Общество

Удивительные проекты будущего

Холодильники научат предугадывать мысли человека, а шопинг станет умным. Генеральный директор Фонда развития информационно-коммуникационных технологий, эксперт и инноватор Кремниевой долины д-р Санжар Кеттебеков утверждает, что в ближайшие 5 лет положе

Мы часто говорим о будущем, пытаясь представить, что нас ожидает, какими будем мы и мир вокруг нас. Ученые не предаются грезам – они основываются на конкретных исследованиях и представляют нам краткосрочные прогнозы. 

Сегодня уже не удивишь заявлением о том, что небольшую батарею можно зарядить от крутящегося колеса велосипеда во время прогулки. Известно и то, что к 2015 году свыше 90% данных во Всемирной паутине будут приходиться на видеоконтент. Новость о том, что к 2020 году треть всех данных будет храниться в облачных вычислительных средах или передаваться через них, и называться это явление будет «мудрые облака», – тема вчерашнего дня. В мире этими знаниями поделились уже давно – сплошь и рядом происходят технооткрытия и раздаются прогнозы. 

Но если в США это норма, то в Казахстане до этих пользовательских показателей еще надо дорасти. Так дорасти, чтобы «мудрые облака» и сети нового поколения стали нашей реальностью. 

Санжар Кеттебеков считает, что, несмотря на несовершенство ряда применяемых технологий и практическое отсутствие как таковой экосистемы монетизации, ИТ-ситуацию в стране можно изменить, сделав акцент на уже и так работающих в мире популярных вещах. Но важно не копирование системы, а ее применение с учетом нашего пользовательского менталитета.

Благодаря ряду исследований Казахстан может найти свою «фишку» в работе с новыми технологиями. К примеру, излюбленная нашими соотечественниками тема – поход по магазинам, или шопинг. Многие технологии, которые актуальны в развитых странах, у нас требуют объема покупок, транзакций, посещений. То есть необходима целая цепочка добавочной стоимости, ориентированная на объем. Особенно это касается рекламы с ее объемами просмотров. Именно поэтому на Западе очень развиты рекламные сети – технологии на основе рекламных сетей, где в день делают до 8 млрд. (!) показов различных баннеров. За счет таких объемов цепочка добавочной стоимости выгодна. Да, как таковой покупки не происходит, но сама реклама из-за этого создает огромную индустрию. В Казахстане, вследствие отсутствия стольких пользователей, такие технологии не совсем выгодны. Поэтому спросом будут пользоваться те технологии, которые имеют большее отношение к самому процессу покупки, близость к физическому experiencе.

LeadLock

Говоря о шопинге и мобильных возможностях, нельзя не рассказать о казахстанской находке, взращенной Фондом развития ИКТ, – проекте LeadLock. Архитектура модели LeadLock включает в себя рекламную сеть для показа рекламы (купонные, сертификатные акции, а также рекламу от средних и крупных рекламодателей) на экране блокировки мобильных телефонов в зависимости от геолокации пользователей и точек продаж рекламодателей. Авторы проекта уже занимаются техническим воплощением – разработкой рекламной платформы и Аппа для мобильных устройств. 

Только представьте: вы оказывае­тесь в огромном молле, включаете программу на телефоне, которая запрашивает у бутиков предлагаемые ими скидки. Вас мотивируют к покупке на основе индивидуальных преференций, но при этом бутики не навязывают свою рекламу. LeadLock работает с умным пространством. Основа инноваций – в предоставлении рекламы, которая не раздражает, а появляется в нужный момент с вероятностью, что человеку интересна эта информация. С учетом физического опыта покупок и возможностей, предлагаемых последним проектом, для улучшения shoppingexperience вводится понятие «умный шопинг» – идея in-storeintelligence.

Wooppay

Однако покупать можно и онлайн. Для этого группой карагандинских ребят был разработан уникальный для Казахстана проект – электронный кошелек Wooppay для распоряжения своими платежами и совершения покупок. 

Исходя из статистики оплат пользователями, структура оплат по различным сегментам выглядит следующим образом: лидерами, разумеется, являются сотовые операторы и городская телефония – на их долю приходится 60%, ЖКХ – 20%, интернет-провайдеры – 10%, букмекерские конторы, онлайн-игры, брокеры, сайты объявлений, интернет-магазины и т. д. – 10%.

Wooppay агрегирует предложения поставщиков услуг, товаров магазинов-партнеров с дисконтными программами. Это целая мультибанковская система: вы можете выбрать, какой из банков-партнеров системы подходит вам больше. Еще один из многочисленных плюсов: процент за услуги не взимается, не нужно платить 5% за пополнение баланса мобильного, как это происходит при платежах через терминал. Удобно? Удобно.

В этой системе можно создавать список друзей, и речь не о социальных сетях. Это именно тот круг друзей и близких, с которыми у вас есть финансовые отношения. Вы можете моментально без комиссии переводить деньги со своего кошелька на их кошельки, а они в свою очередь могут сделать вам запрос на перевод определенной суммы денег. Благодаря Wooppay можно накопить на определенный товар, а ваши друзья смогут в этом помочь. Кошелек дает больше возможностей, чем карта. Он также позволяет оставаться анонимным при совершении платежей в Интернете. Вы не делитесь лишней информацией с мерчантом, у которого вы приобретаете товар или оплачиваете услугу.

Phonebooth

Следующим проектом, благодаря которому жизнь обыденного казахстанца становится проще, когда он экономит свои время и деньги, является бесплатное мобильное приложение с социальными функциями для звонков в call-центры Phonebooth. 

Это еще одна идеальная технология для менталитета и психологии постсоветского государства, когда люди еще не привыкли получать запросы-ответы онлайн, и им удобнее просто позвонить. Услуга бесплатная, в едином каталоге собраны все необходимые телефоны. Меню визуальное – ничего просматривать и читать не нужно, достаточно выбрать язык и набрать номер, нажимая на кнопки, а не ожидая окончания голосовых инструкций. Это также экономит время до 30 секунд, есть возможность получить какую-то дополнительную информацию, пока идет звонок. Здесь же могут быть представлены данные об услуге такси и карта проезда, скажем, к ближайшему банку, в который вы сейчас звоните. Вся информация об обратившемся клиенте хранится в базе данных, которая потом помогает улучшить качество услуг со стороны компаний.

LeadLock + Wooppay + Phonebooth = миниb2b-рынок

Интерактивные примерочные, мобильные платежи, геолокация… Так называемая социальная аналитика – это тренд. Все эти технологии на Западе начали свое развитие лишь несколько лет назад, а мы уже можем на основе технотенденций в мире, минуя этапы долгого становления, методом проб и ошибок, совершенствовать свою, казахстанскую экосистему монетизации. И только на основе трех представленных выше проектов, работающих вместе, можно строить миниb2b-рынок, уверяет гендиректор Фонда развития ИКТ. Санжар Кеттебеков отмечает, что такой подход – новый взгляд на запуск в ИТ-отрасли, развития в направлении монетизации интернет-рынка. Это такие отношения между бизнесами, которые толком даже не существуют на рынке СНГ, есть разве что аналоги в США, но там все работает немного иначе.

Время «Интернета вещей»

Большую роль в развитии технологий и технологического пространства, окружающего нас, в ближайшие 5 лет будет играть новый этап развития Всемирной сети, значительно расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных, – Internetofthings, или «интернет-вещей».

Internetofthings – целая философия. Суть концепции проста: самые различные предметы оснащаются идентификационными устройствами и сенсорами, которые по радиоканалам управляются компьютерами и общаются между собой, а обмен информацией происходит на основе интернет-протокола. Общаясь, девайсы определяют наиболее удобный вид предоставления информации самому субъекту – человеку. Они спрашивают там, где возникают вопросы, а если ситуация понятна, принимают решения сами. Так, холодильник, определив, что молоко прокисло, может отправить вам SMS на телефон о необходимости приобретения новой упаковки молока. Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем холодильник сам начнет заказывать продукты, исходя из предпочтений хозяина. В этом случае он будет обу­чаться, а точнее, запоминать, какие продукты покупать и с какой перио­дичностью. В конечном итоге холодильник возьмет на себя контроль по его постоянному наполнению. Эта концепция, признаться, не нова. Отдельные разработки начались еще в конце 90-х, но только сейчас приблизились к желаемой действительности.

Стремительное распространение смартфонов и планшетных компьютеров привело к тому, что в 2010 году впервые в истории на каждого жителя нашей планеты стало приходиться более одного подключенного к Интернету устройства (количество таких гаджетов уже к 2015 году возрастет до 19 млрд., тогда как население Земли составит более 7 млрд. человек). По прогнозам CiscoIBSG, к 2020 году количество интернет-устройств достигнет 50 млрд., то есть по 6 на каждого землянина.

Благодаря способности «интернет-вещей» мгновенно собирать, передавать, анализировать и распределять данные в глобальном масштабе, человечество сможет получать информацию, позволяющую не только выживать, но и процветать в быстро меняющемся мире. Например, молодая голландская компания Sparked вживляет сенсоры в уши коров, что позволяет фермерам следить за состоянием их здоровья и перемещениями. Некоторые консалтинговые компании/лаборатории, такие как Accenture, также занимаются рядом полезных исследований.

Подход умный, мобильный, индивидуальный

Понятно, что в нашей жизни умные девайсы будут играть все более возрастающую роль. И тогда возникает вопрос: «Как правильно управлять этими девайсами и как они должны общаться между собой?»

Самый простой пример – умные светофоры. Когда нет трафика, светофор регулирует, как долго ему держать красный свет. Если сенсоры показывают, что, с одной стороны, нет трафика, то зеленый свет может быть включен раньше. В час пик светофор может оптимизировать пропускную возможность, привести к тому, чтобы один перекресток синхронизировал с другим перекрестком. Такие примеры уже есть, и они в принципе работают. По этой системе могут работать целые города. Так, один из крупных городов Техаса в США будет построен по всем канонам «умного» города, с целой смарт-инфраструктурой. Инвесторами этого проекта уже выступили компании IBM, Motorola. В Казахстане мы тоже начали оснащать город «умными» вещами. Сначала в Астане появились «умный дом» и множество других программ, а теперь мы полным ходом готовимся к EXPO 2017. Отдельные элементы уже есть, но не хватает наработок. Поэтому предстоит вложить огромный труд, чтобы сделать эти вещи действительно полезными и удобными. Конечно, очень много будет зависеть от мобильных устройств, которые мы носим каждый день с собой. А наши телефоны станут для нас главным проводником Интернета вещей, собирая все больше наружной информации и координируя процесс ее работы. Особенно это актуально в вопросе последних тенденций – развития электронной коммерции.

Итог: фокус на 3.0

То, что Интернет будет мобильным, очевидно. Доставка информации будет скоординирована другими сенсорами, девайсами и позволит получать все через наш телефон. Интересная статистика наблюдается уже сегодня: стандартный пользователь смартфона в течение дня 130 раз смотрит на монитор своего гаджета. На первый взгляд, простая статистика является неоспоримым фактом того, что социальные сети – одна из популярных платформ для бизнес-индустрии, к которым нужно отнестись как к основным рычагам привлечения потенциальной аудитории.

Если говорить о перспективах развития в ближайшую пятилетку, то время 2.0, когда был сделан фокус на соцсети, скорее всего, сменит время 3.0, когда интернет-стандарты перей­дут на предоставление специализированной информации, и мы наконец перестанем вязнуть в потоке бесконечной вереницы данных. Предоставление нужной информации в нужное время определит следующий скачок.

Жулдыз СЕЙСЕНБЕКОВА

07:39, 4 Апреля 2014
0
573
Подписка
Скопировать код

Популярное