Общество

Названы лидеры Национального рейтинга востребованности вузов РК – 2019

Фото с сайта ehonews.kz
Ведущими лидерами в Национальном рейтинге востребованности вузов РК-2019 стали Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Казахский национальный женский педагогичес­кий университет, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени М. Оспанова. Об этом c Kazpravda.kz поделились Шункеев К. Ш., эксперт 1-й категории НААР, д. ф-м. наук, профессор Ниязова Г. Б., руководитель проекта рейтингового исследования НААР.

Как известно, рейтинги и их признание имеют особую значимость в стране как с точки зрения развития системы образования и повышения конкурентоспособности образовательных программ, так и роста занятости населения, уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций, развития бизнеса и национальной экономики в целом.

Рейтинг вузов позволяет определить конкурентные преимущества высшего учебного заведения, повысить его авторитет и поднять имидж на национальном и международном рынках образовательных услуг.

Рейтинг – это степень популярности вузов, показатель доверия со стороны стейкхолдеров и эффективности реализуемых образовательных программ в условиях глобального развития мирового образовательного пространства.

Национальный рейтинг позволяет вузам информировать общество, продвигать свои образовательные программы, привлекать большее количество обучающихся, а главное – повысить качество образовательных услуг. Рейтинг вузов становится значимым инструментом системы образования и всегда вызывает большой интерес у общественности республики.

Независимое агентство аккредитации и рейтинга (HAAP/IAAR) проводит Нацио­нальный рейтинг востребованности вузов рес­публики. Ранжирование вузов основано на соблюдении Берлинских принципов, таких как прозрачность, объективность, проверяемость и доступность источников информации. Рейтинг HAAP/IAAR ориентирован на определение качества образовательных программ по направлениям подготовки кадров. С 2018 года с учетом запросов вузов проводится Генеральный рейтинг вузов РК «топ-20», основанный на количественных методах исчисления, что позволяет демонстрировать вузам все многообразие образовательных программ.

Современные тренды в развитии казах­станского общества – цифровизация и ускорение технологических изменений – ведут к появлению новых сфер деятельности и новых профессий, что создает серьезные вызовы для трансформации высшего образования. Соглас­но внесенным 4 июля 2018 года изменениям в Закон Республики Казахстан «Об образовании», повышение качества образования в условиях академической свободы и управленческой самостоятельности является главной политикой вузов республики. Поэтому востребованность и трудоустройство выпускников становятся ведущим приоритетом высшей школы. В соответствии с требованиями МОН РК вузы страны ориентированы на обновление образовательных программ с учетом профессий будущего, удовлетворение разносторонних интересов и способностей обучающихся, повышение ответственности за качество предоставляемых услуг. Важным направлением деятельности вузов республики становится реализация совместных образовательных программ, на что указывает динамика их роста.

Национальный рейтинг востребованности вузов РК-2019 учитывает особенности вузов республики, а также и их много­образие. Рейтинговое исследование – оценка качества образовательных программ по уровням и направлениям подготовки специалистов проводится с целью повышения качества, что способствует росту конкурентоспособности образовательных услуг и обеспечивает казахстанскую общественность информацией о степени соответствия качества образования требованиям рынка, признанности преподавателей и результативности научно-исследовательской деятельности вуза.

Высшие учебные заведения ориентированы на продвижение культуры обеспечения качества образовательных услуг и на развитие транснационального образования. Качество образования, как ключевой индикатор устойчивого роста страны, требует постоянной оценки. Рейтинг, проводимый НААР как измеритель уровня обеспечения качества образования, позволяет соответствовать требованиям стран ОЭСР и способствует выходу вузов в международное образовательное пространство. Это важный шаг на пути вхождения нашего государства в число 30 самых развитых стран мира.

Ведущими лидерами в Национальном рейтинге востребованности вузов РК-2019 стали Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, Казахский национальный женский педагогичес­кий университет, Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени М. Оспанова.

Рейтинговые исследования, ежегодно проводимые Независимым агентством аккредитации и рейтинга (НААР/IAAR), направлены на достижение основной задачи вузов – повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников и роста экспортного потенциала образовательных услуг. Мониторинг рейтинговых исследований HAAP/IAAR с 2014 по 2018 годы отмечает устойчивый рост качественных показателей вузов: улучшение образовательных программ, развитие потенциала профессорско-преподавательского состава, расширение внутренней и внешней академической мобильности, а также ответственность вузов не только за подготовку кадров, но и востребованность выпускников на рынке труда.

Ранжирование образовательных программ HAAP/IAAR признано IREG Observatory и находится в числе известных технологий определения рейтингов вузов. Главным достоинством ранжирования HAAP/IAAR является объективность индикаторов, максимально отражающих деятельность вуза по качественной подготовке специалистов, которые анализируются в компьютерной программе из базы данных республиканских и международных информационных ресурсов, где не требуется их бумажное сопровождение.

В условиях интеграции в мировое образо вательное пространство переход Республики Казахстан на принципиально новую траекторию развития и использования цифровых технологий подчеркивает актуальность и значение цифровой технологии ранжирования  HAAP/IAAR, которая включает отдельные аспекты вебометрики, исключает экспертные суждения и представляет объективную картину, что и вызывает доверие общества и организаций образования.
Технология ранжирования вузов HAAP/IAAR разработана в виде инновационного механизма обеспечения качества, сближения системы подготовки специалистов с рынком труда с учетом мировых тенденций ранжирования, запросов выпускников, требований стейкхолдеров и интересов общества. При проведении рейтинга в 2019 году Независимым агентством аккредитации и рейтинга улучшена методология цифровой программы ранжирования вузов на основе применения современной версии. В цифровую технологию ранжирования включены отдельные элементы Webometrics, что позволяет дать объективную и прозрачную оценку, и, соответственно, такая информация располагает к доверию со стороны заинтересованных лиц и академического сообщества.

Цифровая технология ранжирования вузов позволяет в автоматическом режиме формировать итоговый отчет по 456 образовательным программам, как по уровням (бакалавриат – 165, магистратура – 159 и докторантура – 132), так и по всем 13 направлениям подготовки специалистов (образование, гуманитарные науки, право, искусство, социальные науки, экономика и бизнес, естественные науки, технические науки и технологии, сельскохозяйственные науки, услуги, военное дело и безопасность, здравоохранение и социальное обеспечение, ветеринария, вычислительная техника).

Институциональный рейтинг вузов Респуб­лики Казахстан по 13 направлениям образовательных программ осуществляется как по итоговому баллу, набранному по трем уровням подготовки, так и отдельно по каждому уровню подготовки специалистов – бакалавриат, магистратура и докторантура.

Генеральный рейтинг вузов РК «топ-20» определяется по суммарному баллу, набранному по всем направлениям и уровням (бакалавриат, магистратура и докторантура) образовательных программ.

В Национальном рейтинге востребованности вузов-2019 приняли участие 87 вузов страны. При этом особую сложность в проведении ранжирования вузов вызвали получение и обработка актуальных и, главное, достоверных данных, требуемых для исследования. Поэтому в связи с подачей некорректной информации 28 вузов были отклонены. Для отбора вузов, которые стали участниками рейтинга, применялись квалификационные требования. Таким образом, в рейтинг включены 59 вузов, которые выполнили все требования для участия в ранжировании: национальных университетов – 8, государственных – 21, акционерных – 10 и частных – 20.

В основу методологии проведения ранжирования вузов положены основные критерии.

Во-первых, сведения об институциональной и специализированной аккредитации по уровням подготовки: бакалавриат–магистратура–докторантура. В настоящее время в условиях вхождения в мировое образовательное пространство качество высшего образования должно оцениваться с учетом конкурентоспособности образовательных программ. Прохож­дение международной аккредитации является ключевым инструментом оценки обеспечения качества образования.

Во-вторых, трудоустройство выпускников и их востребованность на рынке труда. Важным индикатором эффективной деятельности вуза является признание стейкхолдерами качества образовательных программ и конкурентоспособность образовательных услуг вуза потребностям и требованиям рынка труда.

В-третьих, уровень развития человеческих ресурсов. Основными показателями авторитета вуза является наличие студентов-обладателей «Алтын белгі» и победителей олимпиад, высококвалифицированных преподавателей и активных исследователей; качественный сос­тав преподавателей и ученых (их признание и вклад в науку), а также и количественные показатели (государственные и именные премии, научные и образовательные стипендии, звания «Лучший преподаватель вуза», научные и международные проекты).

В-четвертых, интернационализация образования и развитие академической мобильности. Обмен студентами и преподавателями, наличие совместных образовательных программ с лучшими международными вузами-партнерами, научные стажировки ППС и молодых исследователей, привлечение зарубежных преподавателей позволяют оценить качество образования и результативность исследований в вузе.

В-пятых, научно-публикационная активность преподавателей, магистрантов и докторантов, которая является отражением эффективной научной деятельности и потенциала вуза. Оценка результатов исследований проводится с учетом индекса h-index (индекс Хирша) преподавателей, магистрантов и док­торантов, на основе анализа и оценки базы данных Thomson Reuters, Scopus, ISI Web of Knowledge. Проведение рейтинговых исследований показывает динамику роста научных публикаций на международных площадках, что позитивно отражается на качестве образовательных программ.

С каждым годом растет интерес и доверие вузов к участию в рейтинге, проводимом НААР/IAAR, и это связано с тем, что Национальный рейтинг востребованности вузов позволяет оценить качество образования и демонстрировать динамику его развития; повысить конкурентоспособность вуза и обеспечить рост экспортного потенциала образовательного сектора Республики Казахстан.

Таким образом, ежегодно проводимый HAAP/IAAR мониторинг вузов способствует организациям образования республики обеспечивать и повышать качество образовательных услуг и в дальнейшем выйти на международный уровень образовательного пространства.

Проведенный Национальный рейтинг востребованности вузов-2019 представляет результаты цифрового ранжирования на официальном сайте НААР/IAAR www.iaar.kz, в СМИ, а также в государственной электронной системе egov.kz/

Скачать таблицу рейтинга
08:10, 16 Мая 2019
0
1661
Подписка
Скопировать код

Популярное

Новости партнёров