Общество

Почему подорожал картофель? Версия министерства сельского хозяйства

«В настоящее время у нас на рынке картофель есть, не могу сказать, что нет», – такой ответ по поводу взлетевших цен на «второй хлеб» дал глава МСХ на правчасе по проблемам АПК в Сенате.
Интерпретировать эту эпичную фразу министра сельского хозяйства Сапархана Омарова вполне можно и так – «Спасение покупающих – дело рук самих покупающих».

Впрочем, доклады как самого МСХ, так и ведомств, в чьи компетенции входит отработка вопросов АПК, самокритичностью не отличались. Лишь вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев был не столь оптимистичен, когда говорил о водной обеспеченности сферы. О том, как обстоят дела в этом вопросе можно судить по тому, как в Мангистау от обезвоживания гибнут лошади, фото и видео, подтверждающие сей факт, выкладывают в соцсети жители региона.

Впрочем, по порядку
Так, по словам министра сельского хозяйства Сапархана Омарова, аграрная политика за последние годы, а также антикризисные меры, принятые в прошлом году, позволили в сложных условиях, связанных с пандемией коронавируса, не только сохранить действующий объем производства, но и обеспечить стабильный рост отечественного АПК.

– Так, объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2020 года увеличился на 5,6% и составил 6,3 трлн тенге. Это наибольший рост среди стран Евразийского экономического союза. При этом производство продуктов питания выросло на 4%. Приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства увеличился на 15%, в производство продуктов питания – на 13,5%. В результате общий объем инвестиций в АПК составил 677,2 млрд тенге, превысив плановое значение на 154,2 млрд тенге, – утверждает глава МСХ.

Еще один повод для оптимизма – в прошлом году объем субсидирования, несмотря на ежегодное недофинансирование отрасли, с учетом антикризисных мер был доведен до 366 млрд тенге, что в 1,6 раза больше уровня 2016 года.

Для субъектов АПК стал доступен механизм гарантирования кредитов банков второго уровня в случае отсутствия достаточной залоговой базы, который реализуется через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства. Гарантии составляют до 50% от суммы кредита и до 85% по приоритетным инвестиционным проектам.

С прошлого года начала действовать новая система страхования в сфере сельского хозяйства, которая стала добровольной, а также дает возможность страховать не только в сфере растениеводства, но и другие отрасли.

За счет принимаемых мер в животноводстве стабильными темпами увеличивается численность поголовья скота и птицы, соответственно увеличивается производство животноводческой продукции, уверен министр.

В целом госпрограмма по развитию АПК предусматривает 53 показателя, в том числе 8 целевых индикаторов и 45 показателей результатов. Уровень достижения составил 86,7%.

– Основной причиной недостижения индикаторов является систематическое недофинансирование отрасли, к примеру, в 2020 году из запланированных в госпрограмме 745,6 млрд тенге фактически выделено 510,4 млрд тенге или 68%. В 2019 году на развитие отрасли выделено 82% от запланированных финансовых средств, а в 2018 году – всего 75%, – посетовал министр.

Также, отметил Сапархан Омаров, недостижению показателей способствовал ряд причин, связанных с невыполнением акиматами областей индикативных показателей меморандумов по диверсификации посевных площадей, в том числе по сахарной свекле и кормовым культурам, а также невыполнениями обязательств инвесторов и факторами межведомственного взаимодействия.

В то же время эффективность проводимой политики по развитию агропромышленного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности подтверждает и Глобальный рейтинг продовольственной безопасности, проводимый британским журналом Economist, где Казахстан по итогам 2020 года поднялся на 16 позиций и занял 32-е место из 113 стран мира.
Насколько 32-е место для такой аграрной страны, как Казахстан отвечает потенциалу, задался вопросом сенатор Ахылбек Куришбаев. При этом он обратил внимание на удорожание продуктов питания. Пример тому – картофель, цена на который за последний месяц достигла 500 тенге. Сегодня доля продовольственной инфляции равна 9,3%.

Кроме того, по мнению сенатора, и с ним согласен Счетный комитет, в стране неправильно определены показатели продовольственной безопасности. Для того чтобы их рассчитать, не принимаются во внимание соответствующие физиологические нормы потребления пищевой продукции. Кроме этого, методика определения продовольственной безопасности населения не утверждена нормативно-правовыми актами Правительства.

– Что для этого делает МСХ? Второй вопрос – к перечню социально важных продовольственных товаров, который регулируется государством, в России, например, включено 24 вида продуктов, в Беларуси – 28, а в Казахстане всего 19. Овощи и фрукты, детское питание – они и вовсе не вошли в этот перечень. Мы считаем, что это неправильно. В связи с этим, что вы думаете о расширении перечня продуктов, имеющих социально важное значение? – спросил Ахылбек Куришбаев.
Говоря о сегодняшней цене на картофель, глава МСХ заявил, что казахстанцы, мол, сами не хотят покупать местный картофель, предпочитая ему импортный.

– В настоящее время у нас на рынке картофель есть, не могу сказать, что нет. И прошлогодний картофель на рынках столицы продается по цене 200 тенге, однако люди хотят покупать свежий урожай и, например, этот картофель поступает из Узбекистана и Киргизии. Конечно, он сейчас дорогой. Сейчас наши хозяйства реализуют прошлогодний картофель, они не могут и дальше держать его. Люди хотят покупать свежий картофель, – сказал Сапархан Омаров.

Он также рассказал, какая работа проводится в направлении обеспечения внутреннего рынка картофелем. По его данным, совместно с Министерством торговли и интеграции проводят встречи с товаропроизводителями сельхозпродукции.
– Мы им ставим требования, что если они будут получать субсидии, в том числе 30%, они должны держать продукцию для внутреннего рынка. Например, когда в прошлом году мы экспортировали зерно и муку, и когда было опасение, что будет дефицит муки и зерна, мы не преграждали им путь для экспорта, но создали условие, чтобы они 30% своей продукции оставили на внутреннем рынке для реализации, 70% отправляли на экспорт. Такая работа у нас ведется по обеспечению продовольственной безопасности, – заключил глава МСХ.

Что касается учета физиологических норм потребления пищевой продукции, Сапархан Омаров сообщил, что сейчас МСХ приступил к разработке новых правил, которые согласованы с Агентством стратегического планирования, другими государственными органами.

– Мы полагаем, что в течение этого месяца правила будут утверждены, – пообещал он.
Что касается перечня социально важных продтоваров, работа идет следующим образом.

– Мы проводим мониторинг по 29 видам продуктов, мы их контролируем с точки зрения неповышения цен на эти продукты. В России и Украине в этом перечне есть продукты, которые не свойственны для нашей страны, например, свинина, вяленая рыба, – сказал он.

Комментируя аргументы министра, сенаторы заметили, что, очевидно, мониторинг цен не дает особого результата. И если Казахстану не свойственно потреблять свинину и вяленое мясо, то очень даже свойственно потреблять конину и баранину, цены на которые тоже растут с завидной регулярностью.

– Я говорю не о свинине, а о конине, баранине. Сейчас цены не регулируются на конину и баранину. Также у нас нет некоторых видов круп в этой корзине и детского питания. Это тоже очень важные направления. Например, в Беларуси цены на эти продукты регулируются. Время пересмотреть перечень настало, – считает сенатор Ахылбек Куришбаев.

«Мясную» тему продолжил сенатор Бауржан Каниев, который заметил, что в последние годы мы видим постоянный рост цен на него, вопреки также постоянно растущим бюджетным вливаниям в отрасль.

– Так, в 2020 году общий объем субсидий превысил 120 млрд тенге. При этом баранина за 2020 год подорожала на 15,4%, конина – на 11,9%, говядина – на 10%, свинина – на 8%. Уполномоченный орган объясняет это тем, что во-первых, подорожали производство и заготовка кормов. Вторая причина роста цен на мясо в 2021 году – это слабость отечественной мясопереработки. В республике субсидируются и корма, и селекционно-племенная работа, и ввоз импортного скота для увеличения маточного поголовья. Но факт остается фактом: за все это время цена на мясо не снизилась, и у нас не развивается глубокая переработка, – отметил сенатор.

Депутат попросил главу МСХ рассказать, как Минсельхоз планирует провести модернизацию перерабатывающего производства и увеличить глубину переработки для последующего экспорта уже готовой продукции, а не сырья.
По информации Сапархана Омарова, был введен новый вид субсидирования – за каждый килограмм фермеру будет выплачиваться 200 тенге.

– Фермер будет заинтересован в том, чтобы доставлять сырье на мясокомбинат. На это было выделено 5 млрд тенге, и благодаря этому в 2020 году объем мясопереработки повысился на 15 тонн – до 116 тысяч. То есть экспорт мяса увеличился в полтора раза. Кроме этого, для модернизации производственных центров для вновь построенных предприятий будем предоставлять 25% инвестиционных субсидий, – сказал он.

СОБАКИ НА СЕНЕ?

Говорилось в ходе правчаса и о проблемах орошения сельхозземель.

– В целом в республиканской собственности находится 3 448 оросительных сетей протяженностью 21 478,4 км, в т. ч. с бетонной облицовкой – 5 147 км, в земляном русле – 16 331 км. Из них в неудовлетворительном состоянии находится 11 881 км. Именно неудовлетворительное состояние оросительной сети является первоочередной причиной высоких потерь при транспортировке воды до конечных потребителей, – констатировал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев.
Сенатор Абдалы Нуралиев считает, что из-за недостаточного орошения продуктивность пастбищ низкая, и она ухудшается из года в год, не давая возможности существенно наращивать потенциал животноводства, в том числе мясного. В Казахстане около 214,3 млн га сельскохозяйственных угодий, в том числе 184,3 млн га пастбищ. Казалось бы, на этих землях можно свободно пасти скот, но используется всего лишь 96,4 млн га, или 52% от общей площади. Сейчас большая часть сельскохозяйственных животных пасется в пределах и вокруг населенных пунктов, нежели на отдаленных пастбищах. В результате из-за перенасыщения скотом пастбищные земли в радиусе 5–6 км от населенных пунктов деградированы.

Основная причина, по которой в стране не развивается отгонное животноводство, – отсутствие необходимых условий. В первую очередь на отдаленных пастбищах нет питьевой воды, элементарных условий для работы и отдыха чабанов, а также дорог и связи. Все это отпугивает сельчан – им удобнее пасти скот недалеко от аулов, считает сенатор.

– В связи с чем возникает вопрос к Министерству сельского хозяйства, каким образом вы планируете вовлечь в оборот неиспользуемые пастбища, а также повысить эффективность использования действующих? Что делается для развития в стране отгонного производства? – спросил Абдалы Нуралиев.

Глава МСХ Сапархан Омаров признал: вопрос пастбищ – самый сложный вопрос в АПК.

– В настоящее время актуальный вопрос – это нехватка земель вокруг населенных пунктов. Согласно информации акиматов, вокруг населенных пунктов не хватает 21 млн га земли. Мы создали рабочую группу, и задача ее – понять, почему не хватает пастбищ вокруг населенных пунктов, – ответил министр.

Мы позволим себе подсказать господину министру – земель вокруг населенных пунктов не хватает, потому что земли выкуплены некоторыми ретивыми гражданами, которые, как те собаки на сене, и сами не развивают эти земли, и не позволяют пастись скоту в своих владениях, из-за чего девятая по территории страна не имеет возможности развивать пастбищные угодья…

ИДЕЯ ЕСТЬ, ЗАКОНОВ НЕТ

Поднимали сенаторы и вопросы кооперации. Сегодня уже понятно, что разрозненные личные подсобные хозяйства фактически находятся на грани выживания.

– Работа по кооперации и по сей день продолжается, – сказал министр сельского хозяйства. – В этом году в целях реализации поручения Главы государства МСХ был создан проект «Ел үміті», куда на конкурсной основе привлекли успешных менеджеров в АПК, – подчеркнул глава МСХ. Совместно с ними было разработано видение, как в дальнейшем развивать сельхозко­операцию.
В 2019–2020 годах в Жамбылской области был пилотный проект по повышению дохода населения области. Проект предусматривает объединение личных подсобных хозяйств в кооперативные. В начале года туда поехала рабочая группа, и результаты этой работы таковы – из республиканского бюджета было выделено 7,2 миллиарда тенге, они выдавались через СПК под 2,5% на 15 лет. Сейчас в 11 аулах создано 11 кооперативов, и они, к примеру, в 2020 году, произвели продукцию на 10 миллиардов тенге. Закупили порядка 200 единиц сельхозтехники, 45 тысяч голов скота. Этот опыт сегодня себя хорошо показал, и по поручению Премьер-министра сейчас при МСХ создан оперативный штаб по распространению этого опыта по всей стране. В первую очередь – в южных регионах. А что касается вообще поддержки кооперативов, то они сегодня получают на 25% больше, чем другие хозяйства на субсидирование нормативов – удобрений, техники. Кроме этого, кооперативам предоставляется 70-процентная льгота по налогам, – сказал он.

Сенатор Алимжан Куртаев, рассуждая о проблемах АПК, отметил, что с начала реализации Госпрограмма развития агропромышленного комплекса на 2017–2021 годы подверглась изменениям 4 раза, только в 2020 году изменения внесены трижды. В процессе этих изменений была исключена в качестве самостоятельной задача по развитию торгово-логистической инфраструктуры и увеличению количества оптово-распределительных центров.

– Поясните, в связи с чем исключена данная задача? Сколько имеется созданных и действующих оптово-распределительных цент­ров? – спросил депутат.

Как выяснилось, программа по развитию оптово-распределительных центров была разработана еще в 2017 году, но не было законодательного обоснования для их деятельности.

– В 2019 году была разработана концепция, внесены поправки в законодательство о деятельности оптово-распределительных центров, только после этого начата работа. И поэтому пришлось начать позже. Сейчас есть три центра – в столице, Караганде и Шымкенте, – сказал глава МСХ.

Поднимали сенаторы и проблемы инженерных коммуникаций на селе, наличия соответствующих объектов социально-бытовых услуг, обеспечения жильем и льготной ипотеки для населения, проживающего в сельской местности, а также вопросы импортозамещения, развития научной основы АПК.

Как отметил вице-спикер Нурлан Абдиров, государство уделяет особое внимание развитию агропромышленного комплекса страны и соответственно перед ним стоит ряд важных задач. Это устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, увеличение производства конкурентной и экспортоориентированной продукции, обеспечение продовольственной безопасности страны и повышение производительности труда в этой сфере в 2,5 раза до 2022 года.

В своем выступлении он обратил внимание и на системные проблемы, негативно влияющие на развитие аграрной отрасли.
– В целях превращения данной отрасли в ведущую силу экономики страны было разработано несколько отраслевых программ развития агропромышленного комплекса, неоднократно менялись подходы к финансированию. Однако принятые меры не дали ожидаемых результатов. Причинами являются недостаточная эффективность инструментов господдержки, низкие показатели производства, а также разрыв между агронаукой и агропромышленностью, неналаженная система хранения сельхозтоваров, – сказал Нурлан Абдиров.
Автор:
​Лаура Тусупбекова
07:48, 14 Июня 2021
0
1528
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное