В Государственном архиве города Нур-Султана хранится немало материалов, в которых отражена трагическая история борьбы советской власти с религией.
С победой власти Советов мирная духовная жизнь города Акмолинска была нарушена. Как это было заведено, «по просьбам трудящихся» синагога была передана городскому совету и переоборудована под школу уже в первые годы советской власти. Мусульманские мечети и православные церкви еще некоторое время продолжали собирать верующих, но их участь также была предрешена.
– Строительство первой мечети в Акмоле (ее называют «старая мечеть», «первая мечеть», «деревянная мечеть») началось в 1838 году. Имя султана Коныркулжи Кудаймендина, построившего ее на собственные средства, до сих пор в нашем городе произносят с большим уважением, – говорит Газиза Исахан, руководитель научно-исследовательского отдела Государственного архива города Нур-Султана.
По ее словам, при этой мечети в 1842 году при поддержке верующих было открыто религиозное учебное заведение, где обучали чтению, письму на чагатайском, арабском языках, изучали Коран. Необходимые учебники и книги приобретались родителями и родственниками. В 1843 году мулла, который обучал местных мусульманских детей, построил близ мечети небольшой дом.
С прибытием в город Акмолинск очередного каравана в этой мечети обязательно проводились благотворительные обеды. «Деревянная мечеть» стала местом сбора мусульман из близлежащих селений для чтения молитв, видным зданием города.
К сожалению, это религиозное сооружение сгорело в 1920 году.
Уже в наши дни, 22 июня 2019 года, на фасаде дома, что построен на месте первой мечети (бывшая улица Мечетная, а теперь улица Иманова, дом 2), была установлена мемориальная доска.
На месте сгоревшей первой на средства состоятельных людей, верующих во главе с известными в городе предпринимателями братьями Косшыгуловыми возвели новую мечеть из обожженного красного кирпича. В народе она носила название «каменная» или «красная». Имамом ее стал Абдрахим Исмагилов.
В Акмолинске была и вторая мечеть. Ее в 1895 году за свой счет построил один из богатейших людей Акмолинска – купец 2-й гильдии Нурмухаммед (Нуркен) Забиров.
Эта деревянная мечеть, получившая в народе название «татарская» или «зеленая» от цвета стен, располагалась на бывшей Церковной улице, позже носившей имя Ленина (ныне пересечение улицы Абая и проспекта Республики).
– Когда мы говорим о культовых сооружениях в городе, то нужно вспомнить историю нынешнего Константино-Еленинского собора, – говорит Газиза Исахан. – В 1843 году в станице Акмолинской была походная православная церковь. Ею руководил священник Михаил Никольский. Он неоднократно обращался к начальству с просьбами о строительстве постоянной церкви. Наконец, строительство поручили гарнизонному инженеру Воротникову. Церковь была воздвигнута в 1854–1856 годах на средства Сибирского казачьего войска и пожертвования жителей Акмолинского селения. Внутренние работы полностью завершили в 1858 году. Как собственность казачьего войска, церковь была в 1900 году перенесена из крепости (сейчас там стадион имени Мунайтпасова) в станицу (ныне проспект Республики). В 1913 году ее оштукатурили и побелили, поэтому она и сейчас производит впечатление каменной.
Другой достопримечательностью старого города был Александро-Невский собор. Основание его было заложено в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи 12 мая 1891 года в катастрофе на железной дороге Курск – Харьков. Собор строился на средства городского управления, пожертвования горожан, в том числе известных купцов Кубрина, Попова, Силина.
Собор расположился между современными улицами Абая и Бегельдинова на месте нынешнего столичного акимата. Его проект разработал специально приглашенный из Тобола инженер-технолог Павел Голышев. Внутренние стены и крыша церкви, возведенной без единого гвоздя, были украшены в 1914 году учеником знаменитого живописца Виктора Васнецова – московским художником Михаилом Тимофеевым. Интерьер и внешний вид собора отличались изысканным, ценным убранством.

Одним из первых документов большевиков, придерживавшихся лозунга «религия – опиум для народа», после взятия власти стал Декрет об отделении церкви от государства.
Акмолинский окружной комитет 23 мая 1929 года направил в КазЦИК обращение с просьбой разрешить использовать для нужд города одну мечеть (мечеть № 1) и городской собор, ссылаясь на ходатайства трудящихся, чрезвычайный жилищный кризис и необходимость расширения культурно-просветительной сети в Акмолинске.
Постановлением КазЦИК от 20 марта 1930 года были закрыты первая мусульманская мечеть и Александро-Невский собор.
– Однако столь радикальные инициативы горсовета не нашли тогда поддержки центральных властей, – отмечает в связи с этим историк Галия Алпыспаева.
Из Москвы в адрес местных властей пришла телеграмма такого содержания: «Постановление Председателя ЦИК КазАССР от 20.03.1930 года отменить. Собор и мечеть оставить верующим».
Такое решение объяснялось тем, что от верующих горожан поступило массовое количество жалоб в центральные органы власти.
Тем не менее городские чиновники, судя по документам, обнаруженным в столичном архиве Галией Алпыспаевой и Газизой Исахан, снова и снова обращались в центральные органы власти с просьбой закрыть в Акмолинске религиозные учреждения.
В конечном счете, не дождавшись выгодного им решения, горсовет приступил к изъятию культовых зданий у верующих.
Первую мечеть передали в пользование историко-краеведческому музею, Александро-Невский собор – Народному дому. Вскоре оба здания оказались в полуразрушенном состоянии.
Центральные власти запросили материалы этого дела с целью провести проверку по новым жалобам верующих. В ответ городской совет отправил в Москву телеграмму следующего содержания: «…совершенная переделка и переоборудование зданий лишило их значения, пригодного для религиозных обрядов».
При этом не обошлось и без обмана: число верующих в городе определялось в 150 человек при соборе и «немного при мечети». Хотя еще в 1929 году число мусульман официально определялось в 623 человека, а православных – в 919. Конечно, и эти цифры были сфальсифицированы в сторону уменьшения, о чем свидетельствуют последовавшие в скором времени многочисленные протесты верующих.
Более того, вскоре горсовет принял новое постановление: мечеть № 2 («зеленая») передавалась под библиотеку, а Константино-Еленинская церковь просто закрывалась. Решение обосновывалось якобы неуплатой верующими местного налога.
Итак, 23 января 1931 года по решению горсовета вторая («зеленая») мечеть была закрыта. Однако в связи с жалобами, поступившими в Центральный исполнительный комитет, 30 марта 1931 года поступило распоряжение Всероссийского Центрального исполнительного комитета о восстановлении работы двух мечетей и собора.
4 апреля 1931 года на закрытом заседании Акмолинского райкома ВКП(б), протокол которого сохранился в столичном архиве, этот вопрос был рассмотрен.
Отмечается, что горсовет закрыл вторую мечеть в связи с неуплатой местного налога. Но ее закрытие совпало с праздником Ораза айт. И в это время мулла вел разъяснительную работу среди верующих, собрал средства, превышающие необходимые для уплаты налогов, и на следующий день заплатил налог горсовету.
Горсовету ничего не оставалось делать, как вернуть мечеть верующим до утверждения Центральным исполнительным комитетом Казахстана конкретного решения.
Так протесты верующих спасли на несколько лет от разрушения эту мечеть.
Тем не менее в конце 1930-х годов «зеленая» мечеть была закрыта. Сначала в ней разместился Дом пионеров, в 1950-х здание снесли и на его месте был построен трехэтажный жилой дом.
Теперь сохранилось только ее ограждение: ворота, каменные опоры, железные решетки. Сегодня ограждение «зеленой» мечети включено в Карту сакральных объектов города.
Что касается первой мечети, то в 1940 году историко-краеведческий музей перенесли из нее в закрытую для верующих Константино-Еленинскую церковь. В бывшей мечети разместили завод «Казпиво». Со временем, в 1970-х, здание было снесено, а на его месте построили многоквартирный дом.
По данным Газизы Исахан, в 1939–1940 годах было снесено здание Александро-Невского собора. В феврале 1940 года по плану благоустройства города на его месте был разбит цветочный сад площадью 400 кв. м. Затем там в 1964 году возвели Дом советов. После реконструкции в 1997–2005 годах в нем располагалась Администрация Президента Казахстана.
Более удачно сложилась судьба Константино-Еленинского собора. В 1941–1942 годах в его здании размещался батальон связи 29-й стрелковой дивизии, сформированной в Акмолинске, а в 1942 году церковь вновь была открыта для верующих.