Новая индустриализация

​В условиях Индустрии 4.0

Основным трендом в отечественном машиностроении, которое смело можно назвать локомотивом всей экономики страны, стали новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции. Именно новые возможности развития стали темой VI Форума машиностроителей Казахстана, прошедшего в Астане.

Драйвер диверсификации экономики

Более тысячи делегатов из 25 стран мира, таких как Германия, США, Италия, Турция, Россия, Китай, собрались для обсуждения актуальных вопросов не только машиностроения, но и всей обрабатывающей промышленности.

– От наших решений будет зависеть траектория дальнейшего развития казахстанского машиностроения. Торговые войны, экономические санкции, геополитика, стремительный технический прогресс – все это рождает новые вызовы для экономики и отрасли. Нам предстоит выработать основы новейшей модели сотрудничества и кооперации в изменившихся реалиях, – подчеркнул на открытии пленарного заседания председатель правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев.

И пожалуй, лучшим напутствием этим намерениям стало приветствие Главы государства Нурсултана Назарбаева делегатам Форума машиностроителей, которое от имени Президента РК зачитал первый заместитель Премьер-министра Аскар Мамин.

«Машиностроение является основной отраслью экономики, и государство поддерживает эту сферу. В 2017 году объем производства машиностроения составил 1,3 трлн тенге. Отрасль сейчас очень динамично развивается. Мы видим роботизированные заводы, новые виды и модели машин. Весь мир переходит к цифровизации, и наше государство тоже не должно отставать от этих тенденций», – говорится в приветственном письме. В связи с этим Глава государства в приветствии особо подчеркнул, что в Казахстане «разрабатывается проект комп­лексного плана развития машиностроения на 2019–2030 годы, который направлен на повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения и является стратегическим…»

Передав участникам форума от имени Президента пожелания плодотворной работы и дискуссий, Аскар Мамин сообщил, что к концу года объем производства в отрасли также превысит триллион тенге. По итогам 8 месяцев темпы роста в машиностроении составили 13%, опередив средние темпы роста по промышленности в целом в 3 раза.

– Это позволяет говорить об отрасли как о реальном двигателе индустриализации и о драйвере диверсификации экономики страны. Особенно сильную динамику демонстрирует автомобилестрое­ние, темпы роста которого по результатам 8 месяцев сформировались на уровне выше 50%. Совместно с мировыми отраслевыми лидерами мы наладили производство конкурентоспособной и востребованной продукции, включая автомобили, продукцию железнодорожного машинострое­ния, локомотивы, вагоны, оборудование нефтегазового сектора и горно-металлургического комп­лекса, электрооборудования, сельскохозяйственной техники, – проинформировал Аскар Мамин.

По его словам, сегодня в Казахстане представлены многие крупные международные компании, а отечественная продукция находит спрос в странах Евразийского экономического союза, Центральной Азии, Европы. Успешность инициатив и растущая перспективность отрасли позволяет строить планы по дальнейшему наращиванию локализации, и мы активно работаем в этом направлении.

– Наши ожидания касательно постепенного смещения потребительского спроса в азиатский регион оправдываются в полной мере: рост населения и улучшение его благосостояния сделали регион одним из наиболее перспективных рынков сбыта. Отражая структуру спроса, мы должны продолжать делать упор на массовость и бюджетность производимой продукции, это стержень экспортоориентированного машиностроения. Это сегодняшний тренд, – подчеркнул первый вице-премьер.

Ожидания по поводу значимости отрасли для внутренней экономики, по его мнению, также находят свои обоснования: машиностроение стало «стерж­нем усилий по наращиванию капиталоемкости экономики», а также катализатором повышения добавленной стоимости, создаваемой в республике.

– Усилия в рамках первой пятилетки индустриализации по нап­равлениям железнодорожного машиностроения и автомобилестроения привели к мультипликативному эффекту в инфраструктуре, строительстве, обработке и услугах, – отметил Аскар Мамин. – В рамках форума планируется обсудить проект программы дальнейшего развития отрасли, в первую очередь в вопросах наращивания продуктивности и внедрения передовых технологий. Ожидается внесение на обсуж­дение пакета финансовых, фис­кальных и институциональных мер для дальнейшего усиления инновационно-экспортного потенциала. В рамках комплексного плана будут обсуждены меры по развитию экспорта продукции машиностроения, и мы уверены, что они приведут к реализации цели по расширению присутствия нашей продукции на рынках Азии и Европы.

Цифры и «цифра»

Подробнее на итогах и отраслевых достижениях отечественного машиностроения, ставшего за годы индустриализации самой динамично развивающейся в Казахстане отраслью, остановился в своем выступлении министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек. Министр, в частнос­ти, сообщил, что объем отраслевого производства увеличился в 2,3 раза – с 376 млрд тенге в 2010-м до 870 млрд в 2014 году. Доля отечественного машиностроения в обрабатывающей промышленности выросла с 9,7 до 14,8%. По итогам 8 месяцев объем производства в машиностроении составил более 638,1 млрд тенге, рост – 13,8%.

Наибольшую позитивную динамику демонстрирует автомобилестроение. Только в нынешнем году с казахстанских конвейеров сошли более 19 тыс. автомобилей общей стоимостью 117,7 млрд тенге. Это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причинами тому – восстановление спроса, открытие экспорт­ных рынков, а также программа льготного автокредитования и лизингового финансирования со стороны государства.

– Если в 2017 году каждый третий проданный автомобиль был выпущен на отечественных предприятиях, то по итогам 8 месяцев – уже каждый второй, – отметил Женис Касымбек, добавив, что на следующий год планируется продолжить программу льготного кредитования и лизингового финансирования коммерческой техники.

Сектор электротехнического машиностроения характеризуется наиболее стабильной динамикой и более углубленной локализацией. Рост здесь составил 143,1%, объем производства – около 80 млрд тенге. На это повлияло наращивание объемов крупнейших игроков сектора – ТОО «Кайнар АКБ», «Казцентрэлектропровод», «Астана Солар». В частности, выпуск электрических свинцово-кислотных аккумуляторов увеличился на 10% и превысил отметку в 1,5 млн штук, производство светильников выросло в 21 раз, кабелей – на 84%.

Также в текущем году произведено более 1 000 грузовых вагонов, что на 37,2% больше аналогичного периода 2017-го, рост достигнут за счет господдержки. За 2 года планируется выпустить 3 000 вагонов.

За полгода объем производства в секторе сельхозтехники составил около 12 млрд тенге, увеличение на 33,8%. Рост наблюдается на АО «Агромашхолдинг», ТОО «Комбайновый завод «Вектор», «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация».

– Для отрасли государством принимаются такие меры поддерж­ки, как освобождение продаж сельхозтехники от налога на добавленную стоимость, в текущем году из бюджета выделены средства на льготный лизинг комбайнов и тракторов. Министерством прорабатываются на эти цели в следующем году дополнительные ассигнования в 3 миллиарда тенге, – пояснил глава МИР.

Применением в производстве роботизированных сварочных комплексов отличаются ТОО «Мэйкер», «Жигермунайсервис», АО «Усть-Каменогорский арматурный завод». В целом за годы индустриализации в отрасли было осуществлено более 100 проектов.

Новым фактором дальнейшего развития являются цифровизация и технологическая модернизация производства. В нынешнем году элементы Индустрии 4.0 планируется внедрить на 7 модельных цифровых фабриках, в том числе 3 предприятиях машиностроения – Кентауском трансформаторном и Алматинском вентиляторном заводах и ТОО «Карлскрона».

– Мы ожидаем, что внедрение цифровых технологий повысит эффективность производства и снизит себестоимость производимой продукций ориентировочно на 20%. Однако важным условием является заинтересованность самих предприятий в повышении своей конкурентоспособности за счет внедрения цифровых технологий. Ожидается, что взамен господдержки бизнес возьмет на себя обязательства по достижению определенных показателей, таких как локализация, экспорт, производительность. Предприя­тиям, которые намерены повышать производительность, вкладывать средства в техническое обновление, выпускать конкурентоспособную продукцию и завоевывать глобальные рынки, будет оказано всестороннее содействие, – заверил министр.

Успехи нужно закреплять

Также на пленарном заседании выступили делегаты и почетные гости форума. Заместитель председателя НПП «Атамекен» Куаныш Бишимов рассказал о большой совместной работе с Союзом машиностроителей Казахстана, который консолидирует 8 отраслевых ассоциаций, 360 предприятий во всех регионах страны. Проведена паспортизация обрабатывающего сектора, в том числе 399 предприя­тий машиностроения, выявлены проблемы, которые НПП готов решать вместе с союзом.

– В июне мы подписали соглашение о пересмотре правил закупок «Самрук-Казына» с целью увеличения объемов производительности. Бизнес давал свои предложения, ряд проектов хотим осуществить в пилотном режиме. Начнем создавать новые условия в рамках долгосрочных договоров, когда предприятия будут обязаны проводить технологическую модернизацию, – проинформировал Куаныш Бишимов.

Министр по промышленности и АПК Евразийской экономической комиссии Александр Субботин в свою очередь подчеркнул, что машиностроение – это локомотив, который вытягивает всю экономику. Страны ЕЭС запускают общие проекты в «цифре». Фактически они откроют новый этап евразийской интеграции, теперь она более активно будет развиваться в сфере интернет-экономики.

– По данным консалтинговых агентств, доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет уже 5,5%. На пространстве ЕЭС это пока всего 2,8% ВВП, поэтому нам есть куда расти. В данных условиях государствам-членам необходимо действовать очень быстро и принимать все необходимые меры для недопущения отставания в этом процессе. В противном случае высокодоходные сегменты глобальных цепочек в создании добавленной стоимости займут другие страны, – предостерег Александр Субботин.

О результатах, достигнутых за счет господдержки, эмоционально высказался председатель наблюдательного совета АО «Кайнар АКБ» Куаныш Ажмагамбетов.

Талдыкорганский аккумуляторный завод, получая кредиты под полтора процента суммарно, сумел за 17 лет увеличить объем производства в 10 раз, полностью заполнить отечественный рынок и увеличить экспорт в 12 раз! Производительность труда выросла в 24 раза, проведена большая реконструкция.

– За непродолжительное время с момента создания отраслевого сою­за в 2004 году машиностроители Казахстана, несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, добились заметных результатов. Нынешний форум ставит перед нами такие амбициозные цели, как начало повсеместной цифровизации производства, широкомасштабное внедрение новых технологий и перспективное вхождение Казах­стана в число 30 ведущих экономик мира. В решении этих задач особое значение приобретают надежные партнеры, стабильные производственные связи, налаженная интеграция и хорошая кооперация между нашими предприятиями, – выразил общее мнение гостей депутат Госдумы, член Бюро машиностроителей России Виктор Зобнев. 

Автор:
Асель Муканова
10:39, 24 Сентября 2018
0
4856
Подписка
Скопировать код

Популярное