Общество

Первопроходец и новатор

Сегодня исполнилось 75 лет со дня рождения первого министра образования Республики Казахстан Шайсултана Шаяхметова.

Нельзя не заметить достигнутого за годы независимости прогресса в сфере образования, и в этих достижениях несомненна заслуга Шайсултана Шаяхметова, которого с полной ответственностью можно назвать талантливым кризис-менеджером переходного периода.

- Мы дружили с Шайсултаном Шаяхметовичем со времен учебы в Аулиекольской средней школе. Он был очень одаренным мальчиком: писал стихи, активно участвовал в общественной работе. Благодаря открытому, доброжелательному характеру всегда был окружен друзьями, - вспоминает президент Университета международного бизнеса академик Кенжегали Сагадиев.

Шайсултан Шаяхметов родился в ауле Наурзум Наурзумского района Кустанайской области. В 1946 году начал учиться в семилетней школе родного аула, а затем перешел в Казахскую среднюю школу № 1 Семиозерного района (ныне Аулиекольский район), которая сегодня носит его имя. Золотая медаль отличника учебы позволила талантливому юноше в 1957 году без экзаменов поступить на химический факультет МГУ им. М. Ломоносова. В ведущем вузе огромной страны он не только хорошо учился. В личном зачете студента - звание мастера спорта СССР по самбо, титулы чемпиона университета и Москвы.

По окончании университета Шайсултан Шаяхметов вернулся в Алма-Ату, где устроился работать на кафедру органической химии Казахского государственного университета им. С. Кирова. Но через несколько лет молодой ученый вновь отправился в МГУ, чтобы продолжить учебу в аспирантуре. В 1970 году с успехом защитил кандидатскую диссертацию в Институте элементоорганических соединений Академии наук СССР. Затем все силы, знания, опыт направил на преподавание и научно-исследовательскую дея­тельность на факультете химии КазГУ. Ученый написал более 30 научных статей, 3 учебных пособия для университетов и 2 учебных русско-казахских словаря по химии.

За время работы в университете Шайсултан Шаяхметов зарекомендовал себя не только как талантливый педагог и ученый-исследователь. Здесь начали раскрываться и совершенствоваться его организаторские способности. Редкие качества руководителя не могли остаться незамеченными, и в 1972 году Ш. Шаяхметов был назначен на должность сначала старшего инспектора, заместителя начальника, а затем и начальника управления вузами Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР. С 1977 года в течение 10 лет заведовал отделом просвещения и здравоохранения Управления делами Совета Министров КазССР. В 1987 году ему был доверен высокий пост министра высшего и среднего специального образования республики. А в 1988-м он стал министром народного образования Казахской ССР.

- Это был непростой период, - делится воспоминаниями Кенжегали Сагадиев. - Раньше в республике существовали отдельно Министерство высшего и среднего образования, Государственный комитет по профессионально-техническому образованию, вопросами воспитания молодежи занимался ЦК ЛКСМ КазССР. На долю Шайсултана Шаяхметова выпало руководство сетями школ, вузов, профессионально-технических училищ, организаций по делам молодежи - под крышей одного министерства. С такой задачей мог справиться только очень умелый руководитель.

В 1990 году, формулируя стратегию реформирования образовательной системы в Казахстане, Ш. Шаяхметов выделил три аспекта: укрепление учебно-материальной базы, обновление содержания образования и совершенствование педагогического корпуса. Но в первую очередь он принял меры, чтобы сохранить среднюю школу от негативных воздействий переходного периода. В 1991-м на фоне оттока учеников, вызванного структурными переменами в экономике, выходит приказ министра «О всеобщем образовании детей и молодежи». На руководителей школ возлагалась персональная ответственность за сохранение контингента учащихся до получения ими обязательного 9-летнего образования. Подробности событий тех лет хорошо помнит Кенжегали Абенович:

- Всего не хватало. Началась приватизация государственной собственности. Все распродавалось: здания детских садов, профессионально-технических училищ, даже вузов. Но Шайсултан Шаяхметович прикладывал огромные усилия, чтобы сохранить то, что было возможно. Особенно болел за профессионально-техническую школу. Сейчас мы говорим, что ее потеряли, но это случилось после Ш. Шаяхметова. А в период его работы с кем он только не боролся: и с коммерсантами, и с чиновниками. Он уже тогда четко понимал, что без кадров средней квалификации не может существовать ни одна экономика.

В переходном периоде из школ стали уходить учителя, из вузов увольнялись преподаватели. Низкие заработки, а зачастую и отсутствие зарплаты толкали людей на поиски лучшей жизни. На этом фоне поднялась еще одна волна, грозившая системе образования лишиться последних специалис­тов.

- Было поветрие: «Старые кадры ни на что не способны, их надо менять». Но Шайсултан Шаяхметов сохранил кадры, - вспоминает Кенжегали Сагадиев. - Он не менял ректоров ведущих вузов, директоров средних школ, которые длительное время работали на занимаемых постах. И это высокое доверие позволило тем сохранить костяк своих коллективов. Поэтому мы его все крепко уважали, знали, что за нас горой стоит руководитель. Это помогало многим, в том числе мне, в то время занимавшему должность ректора Алма-Атинского института народного хозяйства имени Т. Рыскулова, работать с полной отдачей.

Именно при министре Шайсултане Шаяхметове начался процесс закладки новой нормативно-правовой базы образования.

- Будучи министром нового времени, он не мог не изменять правила и концептуальные основы, действовавшие в советский период. Рабочая группа разрабатывала законопроект под руководством министра. И получился добротный первый закон об образовании, - говорит К. Сагадиев. - Значительным его достижением стало предоставление большей самостоя­тельности учебным заведениям в подборе предметов, разработке учебных программ. Также Шайсултан Шаяхметович в законе ставил очень много вопросов о предоставлении преференций для тех, кто занимается высшим, профессионально-техническим и средним образованием. Помню: Верховный Совет тогда согласился с необходимостью введения финансовых льгот. «Да, верная постановка вопроса, - отвечали Ш. Шаяхметову. - Но мы потом примем общий закон об экономическом режиме функционирования в Казахстане и в него введем все эти преференции». Решение затянулось... Только сейчас к нам пришло понимание, что человеческий капитал - это основной фундаментальный ресурс, который будет двигать вперед и экономику,
и общество. Шайсултан Шаяхметов понимал это с самого начала. 18 января 1992 года вступил в силу первый Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Еще одной болью министра было состояние национальной школы: «Не открою секрета, если скажу, что казахская школа подверглась сокрушительному разрушению, - отмечал Ш. Шаяхметов еще в советские времена в интервью журналу «Народное образование». - Дети наши не знают казахских обычаев, танцев, истории своего народа. До недавнего времени они лишены были возможности углубленно изучать родной язык и литературу... Возрождение национальной школы - основа духовного возрождения республики, а потому приоритетное направление деятельности республиканского министерства».

Откуда в то время в чиновнике советской закалки, воспитаннике московского университета была такая тревога за сохранение и развитие родного языка, национальной школы и национальной культуры? Что придавало смелость и силы открыто бороться за духовное возрождение нации?

- Он был поэтом. У него прекрас­ные стихи, - вспоминает Кенжегали Абенович. - Еще в школе, потом в студенчестве и в годы работы на ответственных постах Шайсултан Шаяхметович не переставал писать стихи на казахском языке. Он был большим знатоком и ценителем родного языка, выступал за его повсеместное внедрение. К слову, после ухода с поста министра он с 1993 по 1997 год работал заместителем председателя Государственного комитета РК по национальной политике. В числе его заслуг - создание меж­дународной организации «Қазақ тiлi». А после выхода на пенсию, с 1998 года, Шайсултан Шаяхметов возглавлял Республиканский центр ускоренного обучения государственному языку Министерства культуры, информации и общественного согласия.

Высокий профессионализм министра вызывал большое уважение у всех, кто его знал. Не раз заслуги ученого, талантливого руководителя получали международное признание: профессор, член-корреспондент Инженерной академии РК, действительный член Московской международной творческой академии, почетный профессор Университета Американ Гранд-Каньон... Но ни одно звание не идет в сравнение с достижениями его воспитанников, что всегда было высшей оценкой труда наставника.

- Шайсултан Шаяхметович, будучи внимательным руководителем, часто ездил по стране, присматривал способных людей, приглашал их к себе, давал им возможность вырасти в больших руководителей, - говорит Кенжегали Сагадиев. - Один из его учеников, Бердыбек Сапарбаев - аким Восточно-Казахстанской области. Другой, Елеусин Сагындыков - бывший аким Актюбинской области, ныне депутат Сената Парламента РК от Актюбинской области.

Благодаря новаторству министра в республике с начала 1990-х стало возможным создание новых типов учебных заведений - гимназий, лицеев, колледжей. Появились первые штатные психологи в коллективах средних школ, первые экспериментальные школы. Начала формироваться система современного бизнес-образования. Первые негосударственные учебные заведения по подготовке управленческих кадров для рыночной экономики, первые совместные с иностранными государствами учебные заведения...

Многое было впервые. Не все из задуманного Шайсултаном Шаяхметовым удалось воплотить в жизнь. Но главная цель была достигнута: система образования выстояла в жестких условиях переходного периода и сумела начать обновление.

Асель Мусинова

 

00:43, 7 Января 2014
0
385
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров