Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
Появился официальный комментарий пресс-службы АО "Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев" в ответ на публикации авиакомпании Air Astana в СМИ относительно повышения тарифов, передает
Kazpravda.kz.
Сообщается, что АО "Международный Аэропорт Нурсултан Назарбаев" в сентябре текущего года в соответствии с требованиями законодательства РК в сфере естественных монополий направило заявку в уполномоченный государственный орган (КГА МИИР РК) на утверждение тарифа по регулируемой услуге "Обеспечение взлета-посадки воздушного судна на внутренних воздушных линиях" на 2021-2025 годы, включающую инвестиционную программу. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона РК "О естественных монополиях", тариф на взлет-посадку устанавливается сроком на пять лет и более.
Отмечается, что инвестиционная программа утверждается на срок действия тарифа. В рамках проекта инвестиционной программы планируется приобретение 48 единиц спецтехники и механизмов для обеспечения работ по содержанию летного поля и обеспечению безопасности полетов.
"Действующий тариф был установлен в 2003 году, не менялся в течение 17 лет. Во исполнение требования законодательства о естественных монополиях аэропорт обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой на утверждение тарифов. Отмечаем, что данная заявка не учитывает убытки аэропорта, понесенные из-за пандемии COVID-19, а также планируемых затрат на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы, перрона и мест стоянок.
Процедура изменения тарифов очень трудоемкая: подготовка заявки заняла более 6 месяцев, над этим работали 5 высококвалифицированных специалистов. Объем требуемых документов составил около 9 тысяч листов (8 896 страниц). Срок рассмотрения заявки уполномоченным органом составляет 180 календарных дней.
Уровень регулируемых тарифов в аэропорту Нур-Султана значительно ниже, чем в других аэропортах Казахстана и в мире. Так, в среднем стоимость данной услуги в других аэропортах мира в 3 раза выше. Например, в аэропортах РФ и соседних стран стоимость взлет-посадки превышает 10$ за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, в то время как в Нур-Султане менее 3$", – говорится в сообщении.
Отмечается, что аэропорт Нур-Султана также является коммерческим предприятием и не может субсидировать другие предприятия за свой счет.
"Из госбюджета прямых траншей нет. Постоянное сдерживание тарифов в аэропортах Казахстана вынуждает экономить на всем: на безопасности и зарплатах сотрудников. Уровень заработной платы работников аэропортов в разы ниже, чем у сотрудников наземных служб авиакомпаний, выполняющих аналогичные функции.
В будущем ситуация с недофинансированием негативно скажется на безопасности полетов, состоянии инфраструктуры и качестве услуг аэропортов. Аэропорты нужно оснащать", – подчеркнули в пресс-службе аэропорта.
Вместе с тем там отметили, что благодаря реализации государственных программ столичный аэропорт оснащен по всем мировым стандартам и имеет современную спецтехнику. Аэропорт ежегодно проходит сертификацию, проводит тренинги и обучение персонала.
"В то же время службы Air Astana, оказывающие наземные услуги самостоятельно, не проходят сертификацию уполномоченными органами.
Касательно комментария г-на А.Кошкарбаева об отсутствии внутренних резервов по сдерживанию тарифов на перелеты мы считаем, что у авиакомпании имеется достаточно резервов в виде бонусов, выплачиваемых привлеченным иностранным менеджерам авиакомпании, высоких лизинговых ставок, расходов на оплату услуг СМИ и других необоснованных расходов. Размер бонусов в 2019 году, согласно публичной отчетности Air Astana, превысил объем выплат всем аэропортам Казахстана по услугам "взлет-посадка".
На фоне таких комментариев авиаперевозчика надеемся, что решение уполномоченного органа касательно нашей заявки будет объективным", – заключили в пресс-службе аэропорта.