Ножи,бомжи и гипертоники: один день из жизни приемного покоя больницы

6214
Жанат Тукпиев
Фото: Kazpravda.kz
На днях министр здравоохранения Елжан Биртанов заявил, что в приемных отделениях некоторых больниц творится форменный бардак. И пришло время навести там порядок. Глава ведомства считает, что при поступлении пациента в приемном покое начинается неразбериха. Отсутствие четких алгоритмов действий врачей приводит к тому, что больные от долгого ожидания и непонимания сути происходящего начинают жаловаться. Решением проблемы, по словам Биртанова, должна стать внедряемая в настоящее время триаж-система. Корреспонденты Kazpravda.kz. провели один день в приемном отделении Городской многопрофильной больницы №2 и попытались разобраться,  насколько эффективно нововведение.

Приемное отделение открыто круглосуточно, и специалисты, которые здесь работают, дежурят посменно – с 8.00 до 8.00, с 8.00 до 17.00 и с 17.00 до 8.00. Мы приехали в вечернее время и нашим координатором стала врач-терапевт Айжан Рахимжанова.



Айжан называет себя старожилом приемного покоя. Девушка начала работать здесь сразу после окончания медицинского университета.

Специалист признается, что быть терапевтом приемного покоя интереснее, ведь здесь контакт с пациентом более тесный.

"Театр начинается с вешалки, а больница начинается с приемного покоя. Мои родители врачи, и они посоветовали мне начать работу именно здесь, где можно увидеть все изнутри. Так и сказали: "Здесь ты увидишь всю неотложную, экстренную медицинскую помощь и научишься быстро соображать, проводить диагностику". Так, после окончания медицинского университета я оказалась в приемном покое. Обучалась я у нашей заведующей. Уже третий год работаю,  и сейчас я из старичков", – рассказала врач.

Стало ясно из контекста разговора, что работа в приемном покое одна из самых сложных, поэтому не каждый может задержаться здесь более 2-х лет.



Айжан провела нам экскурсию и рассказала о сортировочной триаж-системе. Суть ее заключается в том, что пациенты делятся при поступлении на три категории: экстренные, плановые и самообращение. В соответствии с этим ими будут заниматься разные специалисты, задача врача в приемном отделении – определить эту категорию, а также одеть на руки браслеты: красные, желтые или зеленые.

Красная зона – это пациенты, которым помощь должна быть оказана экстренно, желтая зона – неинтенсивная помощь, у врачей есть несколько часов на оказание помощи, зеленая зона – это когда пациента должны принять, обслужить, дать направление, а в случае необходимости госпитализировать в плановом порядке.





"Если это красный поток – они заезжают в палату интенсивной терапии (ПИТ), если это желтый поток,  то есть другие кабинеты осмотра, зеленый поток – это состояние, которое требует медицинской помощи, но отсроченной. Красный поток у нас в приоритете. Экстренные пациенты – это острый коронарный синдром, инфаркт миокарда, инсультные больные, кома неясного генеза, политравмы, астматический статус – множество болезней", – поясняет Рахимжанова.

Основной наплыв пациентов идет с 20:00 до 01.00 - 02.00. Избежать ажиотажа помогает наличие в приемном покое врачей всех профилей.






"Всегда поступает очень много пациентов. Если тяжелые пациенты, они в любом случае к нам поступают. По районам также. Практически все население мы обслуживаем 24 на 7", – добавляет она.

Однако, без "ажиотажа" все-таки не обошлось. У многих сложилось предвзятое отношение к работникам здравоохранения, поэтому не редки конфликтные ситуации. Едва добравшись до пункта самообращения, мы слышим гневные крики и возгласы. Разъяренная женщина предъявляет свои претензии персоналу больницы.

"Человеку плохо! Мы уже 4 часа здесь сидим. Она же человек и ей больно. Вы прикалываетесь или как? Рентген руки не сделали, ничего. Может у нее перелом руки, просто гипс наложить, не обезболивающее, ничего не сделали. Девочки, это реально не смешно! Человека в 7 утра посадила в машину, и я сама на ногах с этого времени", – возмущается женщина, а пострадавшая, по всей видимости, является ее родственницей.



Айжан Рахимжанова и медперсонал уверяют ее, что в скором времени все решится. Как выяснилось пациентка поступила с самообращением. Ее госпитализировали в торакальную хирургию, но для полного обследования была необходима консультация сосудистого хирурга.

"Сосудистый хирург вышел только после операции. Сейчас спуститься и проведет консультацию. Здесь раз на раз не приходится", – объясняет Рахимжанова.

"Иногда больные идут сплошным потоком, и скапливается очередь. Врач сам определяет, кого принять первым, и здесь предпочтение отдается ургентным (неотложное состояние – прим.автора) пациентам. Этой женщине помогут, в любом случае. Пациентку госпитализируют в торакальную хирургию", – заверила она.



В блок самообращения приходят пациенты с головными болями, головокружениями, тошнотой, рвотой, боли в животе, сердце, одышкой. Причем некоторые могут перейти и в экстренную зону.

"Допустим, пришла девушка с родителями. У нее были боли в животе. Она выпила лекарство. Через некоторое время боли повторились, была рвота. Мы начали ее осматривать и выявили аппендицит. Госпитализировали и взяли на операцию", – продолжает врач.

Больные тоже бывают разные. Айжан Рахимжанова рассказывает, что нередко привозят бомжей, которых приходиться не только осмотреть, но еще переодеть, постричь и помыть. С ней соглашаются девушки из пункта самообращения. По их словам, по сравнению с некоторыми более благополучными в социальном плане гражданами, они ведут себя вполне спокойно.




"Сейчас зима, время, когда к нам поступают пациенты без определенного места жительства. Они поступают с обморожением, переохлаждением, интоксикацией. Оказываем медицинскую помощь по линии скорой помощи. В приоритете помогать пациентам в полном объеме вне зависимости от социального статуса", – подмечает Рахимжанова.

Больница начинается с приемного покоя!

На часах 22.30. Пока ни одного экстренно поступившего. Проходит пару минут и из пункта самообращения катят на коляске пожилого человека по направлению в ПИТ. Мы с коллегой направляемся следом.



"Ата не болды? Кай жерiңiз аурып тұр? Кардиограмму снимите! Операция жасады ма? Кардиостимулятор қойды ма сiзге? Ата, не разговариваем просто дышим, хорошо?" – говорит Рахимжанова.



Мы продолжаем наблюдать за пожилым человеком. Тем временем врачи собрали консилиум, окружили пациента и что-то между собой обсуждают. В центре Рахимжанова. По ее взгляду чувствуется, что ситуация под контролем.



"Этот пациент пришел к нам из пункта самообращения. У него одышка, которая возникает даже при минимальной физической нагрузке. Пациент кардиологический. Длительно страдает артериальной гипертензией. Поэтому мы на месте делаем рентген, УЗИ сердца. У пациента стоял кардиостимулятор, его недавно убрали. Ранее он был у нас госпитализирован в кардиологическое отделение, получал стационарное лечение, был выписан с улучшениями. При ухудшении состояния он сам приехал. Пройдем полную диагностику и решим, что дальше", – объяснила она.

Стоит отметить, что по соседству с дедушкой расположилась еще одна пациентка. Пожилая женщина поступила с высоким артериальным давлением. Но ситуация уже нормализовалась, и женщине стало лучше.





Не проходит и десяти минут как кто-то, громко охая, хрипя о спасении, при этом сопровождая все отборными ругательствами, въезжает на коляске. За ним следуют два молодых человека с невозмутимыми лицами.

 
– Что случилось?

–Я не могу дышать! Порезали два часа назад!

– Где болит?

– Да, не знаю!

Выяснилось, что раненного зовут Тимур. Он громко вздыхает и стонет. В кабинет входит молодая женщина – торакальный хирург. Она сразу же начинает давать поручения медперсоналу.

– Раздевайте пациента и сразу ставьте мочевой катетер. Операции были?

– Вы кто? 

– Я врач!

– Я не могу говорить, мне плохо, я не могу дышать!





Происходящая картина напоминает кадры из культового американского сериала "Скорая помощь" – кругом суета, команды, голоса, стоны, хрипы, каталки с инструментами перемещаются с невероятной скоростью. Рабочий процесс в самом разгаре.



"Пациент обратился к нам самостоятельно. По его словам, два часа назад он получил ножевое ранение. Говорит, что не знает от кого и не сообщает о месте происшествия. Сейчас мы его полностью обследуем и определим дальнейшие действия. Сделаем ревизию ран и возьмем его на экстренную операцию. Если не будет проникающих ран, то проведем наблюдение", – сообщила хирург.

При этом она добавила, что накануне еще один человек поступил с ножевым ранением.

"Чаще всего люди с ножевыми ранениями поступают в состоянии алкогольного опьянения, в результате конфликтных ситуаций. Я могу на пальцах посчитать случаи, когда пациенты были в трезвом состоянии. Происходит это за полночь, хотя бывают случаи, когда человек шел с утра на работу и его ограбили", – пояснила торакальный хирург.

Врач добавляет, что в учреждении есть полицейский, который дежурит и все фиксирует. Вся информация сразу передается дежурному по 102.

За время нашего интервью врачи продолжают оказывать помощь раненому пациенту, а полицейский параллельно беседовать с пострадавшим. Он пытается узнать у него, знает ли он нападавшего, адрес и кто его привез. Однако расспросы не увенчались успехом и страж порядка ретируется с обещанием вернуться.

Надо сказать, что различные службы и специалисты взаимодействуют очень слаженно, а иначе нельзя, ведь работа в приемном покое напоминает конвейер, где сбой может привести к печальным последствиям.

"В этот момент собираешься с мыслями, и в приоритете у тебя пациент. Других вариантов просто нет. Бывает, что медперсонал может растеряться, и в этом случае приходиться работать как командир – отдаешь поручение сделать то и сделать это", – говорит Рахимжанова. "В любом случае, когда пациент поступает в ПИТ, доктор начинает давать поручения. Если кто-то начинает паниковать, то говоришь коллеге: "Сделай глубокий вдох и выдох, соберись и вперед работать!". В приемном покое часто происходят экстренные случаи, поэтому у нас уже выработана стрессоустойчивость и даже, в какой-то степени, хладнокровность...Страх наступает, когда впервые выходишь на смену без наставника. Но со временем это проходит и всегда есть старший по смене, старший врач", – отмечает Айжан.

В течение получаса состояние дедушки нормализовали, а через час он покидает ПИТ. Ситуация с Тимуром аналогичная. Врачам удалось поставить его на ноги. Правда, теперь ему предстоит долгий разговор с представителями полицейской службы. 



Занавес закрывается. Палата пустеет. Нам же остается ждать второго акта и следующих пациентов.

Истории из практики

Мы находимся в ординаторской. Уже давно за полночь. Врачи занимаются бумаготворчеством и заполнением всевозможных таблиц на компьютере. Есть возможность немного поговорить подробнее о их работе.



Врач-уролог Еркебулан Ермагамбетов рассказал, что по урологии за сутки за помощью обращаются около 14 пациентов, как экстренные, так и амбулаторные.

"В зависимости от случая. Если есть угроза жизни и острая урологическая ситуация, то их госпитализируют. К экстренным пациентам относятся больные с мочекаменной болезнью, с приступами почечной колики, с травмами почек от падения, ножевых ранений", – перечисляет врач.





Он добавляет, что иногда возникают сложности, так как больнице и врачам доверяют далеко не все пациенты. С ним согласна Рахимжанова. По ее словам, часто в приемный покой поступают те, кто считают, что разбираются в медицине лучше докторов, даже не имея профильного образования.

"Была женщина, у которой была реакция на антибиотик. Она сама его себе назначила, потому что длительное время болела простудными заболеваниями. После приема лекарства у нее была одышка, нехватка воздуха, оттек лица, и произошла потеря сознания. К нам привезли экстренно в ПИТ. Мы встретили с реанимационной бригадой и ее откачали. После она благополучно выписалась", – рассказала Айжан Рахимжанова.

Дураки и водка

Врач-травматолог Андрей Кузнецов опроверг уже устоявшееся убеждение о том, что зимой количество обращений с травмами вырастает.



"Нет такого понятия как сезон. Мой хороший друг и коллега, который сейчас работает в Москве, как-то сказал: "Пока будут дураки и водка, никогда не закончиться работа у травматологов". Это факт. Неадекватных людей хватает. В основном, все происходит по вине самих людей. Где-то несоблюдение техники безопасности, пренебрежение правилами дорожного движения, не пристегнутые ремни, несоблюдение скоростного режима, все это приводит к печальным последствиям. Вот сейчас пациент поступает. Я не знаю, как он упал, но он упал. У него получается производственная травма. Он "благополучно" сломал себе плечо", – говорит врач.



"Бабушки падают, и ломаются ручки, ножки, ну, это в силу возраста. С какой частотой поступают? По-разному. Может день никого не быть, а может быть наплыв. Говорят, что зима – сезон. Нет, не сезон. И не осень, не лето. Это общечеловеческий фактор. Летом одни травмы, а зимой другие", – резюмировал доктор. 

Сегодня выдалось "затишье"

Вот и закончилось наше дежурство.  Как говорят врачи, сегодня нам удалось застать затишье в приемном покое. Наплыва пациентов не было. Надеемся, что их и не будет.

Популярное

Все
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Во всех районах Алматы появились аллеи молодоженов
Чиновников наказали за дискредитацию госслужбы
Есть опытные фермеры, но не хватает семян
Учились не там и не тому: дети посещали запрещенные сайты в шаколах ВКО
Врываясь за пределы реальности...
Казахские тайны русского баяна
Лихачей «прищучить» можно и нужно
Карагандинцы стали родителями для десяти приемных дочерей
Восьмилетний Носер Айдосулы исполняет эпосы и жыр-терме
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Как государство поддерживает молодых ученых
Для маленьких танцовщиц весна этого года стала стартом в большой балет
Мошенники просят деньги от имени министров
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Школьники Кызылорды хотят превратить свой двор в зеленую зону
Пессимистический сценарий возможен в Атырау
ЛПХ необходим официальный статус
В центре Европы звучат казахские песни
Бишимбаев намеренно затягивал досудебное расследование - следователь
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Как получить компенсацию пострадавшим от паводков: алгоритм действий
Дело Бишимбаева: заключения российских экспертов рассмотрят в суде
Накопленная в водохранилищах РК вода будет использована на сельхознужды
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
В «Сталлите» готовы работать в три смены
Ежегодно объем ледников сокращается на один процент
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Встретить Наурыз по-новому решили ученики столичной школы-гимназии №31
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы

Читайте также

Во всех районах Алматы появились аллеи молодоженов
Паводки в РК: спасатель встретил супругу с новорожденным из…
Овощи по завышенным ценам закупало соцучреждение ВКО
Сумма выплаченных пособий по безработице увеличилась в РК н…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]