Организаторами встречи, куда были приглашены представители Павлодарской, Алматинской, Восточно-Казахстанской областей, выступили при поддержке областного акимата управление образования и региональный учебно-методический центр. В регионе из 333 сельских школ три четверти составляют МКШ. В них остро не хватает математиков, физиков, химиков, историков, географов и биологов. Обучают детей на протяжении многих лет непрофильные специалисты. В итоге за прошлый год у выпускников МКШ и обычных городских школ результаты ЕНТ разнятся в десяток и более баллов.
– Школа в селе – центр интеллектуального и культурного развития всего местного сообщества. Есть школа – живет село, – говорит директор принимавшего форум Шашубайского комплекса «школа – детский сад» Айман Тукбай. – К сожалению, качество знаний в селе не всегда соответствует современным требованиям. Поэтому важно найти приемлемые пути модификации деятельности малокомплектных школ в соответствии с государственной политикой, направленной на повышение конкурентоспособности личности учащегося.
Заместитель акима Карагандинской области Бейсембай Жумабеков в приветственном слове подчеркнул особую актуальность проблем развития МКШ. Их выпускники должны быть конкурентоспособными, но для качественного образования необходимо создать условия.
Анализируя состояние и перспективы малокомплектных школ, руководитель областного управления образования Асхат Аймагамбетов, бывший заместитель акима удаленного от Караганды сельского района, указал и на такой фактор, как отсутствие в селах Интернета или фактическое несоответствие обещаниям поставщиков имеющейся скорости связи. А без нее невозможно внедрить дистанционное обучение. Руководитель управления предлагает оптимизировать сеть МКШ и создать опорные школы для сетевого взаимодействия с колледжами и предприятиями по предпрофильному и профильному обучению, развития инновационной деятельности учащихся. Уже разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие работу опорных школ. Пока за ними закреплена каждая пятая МКШ по области. В будущем откроется 19 опорных школ и к ним прикрепят 116 МКШ, а к ныне действующим ресурсным центрам – 33. Планируемые центры педагогического мастерства помогут педагогам в непрерывном профессиональном развитии и информационной поддержке. Для их обучения в межсессионный период создаются дистанционные центры.
Пошаговый план открытия опорных школ, эффективного использования средств на укрепление материально-технической базы способствовал решению акима Актогайского района Никанбая Омарханова создать три школы, которые объединят актогайские МКШ. Именно опорные школы с их интеграцией информационных, кадровых, учебно-методических ресурсов компенсируют дефицит условий для ведения предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях перехода на новое содержание образования, говорили участники. И тем весомее многолетний опыт первой в стране опорной школы, которым поделилась директор, депутат Карагандинского областного маслихата Айман Тукбай. Достижения общеобразовательного учреждения, работающего в проекте Назарбаев Интеллектуальных школ, использующего современные информационно-коммуникационные технологии и участвующего в международных программах, впечатляют. Его выпускники обучаются в вузах и магистратурах Италии, Англии, Болгарии, Китая и Франции. Связь с педагогами воспитанники держат по Интернету, через молодежный пресс-центр «Ак желкен». Выпускники комплекса «школа – детский сад» оказались востребованы в мировом сообществе, где глобализация стимулирует активность личности, подготовку ее к будущему. Все это получают ученики и учителя «магнитных» школ, когда приезжают на сессии в Шашубай. Здесь наряду с использованием электронных учебников педагоги и учащиеся активно используют бесплатный доступ к межвузовской библиотеке, подаренной Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза. Связь с вузами не только помогает в информатизации образовательного процесса, но и способствует активной профориентационной работе на старшей ступени обучения. Ежегодно для учащихся проводятся онлайн-консультации с руководителями и преподавателями КЭУ, КарГТУ, университета «Болашак», КарГУ им. Е. Букетова.
Содержание должно соответствовать требованиям времени, раскрывать насущные вопросы современности для того, чтобы подготовить учащегося к реальной жизни и его будущей деятельности, подчеркнула, обратившись к форуму в режиме онлайн, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. И в меморандум, подписанный областным управлением образования и акиматом Актогайского района, вошли создание корпоративной системы управления, повышение статуса педагогических работников, решение финансовых вопросов развития МКШ.
Конечно, качество образования определяется множеством факторов. Но все же главное – профессиональный уровень педагогов, чему было посвящено заседание «круглого стола». Особый интерес у всех вызвала выставка достижений опорных школ и цифрового образовательного контента Национального научно-технического холдинга «Парасат». Мастер-классы провели лучшие учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по уровневой программе, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом.
Педагоги показали, как на практике «работают» семь модулей планирования современного урока: сотрудничество и работа в группах, применение информационно-коммуникационных технологий, развитие критического мышления, сетевые сообщества, работа с одаренными и талантливыми детьми, многое другое. И все участники увидели, как эффективно используются новые подходы в обучении и повышении профессиональной квалификации сельских учителей, при которых они сумеют научить детей самостоятельному поиску и глубокому анализу информации.
Наталья РЫЖКОВА, Карагандинская область