"Есть такие антиваксеры, которые вакцинируются втихую" – интервью с Рахимом Ошакбаевым

3346
Мария Шило
Президент ОФ «Центр прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев – один из создателей Гражданского штаба по борьбе с пандемией коронавируса «Ел үшін егілемін» в интервью нашей газете рассказал о том, кто входит в число антиваксеров и что требуется для создания качественного контента. Ведь Глава государства в своем Послании сказал, что противники вакцинации должны понимать, что несут ответственность не только за себя, но и за жизни других. Поэтому нельзя идти на поводу у лиц, агитирующих против прививки.

– Рахим Сакенович, слышала о том, что штаб был создан по Вашей инициативе?

– Это не только моя инициатива, к ней причастны многие – все, кто всерьез был обеспокоен текущей ситуацией как с вакцинацией, так и с теми заблуждениями, в которых упорствуют многие наши соотечественники. Поэтому мы решили объединиться, на 3 месяца отложить свои дела в сторону, чтобы показать обществу, что, кроме антиваксеров с их противостоя­нием, есть еще и сознательные граждане, руководствующиеся прежде всего здравым смыслом, ответственно относящиеся к своему здоровью и безопаснос­ти окружающих. А идея создать данное неформальное объединение родилась в WhatsApp-чате, где мы обмениваемся мнениями.

– Наверное, в этой группе присутствуют очень занятые люди, которым непросто отложить основную работу даже ради гражданской инициативы?

– Безусловно. Один из них, к примеру, это Рафаил Иосифович Розенсон – известный иммунолог, у которого имеется обширная практика, много клиентов. У Динары Сатжан, успешной медийной личности и телеведущей, тоже много работы. При этом мы не правительственная и не коммерческая организация, у каждого из нас своя сфера дея­тельности. Я и мои коллеги стараемся изыскать несколько часов в неделю для того, чтобы заниматься еще и вопросами информирования граждан. Динара потратила немало времени на то, чтобы на своем канале делиться необходимой информацией, а ведь у нее больше миллиона подписчиков. Поддерживает нас и известная казахстанская телеведущая, журналистка Ляйла Султанкызы – у нее 3 миллиона подписчиков. Причем это все некомфортные вещи – часть наших сограждан не просто упорствуют в убеждениях, но и ведут себя агрессивно в комментариях, в частности, про меня фейки делают и даже проклинают. Удивительно было столкнуться с таким уровнем агрессии. Но мы все равно пытаемся, простите за пафос, исполнить свой граж­данский долг. Все это ничто по сравнению с тем, если нам удастся достучаться до определенной части людей, которые в итоге сберегут свое здоровье, а также здоровье и жизнь близких.

– Что движет людьми, которые не просто помогают распространять фейки, но еще и нападают на тех, кто пытается донести важную информацию?

– Я для себя сделал следующий вывод: людей, ведущих себя агрессивно и которых Президент Токаев назвал антиваксерами, на самом деле немного. Так вот, они берут эту тему, пытаются оседлать общую волну недовольства, протеста, психологической усталости с тем, чтобы впоследствии успешно ее эксплуатировать. Набирают подписчиков и так называемые донаты. Для них это возможность заработать в том числе. Причем мы недавно обнаружили, что есть такие антиваксеры, которые сами вакцинируются втихую, выезжая для этого за рубеж. Вторую группу людей, которая избегает вакцинации, я не стал бы стигматизировать, навешивать им ярлыки. Это нормальные, рациональные люди, которые, к сожалению, подверглись воздействию недостоверной информации. Есть такой известный психологам феномен: если человек приобретает какие-то убеждения, он их очень неохотно меняет. Услышав где-то, что вакцина еще не до конца разработана или изучена, он впоследствии старается избегать иной точки зрения. И наша задача достучаться, донести до него информацию о других, более тяжелых рисках. На самом деле имеется очень большой спектр осложнений, в том числе долгосрочных, для переболевших коронавирусом. В то же время мы уже сейчас столк­нулись с тем, что присутствует определенная информационная усталость от данной темы. К каким бы хорошим спикерам мы ни обращались, в какой-то момент любая предоставленная ими информация перестает восприниматься окружающими должным образом. У нас уже 70% вакцинированных, это уже больше, чем в соседней России. Остальные 2–3 миллиона непривитых граждан, возможно, будут самыми «сложными». Хотя у нас есть еще 2 месяца для информирования последних. Нужно придумать что-то особенное, чтобы пробиться сквозь информационное выгорание, нужен хороший контент, в том числе для соцсетей.

– Хороший контент стоит денег. Вы вкладываете свои средства?

– Приходится. Мы выделили собственные средства, собрав в итоге 10 миллионов тенге. Безус­ловно, у нас есть работники, которым необходимо оплачивать их труд. Пока работаем на своих ресурсах – pro bono, также многие единомышленники помогают бесплатно в качестве волонтеров. В данный момент готовим новую волну контента, хотим запус­тить кампанию по повышению доверия к нашей казахстанской вакцине QazVac, которая действительно заслуживает права называться хорошей. Однако ее продвижение нуждает­ся в креативном подходе – графике, видео, качественном копирайте. Пока все это делается на собственные средства, возможно, позже обратимся за поддержкой. К примеру, когда будем работать с креативщиками, попросим выставить их коммерческое предложение, чтобы передать коммерческим структурам, которые смогут оплатить продукт напрямую, минуя нас. Важно подчеркнуть, что мы не претендуем ни на какие бюджетные средства и не возьмем их. Потому что это может подорвать доверие и к нам, и к самой информационной кампании. Для нас важно соблюсти чистоту намерений и помыслов, избежать домыслами о том, что кто-то пытается на этом заработать.

– Вы не будете против, если к информационной кампании захотят присоединиться другие единомышленники?

– Конечно же нет. Отчасти еще и для этого мы ездим по регионам, встречаемся с блогерами, общественниками и активистами. Поддержка может заключаться даже в том, что человек поделится информацией в своем окружении, опубликует ее в социальных сетях, выступит перед аудиторией. Я называю это прокси-подходом: работать не только на широкие массы в соцсетях, но и непосредственно общаться в регионах с теми, кто имеет определенное влияние на других людей. Педагоги, врачи, руководители секций и кружков, работодатели – если они и представители других категорий населения страны будут должным образом убеж­дены и информированы, то смогут тем или иным образом передать свою убежденность людям, которые им доверяют.

– Через 2 месяца деятельность штаба завершится. Что будет после?

– Мы начали 5 августа, надеем­ся подвести определенные итоги уже 5 ноября. Рассчитываем на цифры 8–9 миллионов вакцинированных казахстанцев, может, даже и больше. Впереди еще другие вызовы. Очень переживаем за детей: статистические данные свидетельствуют о том, что свыше трех с половиной тысяч детей отправлено с ковидом на карантин. Окончательного решения по этому вопросу еще не принято, поэтому пока мы только наблюдаем за ситуацией. И еще предполагаем, что в будущем году встанет вопрос изыскания средств на проведение вакцинации. Сегодня развитые страны столкнулись с тем, что через 6 месяцев после получения вакцины иммунитет к инфекции снижается. Скорее всего, нам тоже придется заниматься повторной вакцинацией. Расслабляться пока рано.

Популярное

Все
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Пострадавшие благодарят за помощь
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Ясновидящая-свидетель по делу Бишимбаева заявила об угрозах в свой адрес
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
В правительстве обсудили проект по финансовой грамотности
Ксения Собчак - о «тихой революции» в казахстанском обществе
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
В Минсельхозе опровергли информацию о продаже на рынках мертвечины
В Астане дольщики многострадального ЖК спустя 13 лет получат ключи
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 27 февраля
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 26 февраля
Все регионы покинули "красную зону" по КВИ
Суточная смертность от коронавируса в Казахстане на 25 февр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]