Мир Абая

Совсем как живой

В честь 175-летия Абая в ГКО «Қазақконцерт» презентовали эксклюзивную скульптуру великого мыслителя.

Фигура выполнена из воска и силиконовых материалов в стиле гиперреализма. Уникальность новой скульптуры, ее главное отличие от других посвященных Абаю памятников заключается в том, что она передает образ великого поэта максимально реалистично.

Благодаря особой технике и мастерству автора – скульптора, художника ГКО «Қазақконцерт» Айдоса Есмагамбетова – новая скульптура Абая не уступает ­качеством и красотой экспонатам знаменитого Музея мадам Тюссо. Мастер всесторонне изу­чил облик Абая и путем новых прие­мов сумел придать скульп­туре эстетическую выразительность.

Айдос Есмагамбетов известен как скульптор-гиперреалист, создающий неповторимые фигуры из силикона. Скульптурой он начал заниматься с 2010 года, окончил художественно-графический факультет Аркалыкского государственного педагогического института им. И. Алтынсарина по специальности «Изобразительное искусство и черчение».

– До этого только живописью занимался. Но однажды, в который раз увидев по телевизору сюжет о новой фигуре в Музее мадам Тюссо, я задумался: почему у них должно быть лучше кино, искусство, мы ведь на одной планете живем, тоже так можем, – объяс­нил Айдос свою мотивацию.

Скульптура Нурсултана ­Назарбаева тогда стала первой работой Айдоса, и он необычайно гордился тем, что и его, отечественного мастера, показали по телевидению. Сейчас он является автором скульптур государственных лидеров ­современного Казахстана, а также Абылай-­хана, Халық Қаһарманы, первого министра обороны РК Сагадата Нурмагамбетова. Есть в числе работ экс-президент США Барак Обама. А в настоящее время мас­тер работает над скульп­турой прославленного боксера Геннадия Головкина.

– Сначала делается каркас – из дерева, металла, стеклопластика. Он делится на 2–3 раздела согласно анатомии: голова, тело, конечности. Чтобы силиконовая форма держала каркас, делается еще скульптурный держатель из гипса. Потом он наполняется пеной, пенопластом. Затем покрывается тонким слоем специального скульптурного пластилина, – рассказал Айдос. – Основная работа – это пластилин. Важно вытащить без потери все мелкие детали, микроморщинки из плас­тилиновой формы. Потом уже телесным цветом красим специальный силикон, чтобы «залить» кожу человека. После идут уже финальные штрихи – грим.

Процесс создания силиконовых фигур, нужно сказать, весьма трудоемкий и сильно отличается от изготовления восковых. Например, силиконовая скульптура даже на ощупь более «живая», не говоря уже о действительно гиперреалистичном внешнем эффекте. Даже работа с цветом разнится: воск просто заливается телесным цветом, а потом мастер творит масляными крас­ками. Здесь же свои красители, которые вмешиваются в сам силикон.

– Восковую фигуру всегда есть возможность подправить: нос кривоват – можно незаметно исправить любым острым ин­струментом, подкрасить сверху – и как новый. А изъян в силиконе уже не исправить – он как резина, уже застывший. Здесь ни наклеить, ни убрать ничего нельзя – будет заметно. Придется все лепить заново, – рассказывает Айдос.

У фигур казахстанского мастера даже есть щетина. Она и выглядит, и ощущается натуральной, так как скульптор бережно вставляет по одной волосинке. А их с учетом волосяного покрова на голове, кстати, тоже создавае­мого вручную, несколько тысяч. Нельзя забывать, отмечает Айдос, и о направлении роста, длине волос – все выверено до мельчайших деталей. Как и рост самой фигуры – человек всегда изображается в натуральную величину, а для этого месяцами герой изучается со всех ракурсов при помощи доступных в Интернете данных, множества фотографий. Вообще, признается мастер, не помешал бы 3D-снимок. Но, к сожалению, не всегда бывает такая возможность, особенно при работе с историческими личностями.

При создании скульптуры Абая Айдос работал с единственной оригинальной фотографией мыс­лителя, сканированный вариант которой ему прислали из музея имени Абая в Семее. Изображения портретистов и памятники других скульпторов, признается мастер, здесь бы не помогли: образ поэта везде неточный, так как каждый автор старается передать больше творческий образ Абая.

– Сложную задачу я себе, конечно, поставил. Там же черно-белое фото, все детали нечеткие... Чтобы глаза, нос, губы нашли свое точное место на лице, высчитывал объем и пропорции математическим методом, совсем как в антропологии. В скульптуре жанра гиперреализма человек всегда изображен именно таким, какой он в жизни: мимика, черты лица, микроморщинки, анатомия – правильная форма, есть ли животик, насколько широки плечи – все показать надо, каждую деталь, – отмечает Айдос Есмагамбетов.

Сделать столь масштабную скульптуру мастер намеревался как раз к большой дате – 175-летию великого мыслителя. Год Айдос планировал работу, готовился, изучал материалы. Как только была собрана вся необходимая информация, приступил к основной работе, которая, к слову, заняла четыре месяца.

– Думал, если не я сделаю, то кто? Мы же не будем все время довольствоваться единственным черно-белым фото Абая, – поделился скульптор.

Торжественное открытие новой скульптуры Абая прошло совсем недавно в ЦКЗ «Казах­стан» с участием Государственного театра «Астана мюзикл» и этно-фольклорного ансамбля «Астана сазы», которые исполнили известные композиции поэта. К слову, незадолго до презентации Айдосу посчастливилось побывать на исторической родине великого хакима, посмотреть музей, прикоснуться к вещам, которые когда-то принадлежали Абаю, проникнуться духом былого…

Как отметил директор ГКО «Қазақконцерт» Женис Сейдуллаулы, презентация новой гиперреалистической скульптуры великого Абая стала одним из знаменательных событий, которые останутся в истории организации и казахстанской культуры в целом. Председатель Союза художников Нур-Султана Омирали Исмаилов тоже высоко оценил труд молодого скульп­тора и поблагодарил Айдоса за популяризацию наследия великого Абая в совершенно новом формате.

– Айдос – очень талантливый скульптор, художник. Мастеров гиперреализма у нас в стране практически нет. Он выполнил уникальную работу, в точности воссоздав образ Абая. Это очень хорошо для художника, когда он имеет возможность вдохновляться и творить в своей студии, – отметил автор монумента «Қазақ елі» Сембигали Смагулов и пожелал молодому скульптору творческих успехов.

После презентации Айдос Есмагамбетов показал свою мас­терскую в ГКО «Қазақконцерт», процесс работы над другими экспонатами. И похвастался свободным графиком работы, так необходимым творческим людям.

– Прихожу, когда удобно, обычно работаю допоздна. Я никогда не отдыхаю, даже во время отпуска всегда работаю. Люблю больше творить ночью. Когда вокруг работают люди, это немно­го отвлекает. А ночью, когда все уже ушли по домам, и наступает тишина, процесс уже по-другому идет: в здании никого – только ты и скульптура, ощущаешь свой мир в уединении с искусством, – рассказал Айдос.

Кстати, в том же Музее мадам Тюссо над одной фигурой работает команда из 15–20 человек: стилисты, парихмахеры, скульп­торы, и каждый занимается своим делом – кто-то только волосами, кто-то – только глазами, руками... Айдос же работает один, и лишь изредка ему помогает младший брат Нурдос Есмагамбетов, который пока только учится ремеслу. Однако в будущем, надеется скульптор, если в Казахстане откроется подобный музей силикиновых фигур, расширение будет необходимо.

– Команду наберем, будем обу­чать учеников. Это тонкая работа. Мне, конечно, нравится таким искусством заниматься, но все равно это большая нагрузка. Думаю, с большой командой и работа пойдет гораздо быстрее, – отмечает Айдос Есмагамбетов.

Пока же мастер заканчивает скульптуру Геннадия Головкина, работает в команде гримеров различных отечественных фильмов и художником по гриму театра «Астана мюзикл» ГКО «Қазақконцерт». По словам художественного руководителя театра «Астана мюзикл» Есляма Нуртазина, работать с Айдосом – это большое везение, так как он с особым энтузиазмом и трепетом создает неповторимые образы героев.

Планов на ближайшее будущее Айдос не строит: никогда ведь не знаешь, за каким поворотом тебя ждет вдохновение и замысел очередного творения.

Автор:
Наталия Хомс
08:36, 4 Декабря 2020
0
11380
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное