят без упоминания судьбы первенца. А он, кстати, никуда не делся – просто работает еле-еле.

Добиться информации от городских властей – где сейчас эти валидаторы, почему их не используют в автобусах (в трамваях они, кстати, есть), зачем нужна новая система, которая рассчитана на другую аппаратуру – пока не удалось. Акимат и отдел ЖКХ хранят гордое молчание.

Пока ситуация далека от развязки – до того как люди начали задавать неудобные вопросы, городской отдел ЖКХ обещал, что завершит новый «пилот» к 1 мая, и нам расскажут, что же будет дальше. В первые дни апреля планшетные валидаторы «Смарт-автобус-ПВ» работали на транспорте автопарка № 1 и трамвайного управления, и даже на автобусах одного частного перевозчика, но сейчас почти все они выключены (повторюсь, за исключением трамваев).

Например, когда мы делали фото для этой публикации в автобусе маршрута № 9, кондуктор сказала, что в их салоне валидатор не работал ни дня. Да и вообще, для самих исполнителей весь этот «пилот» – сплошная головная боль, поскольку, дескать, люди пытаются нажимать на технику и могут ее сломать, а она дорого стоит.
Шумиха привела к тому, что активизировался первый оператор, долгое время находившийся в стороне, – «BPC-Казахстан». Теперь уже в маршрутных такси появились плакаты с информацией, что с 1 мая и здесь будут действовать переносные валидаторы первого образца. По ним можно рассчитываться обычной банковской картой.

Во всем этом хаосе выделяется трамвайное управление – здесь порядок. У павлодарцев, считающих трамвай символом родного города и лучшим видом общественного транспорта, есть возможность рассчитаться за проезд сразу четырьмя (!) способами.

Здесь исправно работают 100 переносных валидаторов «BPC-Казахстан» – те самые, закупленные за счет бюджета и принимающие оплату банковской картой.
Кроме того, в рамках нового «пилота» в вагонах маршрута № 5 стоят планшетные валидаторы для оплаты уже специальной транспортной картой от «Смарт-автобус-ПВ». Плюс месяц назад трамвайное управление начало работать с Kaspi банком – теперь можно оплатить проезд через QR-код. Ну и традиционную форму наличными здесь никто не отменял. Теперь уже жалко кондукторов, которые могут и запутаться в таком многообразии...

Единственный недостаток трамваев – ограниченная маршрутная сеть, хотя почти на все промпредприятия города, стоящие по периметру Павлодара, люди добираются как раз на рельсовом транспорте.

Как сообщил пресс-секретарь трамвайного управления Абзал Кабдраш, сейчас примерно треть пассажиров в трамваях выбирают безналичный расчет – чаще всего платят через Kaspi QR или обычную банковскую карту.



Жесткая конкуренция

Сфера общественных перевозок при всей ее значимости в Казахстане все еще не регламентирована должным образом. Здесь, безусловно, крутятся большие деньги, это стабильная работа для участников, которые готовы на все ради своих интересов. И потому государственное регулирование должно быть железобетонным – именно власти города в лице отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог должны создать прозрачную среду с четкими правилами игры. Но в Павлодаре почему-то это вылилось в вечный «пилот», хотя акимат давно мог прописать конкретные сроки – когда же закончатся эксперименты и будет принято итоговое решение.

Но добиться хоть какого-то комментария здесь просто невозможно – постоянно обещают дать информацию позже, ибо сейчас, мол, реализуется «пилот». И официальная позиция властей просто павлодарцам неизвестна.

А вот председатель ассоциации «Павлодарский областной союз транспортников» Василий Рудаков связывает такое молчание с лоббированием интересов нового участника рынка. Он описал происходящую ситуацию, не скрывая ни возмущения перевозчиков, ни финансовых требований, которые перед ними ставит новый оператор электронного билетирования.

– В 2019 году за счет бюджета двум государственным транспортным предприятиям закупили валидаторы, и начался первый этап электронного билетирования. Да, частные перевозчики не совсем оказались готовы к этому, ведь помимо 6%, которые получал оператор «BPC-Казахстан» с каждой безналичной оплаты за проезд, им нужно было за свой счет еще и оплатить эти устройства. Искали компромисс, – начал с предыстории Василий Рудаков.

По его словам, в июле 2020 года с чьей-то подачи в городе появилась еще одна фирма – «Смарт-автобус-ПВ», которую сейчас плотно опекает административный ресурс и услуги которой стоят уже 9%, не говоря о других моментах. При хорошем раскладе за год эта фирма получит 200 млн.

– Мы пытались договориться, чтобы снизили процент, но ничего не изменилось. Более того, началось усиленное давление на частных перевозчиков, а их у нас в городе шесть. Государственные автопарк и трамвайное управление, несмотря на то, что бюджет вбухал миллионы в первую систему и ее можно было довести до ума, заключили договоры еще и на вторую систему. Десятки раз в акиматах мы поднимали этот вопрос. Частники имеют право самостоятельно выбрать систему электронного билетирования. В конце концов, они остановились на «BPC-Казахстан», заключили с этой фирмой договоры, за свой счет закупили 220 валидаторов, которые будут установлены на маршрутках.

Откровенно говоря, сами перевозчики утверждают, что даже 6% без государственного субсидирования – неподъемная для них цифра. Тем более при существующем тарифе в 80 тенге. Между тем в Павлодаре субсидирования пока нет вообще, хотя год прошел с того момента, как эту тему начали активно обсуждать на уровне города. Есть компенсация из бюджета за провоз льготных категорий граждан, но это другое направление – по сути, косвенная помощь населению (городской бюджет таким отложенным способом платит за льготников в автобусах и трамваях).

Пока субсидирование социально значимых маршрутов остается под большим вопросом. В апреле состоялось заседание тарифной комиссии, где определили около 20 социально значимых маршрутов. К слову, ни один из малого класса в эту категорию не вошел, хотя есть такие, которые населению нужны, но перевозчикам убыточны.

Взять тот же 16-й маршрут малого класса – пассажиропоток там небольшой, но он безальтернативный. Впрочем, даже для автобусных линий вопрос решится не скоро. Нужно все данные тарифной комиссии направить в областное профильное управление, после его согласования – в управление юстиции и только потом – на сессию маслихата. Следующий шаг – финансирование. И уже потом выделенные средства помогут перевозчикам наладить свои графики, в том числе в часы пик и по маршрутам до дач, выпускать больше транспорта, как того и ждут горожане.

Василий Рудаков пояснил, что недавно на павлодарцев вышел и Kaspi банк, который готов предложить свои услуги, – трамвайное управление уже так работает, но и автобусные парки заинтересовали его условия, ведь тариф этого потенциального оператора составляет всего 1,3%.

Однако из-за жесткой позиции местной власти перевозчики были вынуждены обратиться в региональный департамент по защите и развитию конкуренции. И как пояснил уже руководитель этого ведомства Павел Баданин, в действиях павлодарского отдела ЖКХ были усмотрены антиконкурентные действия госорганов, выразившиеся в лоббировании интересов одного из поставщиков услуг.

– Вызывали к себе перевозчиков, запугивали, что не дадут информацию по социально значимым маршрутам, по несколько раз в день проводили совещания и давили, – рассказал Павел Баданин. – Еще в апреле департамент внес уведомление в адрес отдела ЖКХ о прекращении подобной практики, нам ответили, что это требование исполнено. Если выявятся повторные случаи, когда госслужащие начнут навязывать того или иного оператора, будет проведено расследование и применены штрафные санкции. Однако уже сейчас вызывает недоумение, почему за счет бюджета закупались валидаторы для одного оператора, а сейчас «протягивают» другого? Естественно, в отделе ЖКХ попытались оправдаться тем, что, мол, должна же быть конкуренция. Но тогда право выбора должно быть у перевозчиков, а не у чиновников, которые пытаются сделать этот выбор за них. Чьи интересы должен защищать акимат? Населения.

Следовательно, госорган, ответственный за сферу городских перевозок, должен не фирмы выбирать, а создавать общую концепцию электронного билетирования. Точно определять сроки внедрения новой системы оплаты. Жестко контролировать их соблюдение. Иначе этот «тяни-толкай» будет длиться вечно.
Пока же вся эта ситуация очень похожа на умышленное бездействие, и это непринятие необходимого решения идет вразрез с интересами всех павлодарцев.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Китай любит тишину
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном универ…
В Астане впервые пройдет NeforOOm
18 стройкомпаний наказаны за вынос грязи на улицы Астаны
Более 4 тысяч этнических казахов получили статус кандаса

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]