Общество

Нечем дышать! В каких городах Казахстана самый опасный воздух?

Фото ©Kazpravda.kz
Экологическая ситуация в мире усугубляется с каждым годом. Ежедневно на свалки выбрасываются миллионы тонн мусора, а атмосфера отравляется смесью из ядовитых веществ. В крупных городах Индии, Китая, России, Японии, США, Южной Кореи и Ирана в буквальном смысле уже нечем дышать! И это неудивительно. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 92% населения нашей планеты дышит загрязненным воздухом. Учеными доказано, что грязный воздух может способствовать преждевременному старению, является причиной низкого веса детей и даже негативно сказывается на моральном облике людей. Но самое ужасное в том, что ежегодно из-за загрязнения воздуха умирают около 3 миллионов человек. То есть каждая девятая смерть связана именно с этим. Казахстан, как и многие другие государства, прочно закрепился в списке стран с крайне негативными экологическими тенденциями. В каких городах нашей республики самый опасный воздух и как приходится жить в условиях, порой не соответствующих санитарным нормам, выяснили корреспонденты Kazpravda.kz.

Загрязнение воздуха – это любое изменение его состава и свойств, которое оказывает тотальный вред на организм человека, животных и растения. По данным РГП "Казгидромет", в Казахстане значительное влияние на загрязненность воздуха имеют : промышленное производство, загруженность автодорог городским транспортом и низкая проветриваемость населенных пунктов.

Специалисты отмечают, что именно эти три фактора способствуют высокому и очень высокому уровню загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах такими загрязнителями, как диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, формальдегид, сероводород, взвешенные частицы, фенол, аммиак. Давайте более детально рассмотрим эти пункты:

1. Рассеивание эмиссий от промышленных предприятий – результат производственных процессов при сжигании продуктов промышленности являет весь перечень вредных веществ, обуславливающих высокий уровень загрязненности воздуха. Рассеивание их в воздушном бассейне над территорией населенных пунктов значительно влияет на качество атмосферного воздуха городов, пригородов и поселков, в то время как большая часть промышленных центров живет в зоне влияния вредных выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Параллельно с высокоактивным загрязнением воздуха, происходящим в результате производственных процессов, появляются сопутствующие факторы: шум, вибрации, электромагнитные поля и прочее.

2.  Загруженность автодорог городским транспортом – многокомпонентность выхлопов бензинового и дизельного топлива автотранспорта является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов диоксидом азота, оксидом углерода, органическими веществами, а высокая загруженность автодорог даже в городах с хорошей проветриваемостью приводит к накоплению вредных примесей в атмосфере воздуха.

3. Низкая проветриваемость атмосферного пространства населенных пунктов – находящиеся в воздухе загрязнители накапливаются в приземном слое атмосферы и их концентрация сохраняется на очень высоком уровне.





Итоги экологического мониторинга РГП "Казгидромет" за 2017 год показали, что 32 населенных пункта РК отнесены к "низкому" уровню загрязнения, 10 – к классу "повышенного" уровня и 7  отнесены к классу "высокого" уровня загрязнения воздуха.

Данные показывают:

Города с высоким уровнем загрязнения: Жезказган, Каратау, Караганда, Шымкент, Темиртау, Усть-Каменогорск и поселок Глубокое.

Города с повышенным уровнем загрязнения: Астана, Алматы, Актобе, Жанатас, Семей, Риддер, Тараз, Актау, Балхаш, Шу.

Низкий уровень загрязнения в городах Степногорск, Аксай, Аркалык, Житикара, Зыряновск, Кентау, Лисаковск, Рудный, Сарань, Костанай, Туркестан, Уральск, Кокшетау, Аксу, Кызылорда, Павлодар, Жанаозен, Кульсары, Экибастуз, Талдыкорган и поселках Березовка, Бейнеу, Акай, Сарыбулак, городах Атырау, Петропавловск, Торетам, Январцево, Карабалык, Кордай, СКФМ "Боровое" и Щучинско-Боровская курортная зона.

Как же определить показатели загрязнения атмосферного воздуха? Степень загрязнения атмосферного воздуха примесью оценивается при сравнении концентрации примесей с ПДК (в мг/м3, мкг/м3).  ПДК – это предельно-допустимая концентрация примеси.

Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха за месяц используются три показателя качества воздуха:

– стандартный индекс (СИ) – наибольшая измеренная в городе максимальная разовая концентрация любого загрязняющего вещества, деленная на ПДК;  



– наибольшая повторяемость (НП), %, превышения ПДК – наибольшая повторяемость превышения ПДК любым загрязняющим веществом в воздухе города;



– индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) – показатель загрязнения атмосферы. Для его расчета используются средние значения концентраций различных загрязняющих веществ, деленные на ПДК и приведенные к вредности диоксида серы.




Теперь стоит рассмотреть прогрессивный рост или же спад по загрязнению окружающей среды различными загрязнителями на графиках, которые ежегодно предоставляет РГП "Казгидромет".









Осторожно, мегаполисы в тумане!

Загрязнение мегаполисов  происходит посредством выброса в воздух свинца, бензапирена и формальдегида. Основным источником загрязнения воздуха является транспорт, на долю которого приходится 70% суммарного выброса вредных веществ в воздушный бассейн. И его с каждым годом становится все больше и больше. Так, согласно данным Казгидромета, в воздухе находятся следы активных химических соединений 3, 4 класса опасности (оксид азота, углерода, серы), реже соединения 1-2 класса опасности.

Последние 10 лет загрязнение воздушных бассейнов городов Казахстана – проблема обусловленная многими факторами. На примере Алматы можно рассмотреть, как особое расположение города и выхлопные газы создают экологическую катастрофу на наших с вами глазах. Буквально в одно десятилетие Алматы стал одним из самых загрязненных городов Казахстана, при этом не имея такой концентрации промышленных производств, как в Центральном Казахстане.

Это неудивительно, ведь подавляющее большинство автомобилей в Алматы с двигателями внутреннего сгорания, которые при сжигании топлива выделяют наибольшее количество токсичных примесей и тяжелых металлов.



Основным источником загрязнения является диоксид азота, который выше предельно допустимой нормы. Этот газ "разукрашивает" воздух Алматы, ему дана вторая категория опасности по международным стандартам. При высоких концентрациях он имеет бурый цвет и удушливый запах.  Смог буквально топит город, увидеть это невооруженным взглядом можно с любой горы – того же Кок-Тюбе. 



Также алматинский воздух отравлен оксидом углерода – превышение нормы в 4,2 раза. Это тот самый угарный газ, он не имеет цвета и запаха и очень токсичен. При хронических отравлениях появляются головная боль, бессонница, ухудшаются внимание и память.

Свою роль в загрязненности Алматы сыграла и деградация общественного транспорта, которая привела к переориентации горожан на личные авто, на порядок увеличив его количество. Поэтому улучшить ситуацию с общественным транспортом – это фактически спасти здоровье и жизни уже родившегося и будущего поколений. Эксперты отмечают, чтобы очистить воздушный бассейн города, нужно выселить из него как минимум миллион человек. 


В последнее время и астанчане стали жаловаться на смог, причиной коего стала безветренная погода без осадков, которая иногда наблюдается в городе, а также высокая относительная влажность, выбросы вредных веществ автомобильного транспорта и дым от печного отопления частного сектора. Учитывая, что над столицей часто нависает смог, для многих жителей аллергия стала привычной спутницей. 

"Воздушный бассейн в городах Астана и Алматы очень загрязненный. В особенности в Алматы, потому что город как бы находится в котле и при этом не проветривается. Если говорить, допустим, об Астане, то здесь, наоборот, все проветривается, но нет развитой санитарной зоны. К тому же в Астане большой процент пыльцевой аллергизации в летний период. Все ходят с носовыми платками, с красными слезящимися глазами. Это связано с пыльцой растений и с тем, что санитарная зона не настолько сильно развита. От этого идет полинация самой пыли (полинации – реакции организма на аллергены вроде пыльцы или пуха). Ну, наверное, еще и с низкой культурой самого населения. Допустим, когда мы ездим в машинах, полинация еще больше усиливается из-за того, что люди открывают окна и форточки. Повторяюсь, в Астане нет развитой санитарной зоны. Зелени нужно, чтобы больше было", – говорит врач аллерголог-иммунолог Асия Байменова.



Действительно, Астана – город пустырей и бетона. Столице очень не хватает зеленых зон, не говоря уже о каких-либо нормах. Как бы людей не раздражал тополиный пух, но именно тополь лучше всех остальных деревьев очищает воздух. Он отлично поглощает вредные сернистые и фтористые соединения и даже радиацию. Считается, что один тополь производит столько же кислорода, как 3 липы, 4 сосны или 7 елей. К тому же он дешевый, быстро растет и хорошо переносит загазованность, поэтому в отличие от других деревьев тополя спокойно растут вдоль дорог. Так что сделать воздух хотя бы немного чище по силам каждому, к примеру, можно посадить дерево возле дома или хотя пару раз в неделю приезжать на работу на велосипеде. Причиной загрязнения воздуха в Астане эксперты считают также возрастающую численность населения. Кроме того, в столице сохраняется большое количество частных домов, которые отапливаются углем. К тому же город растет, на его территории много строек, а это всегда сопровождается повышенным содержанием пыли в воздухе.

В свою очередь на отчетной встрече с населением аким Астаны Асет Исекешев заявил, что решить проблему смога и экологии  в столице можно будет несколькими способами.

"Мы совместно с международными организациями, ООН, Всемирным банком и другими экспертами и экологическими ассоциациями создали комиссию, управляющий комитет, который приступил к работе. Работаем по двум направлениям. Первое – это разработка с учетом наследия ЭКСПО долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития. То есть будем отходить от угля, использовать более чистые источники", – говорил аким на встрече с населением.

Кроме того, по его словам, уже разработан трехлетний комплексный план по улучшению экологии, в котором будут приняты приняты меры по наиболее важным источникам выбросов – автотранспорт, городские теплоисточники, ТЭЦ, отопление частного сектора. Аким отметил, что на сегодняшний день 850 единиц автотранспортных средств коммунальных предприятий переведены на газомоторное топливо.

"Также мы выдали 14 тысяч соглашений юридическими и физическим лицам на установку газобаллонного оборудования. В городе работают 158 единиц экотакси и более 14 тысяч частных авто с установленным газобаллонным оборудованием. Подписаны меморандумы с владельцами частных таксопарков на применение газомоторного топлива с завершением работы в 2018 году", – проинформировал Асет Исекешев.

Аким в ходе встречи отмечал, что важную роль в улучшении экологии города сыграет поэтапный перевод частного жилого сектора и больших зданий на газ.

"Мы начали проект по модели сжиженного газа. Инвестором построена станция по проспекту Туран, с которой начата подача привозного сжиженного природного газа. Первый потребитель – Назарбаев Университет. Завершено подключение Космического центра и Академии Министерства обороны. В этом году подключим наши крупные спортивные объекты – "Алау" и "Астана Арена", – рассказал аким.

По его словам, до конца 2018 года будет запущена вторая станция с охватом частного сектора: жилых массивов "Пригородный", "Тельмана" и международного аэропорта "Нурсултан Назарбаев". Немаловажный вопрос заключается и в строительстве магистрального газопровода.

"Важный вопрос, который по поручению Главы государства обсуждается в Правительстве, – это строительство магистрального газопровода. Сейчас изучается вопрос финансирования, строительства. Когда будет принято решение, думаю, все жители города об этом узнают", – отметил аким Астаны.

Промышленная катастрофа!

Алматы, казалось бы, с ее удручающей экологией, с первым местом по количеству заболеваний дыхательной и эндокринной систем в Казахстане и почетным в списке  самых грязных городов мира,  да и просто городу с большим количеством автомобилей, не стоит ждать ничего положительного? Но, по данным  мониторинга Казгидромета, уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с  прошлым годом имеет положительную динамику. Туда же попала и  Астана с ее неразвитой санитарной зоной, а также Кызылорда, Балхаш и поселки Бейнеу и Акай.

В большинстве населенных пунктов уровень загрязнения остался на уровне 2016 года.

А вот в трех городах и одном поселке уровень загрязнения атмосферного воздуха повысился по сравнению с прошлым годом. Это Актау, Каратау, Усть-Каменогорск и поселок Глубокое. 

Вот уж кому точно не позавидуешь, так это жителям Усть-Каменогорска. С каждым годом экологическая ситуация в городе становится все хуже, а дышать становится все труднее. Экологи города давно бьют тревогу. Промышленный город – зона настоящего экологического бедствия. В воздухе областного центра ВКО содержатся опасные для здоровья человека вещества – тяжелые металлы, свинец, цинк, мышьяк, бериллий. Да и сами жители признаются, что на улице можно ощущать металлический привкус во рту.



К тому же в последние годы промышленные предприятия Усть-Каменогорска набирают обороты. Так, к примеру, на "Казцинке" стали действовать крупные медеплавильный и электролизный заводы, идет расширение свинцового производства. На титано-магниевом комбинате не так давно заработал новый завод титановых слитков и сплавов, началось сооружение цеха титановых листов. А Ульбинский металлургический завод третий год расширяет карты хвостохранилищ, чтобы дополнительно принять почти 2 миллиона кубов отходов. Кроме того, в Усть-Каменогорске наблюдается ежегодное увеличение количества транспортных средств.

Многие жители города страдают болезнями верхних дыхательных путей. Нельзя не согласиться с тем, что Усть-Каменогорск остается одним из лидеров в республике по онкологическим заболеваниям и содержанию вредных веществ в атмосфере.

Усть-Каменогорск действительно находится на грани экологической катастрофы. Общественность города не раз поднимала вопрос о придании городу статуса зоны экологического бедствия. По закону эта мера предусматривает обязательные серьезные вложения в оздоровление экологии и населения. Но вот от государства пока нет ответа.




Не легче дышится в Караганде, Балхаше и Темиртау. В Темиртау еще и черный снег может выпасть. Отмечается, что основным загрязнителем воздуха в городе является металлургической комбинат АО "АрселорМиттал Темиртау".

Кроме того, специалисты озабочены повышенной концентрацией в воздухе аммиака, сероводорода, углеводородов, оксида углерода и диоксида азота. Также в отобранных пробах снега экологи выявили высокое содержание углерода, сажи и железа. По мнению специалистов, это еще раз доказывает, что снег чернеет от выбросов предприятий.

Экология страны – здоровье населения

Всем давно известно, что из всех объектов окружающей среды основным определяющим компонентом в формировании здоровья человека является атмосферный воздух. Большинство же жителей городов до сих пор уверены, что вдыхание атмосферных загрязнителей (химических соединений) в низких концентрациях существенно не влияет на здоровья человека, однако многие эксперты и врачи заявляют об обратном. Экология предопределяет качество жизни человека, здоровье и иммунитет.

"На самом деле загрязнение воздуха ухудшает функцию кровеносных сосудов легких, происходит нарушение иммунной системы организма пациентов. Также существует вероятность получить ишемическую болезнь сердца", – говорит врач-пульмонолог высшей категории Татьяна Гонгало.



Она подчеркивает, что у женщин есть вероятность рождения детей с пороками развития. Выявлена экозависимая патология детского населения, связанного с плохой экологической обстановкой.

В то же время с каждым годом количество больных аллергическими заболеваниями дыхательных путей прогрессирует из года в год и все из-за пагубного влияния смога и грязного воздуха.

"Независимо от времени года мы замечаем, что отмечается рост заболеваемости как среди детского населения, так и взрослого. Ну это большей частью связано с загрязнением атмосферного воздуха. Также в настоящее время это связано с ростом количества машин – это выхлопные газы, и даже статистически отмечается, что именно городское население чаще страдает патологией верхних дыхательных путей, нежели сельское население. Это опять-таки связано со смогом, с большим количеством машин, с выхлопными газами и, конечно же, с загрязнением воздуха, которое идет от промышленных организаций – заводов и фабрик", – сказала врач аллерголог-иммунолог Асия Байменова.

Осознавая, что вред нашего воздуха губителен, а порой и смертельно опасен, напрашивается вопрос: бессильны ли мы? Можно ли защитить себя?

"По моему мнению, бензин и все горючее должно быть очищенное. У нас же часто не совсем чистый продукт бывает. Нужно развивать электромобили – это ведь экологический вид транспорта", – считает врач Асия Байменова.

"Можно не всегда, но все же необходимо уменьшить физическую активность на улице, чаще проветривать жилье в раннее утреннее время, – советует Татьяна Гонгало. – На улице в периоды самой плохой экологии целесообразно пользоваться респиратором, увеличить потребление жидкости и витаминов".

В заключение многие специалисты и эксперты отмечают, что самым первым и необходимым шагом в формировании здоровой экологии, чистого воздуха и, соответственно, здоровой нации является информированность населения. Пока жители Казахстана не начнут интересоваться вопросом и требовать улучшения ситуации, изменения будут происходить медленно. Необходим системный подход, городским администрациям и жителям городов надо понимать к чему стремиться, определить, каким воздухом мы хотим дышать и как этого добиться. Существенным улучшением экологии для страны и здоровья народа может стать отказ от стремительного увеличения численности автотранспорта и особенно отказ от автомобилей старого образца,  в котором удельные выбросы загрязняющих веществ, отра­ботанных газов значительно превышают удель­ные выбросы новых моделей автотранспорта, особенно по оксидам углерода. Немаловажно и газифицировать все районы, а государству, в свою очередь, снизить ставки на газ. При таком раскладе люди не станут жечь уголь и уж тем более всякий мусор и покрышки, наносящий серьезный вред экологии. И, пожалуй, весомую  роль должны сыграть отечественные НПЗ, ориентированные на мировые экологические стандарты.

Системное взаимодействие между властями и общественностью, а также различными госструктурами, работа которых напрямую или смежно связана с качеством воздуха (природоохранные органы, структуры, занимающиеся мониторингом качества воздуха, здравоохранением, транспортом и др.), может способствовать улучшению состояния экологии городов Казахстана.
Автор:
Жанат Тукпиев
10:00, 16 Марта 2018
0
20659
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров