Чем отличаются домбровые школы регионов Казахстана

6628
Зарина Нокрабекова
У каждого народа есть свои напевы и звуки, которые для него – скрепы в памяти, его душа и сердце. Для казаха это звуки домбры, кобыза и, конечно, кюи.

Маэстро, музыку!

Если представить, что в древности говорили бы на современном языке и стиль общения был такой же, то, несомненно, исполнителей кюев вызывали на «бис» примерно так. Но в степи существовал свой, не похожий на другие этикет как в общении бытовом, так и в жизни музыкальной. Поэтому просьбу исполнить еще кюй выражали уважительно, с почтением.

Домбра – вечная спутница казаха. Она скрашивала будни, долгими зимними вечерами наполняла своды шанырака музыкой души, веселила в дни торжеств и тоев, умела без слов передать настроение, рассказать историю, заставить плакать и смеяться. Первое, что видел ребенок, приходя в этот мир, – был бесік, первое, что слышал – были звуки домбры и, конечно, бесік жыры, колыбельная.

«Бес төре», «Балбырауын», «Шалқыма», «Ақсақ құлан», «Ортеке», «Нар идірген» – эти и другие мотивы были рождены века назад и дошли до нас сквозь эпохи. Кюи обладают магнетическим свойством, помогают сосредоточиться, вывести наружу эмоции, спрятанные глубоко внутри. Ничего удивительного нет, это – генная память.

На просторах Великой степи присутствовали своеобразные музыкальные традиции и школы во всех регионах страны: Жетысу, Мангистау, Арка, Сырдарья, Каратау и другие. Каждая из школ обладает особенным звучанием, ритмом, стилем игры, но всех их объединяет одно – они оживляют струны домбры, передают дух казахского народа, отражают его душу, вдохновляют и заряжают энергией Великой степи.

Симфонии Сары Арки

При упоминании сарыаркинской домбровой школы, конечно, первым приходит на ум выдающийся представитель домбрового кюя Таттимбет Казангапулы. Музыкант, проживший совсем недолго, но оставивший после себя обширное творческое наследие, множество учеников и особенный стиль исполнения – это Таттимбет. Кто не знает его кюй «Сарыжайляу»? Или знаменитый «Балбырауын» – песнь любви без единого слова? А еще «Сылқылдақ» – невероятно ритмичную композицию, требующую большого мастерства от музыканта?

Таттимбета можно назвать самым известным из кюйши сарыаркинской школы. Его кюи отличала не только богатая фактура, уникальное звучание достигалось в том числе за счет необычного исполнения методом алма-кезек, что означает «по очереди», когда музыкант играет на струнах поочередно.

До нас дошли лишь около 40 кюев музыканта. Отсутствие нотных записей и архивов как таковых, к сожалению, сделали свое дело. Большую часть его кюев донесли до наших дней ученики и последователи домбриста – Абикен Хасенов, Апике Абенова, Уали Бекенов, Магауия Хамзин.

Есть в сарыаркинской школе еще один прекрасный музыкант – Кыздарбек-кюйши. Но, к сожалению, сведений о нем мало, упоминания встречаются чаще всего только в специальной литературе.

Так, известный искусствовед, музыкант Уали Бекенов в своей книге «Мастера искусства кюя» пишет: «…Среди тех, кто развивал искусство исполнения на домбре кюя в традициях Арки, в Центральном Казахстане были такие мастера, как Саймак, Тока, Дайрабай, Баубек, Кыздарбек, Абди, Акмолда, Макаш». Есть скупые сведения о Кыздарбеке в газете «Қазақ әдебиеті» в номере за 26 декабря 1980 года… Однако пока серьезных попыток изучить жизнь кюйши, воздать должное таланту мастера, популяризировать его творчество не было.

Самыми известными кюями Кыздарбека можно назвать сочиненные для кобыза «Дүние ай», «Бозайғыр» и три косбасара (косбасар – кюй, исполняемый особым приемом, когда струны одновременно нажимаются мизинцем и третьим пальцем левой руки, также его называют двухголосным кюем). Их мастерски исполняли Орал Исатаев, Даулетбек Садуакасов, Бегимсал, благодаря которым произведения известны сегодня. Косбасары композиторов Арки представляют собой стройный симфонический ряд, и достойное место здесь занимают сочинения Кыздарбека.

Столетиями кюи, рожденные самородками Степи, рассказывают о жизни автора, а также о его эпохе. Талантливые последователи Кыздарбека – Акмолда, Сембе, Абди, Макаш, Карибек, Рыскулбек, Бегимсал – создавали произведения самобытные, оригинальные и удивительно схожие в своем превосходном звучании. Кыздарбек и его последователи не только сочиняли, но и мастерски исполняли старинные кюи, сохранив музыкальные традиции. Так, благодаря им, мы знаем «Дүние қалды» («Остался мир»), «Қайран елім» («Моя земля») Абылая и другие композиции.

В период тотальных репрессий многие музыканты, которых мы упоминаем, были расстреляны, а творчество их замалчивалось. Их произведения мы слышим сегодня только потому, что кюи заучивались наизусть и передавались из уст в уста.

Идем на Восток

Восточно-казахстанская домб­ровая традиция зародилась в древности и простирается от современного Семея, включая земли Тарбагатая, Аягоза, Шубартау, далеко за пределы Казахстана – Синьцзян, Монголию (Баян Олгей).

Особняком в музыкальной традиции этой школы стоят кюи, которые исполняют в стиле трезвучия или с использованием квинтовых аккордов – это «Шыңырау», «Ақсақ қыз», «Бұлғын сусар» и другие.

Перечислить всех музыкантов, представляющих восточно-казахстанскую традицию домбрового исполнения, в рамках одной газетной статьи невозможно. Назовем лишь самые яркие имена.

Это, конечно, Кетбугы. Личность не только историческая, но и больше легендарная. Его считают современником самого Чингисхана. Он был не только музыкантом, но в первую очередь мудрым полководцем, в совершенстве владеющим искусством военной стратегии.

Не менее известно имя кюйши Байжигита. По сохранившимся сведениям, домбрист жил в период правления Аблайхана и всю жизнь посвятил борьбе против джунгарских войск. Его репертуар отличался не только богатством содержания, но и манерой исполнения – шертпе кюй.

Эпоха и время, в которую живет творческий человек, оказывают влияние на его наследие. Поэтому неудивительно, что в исполнении Байжигита немало кюев, которые можно назвать историческими. Рожденные в трудные годы затяжной борьбы и войн, они отражают думы и устремления автора, передают чаяния народа. «Шаңды жорық», например, повествует о тяготах, выпавших на долю казахов, вынужденно живших в состоянии боевой готовности долгие годы, «Пыльный поход» – о свободе, независимости, о нерушимом духе народа.

Кюи Байжигита сегодня мы слышим благодаря музыканту Талабеку Асемкулову, которому, в свою очередь, ценный нотный ряд передал его отец Жунисбай.



Кайракбай Шалекенулы виртуозно играл не только на дом­бре, но и умело обращался с сыбызгы – национальным духовым инструментом из дерева. Великолепное исполнительское искусство Кайракбая унаследовал и его сын Анжан, передавший его своему сыну и внуку. Так старинные кюи звучат и в наши дни.

Рай на земле, услада души – Жетысу

Домбровая школа Жетысу тес­но связана с именами двух наиболее известных музыкантов древности – Байсерке и Кожеке.

Байсерке жил на территории нынешнего Шуского района, его отец был сапожных дел мастером. В те времена сапожники зарабатывали хорошо, их выписывали на долгое время зажиточные семьи, и они обшивали целые аулы. Современники Кулыша, так звали отца кюйши Байсерке, относились к ремеслу без понимания, считая, что лучше заниматься делом дедов и пасти скот.

Однако Кулыш, потомок батыра Отегена, жил, не оглядываясь на людские пересуды, занимался любимым делом. Его сын Байсерке с малых лет увлекся музыкой, играл на домбре. Уже в семилетнем возрасте Байсерке мог состязаться со взрослыми исполнителями. В народе говорили, что у него есть дар, данный свыше.

К 16 годам имя Байсерке уже известно во всем Жетысу, он оттачивал свое мастерство у знаменитых домбристов Есима и Сарша. Есим знал великое множество народных эпосов и сказаний, и это сказалось на творческом становлении Байсерке. Молодой талантливый музыкант был желанным гостем на любых торжествах. Кроме домбры умел играть на гармошке, других русских народных инструментах. Поэтому Байсерке одинаково ждали как в казахских, так и в русских домах.

Байсерке писал и свои кюи. К сожалению, сохранилась лишь малая часть его произведений. «Жекпе-жек», «Ұран күй», «Толқытытан күй» донесли до нас домбристы Кожабек, Катшыбай, Темирбек Ахметов.

Домбровая школа Кожеке Назарулы тесно связана с синьцзянскими школами восточной традиции. Судьба самого музыканта сложилась трагично. Не признавший власть Российской империи, вместе с сородичами он откочевал в Китай, где и нашел свой последний приют.

Наследие Кожеке составляют кюи, в которых слышны древние легенды, народные предания – «Мұңлық-Зарлық», «Қамбархан». Воспевает кюйши и красоту родного края, который пришлось покинуть: им созданы лиричные и пронизывающие сознание «Кертолғау», «Сағыныш», «Шалқайма» «Сайрам көл» и другие произведения домбрового искусства.

На перекрестке дорог

Каратауская домбровая школа – одна из самых известных. Основоположником называют кюйши Сугир Алиулы. Ученик знаменитого Ыхласа Дукенулы одним из первых представил на суд зрителей новый стиль исполнения, объединил традиции дом­бры и кобыза. Сугир заложил качественно новое направление в искусстве кюя.

Ему удалось мастерски соединить звучание практически всех домбровых школ Казахстана. «Бес жорға», «Қаратау шертпесі», «Шалқыма» – свои кюи Сугир играл блестяще, демонстрируя новую технику исполнения. Кюи Сугира Алиулы исполняли домб­рист и кобызист Жаппас Каламбаев, домбрист, композитор, автор кюев Толеген Момбеков.

В книге Ахмета Жубанова «Струны столетий» рассказывается о Жаппасе Каламбаеве. Творческая делегация, направлявшаяся на Первый Всеказах­станский слет, стала свидетелем интересного зрелища. В полу­тьме вагона прямо на полу сидел музыкант средних лет. Эмоционально и неспешно он рассказывал историю возникновения песни «Елім ай», которая войдет в золотую сокровищницу казахской музыки.

«Горы Каратау не превосходят Алатау по высоте. Но здесь родились легенды и сказания, в которых, как в капле воды, отражены мечты нашего народа», – Жаппас Каламбаев любил родной край, любил свой народ, и эта любовь звучит в каждой ноте исполненных им кюев.

Отец кюев

Күй атасы – отец кюев – так называют композитора Курмангазы Сагырбайулы, яркого представителя западно-казахстанской школы домбровой традиции. Запад Казахстана – уникальный во всех отношениях край, давший нам блистательных домбристов, ставших легендой казахской музыки – это Дина Нурпеисова, Махамбет Отемисулы, Даулеткерей и другие кюйши, оставшиеся в памяти народа.

Махамбет Отемисулы известен не только своим музыкальным талантом, но и как предводитель народно-освободительного движения, что, конечно, нашло отражение в его творчестве. Кюи и стихи Махамбета называют музыкальным портретом эпохи сопротивления, к которой относят середину XIX века.



Ни с чем не сравнить кюи Курмангазы, в них есть невероятная энергия, заражающая, влекущая, зовущая. Сложно найти человека, который останется равнодушным и спокойным, слушая кюй «Адай». Кюй есть в репертуаре Димаша Кудайбергена, и достаточно увидеть реакцию его слушателей, чтобы понять мощь таланта Курмангазы, написавшего настоящий шедевр.

Не менее потрясающе звучат его «Кішкентай», «Сарыарқа», «Серпер», «Төремұрат» и другие кюи, которые дарят нам радость по сей день.

Дина Нурпеисова – тоже легенда казахского кюя. Ученица Курмангазы, о которой он говорил, что, если соединить левую руку Дины с правой, не было бы в мире лучшего домбриста.

Курмангазы ввел Дину в мир кюя, а академик Ахмет Жубанов представил ее большой публике. Именно по его поручению Дину нашел в селе и перевез в Алма-Ату домбрист Смагул Кошекбаев.

Начало ее музыкальной карьеры ознаменовалось победой на Втором республиканском слете народных талантов. Дальше были победа на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, работа в филармонии, другие творческие вехи. Звездным стало и выступление Дины в возрасте 83 лет на Третьей декаде музыки республик Средней Азии и Казахстана.

Творчество Даулеткерея – последователя западно-казах­станской домбровой традиции – отличается манерой исполнения и характером мелодики. Стили төре тартыс и төре қағыс подразумевают лирическую напевность, психологичность, эмоциональную полноту. Даулеткерей создал свою композиторско-исполнительскую школу, закрепил достижения традиции төре тартыс, и поэтому Ахмет Жубанов называл его «Отцом кюев төре».

Один из интересных жанров Западного Казахстана является «Ақжелең», в развитие которого внес большой вклад кюйши Казангап Тлепбергенулы. Его кюи отличаются мелодичностью и медитативным эффектом.

Сырдария и Мангистау

На земле Сырдарьи свои традиции заложили кюйши Торемурат, Асан Коне, Бекпенбет еще в древние времена. Однако сохранившихся сведений об исполнителях мало, как и произведений, дошедших до нас. Исследованием малоизученной сырдарьинской школы кюев занимался филолог и жыршы Берик Жусупов.

Наиболее же известными исполнителями сырдарьинской домбровой традиции являются Мырза Токтаболатулы, Алшекей Бекпенбетулы, Досжан Куракулы. «Асан қайғы», «Баулы ешкі», «Ташауыз», « Бұғының күйі» – известно всего больше двадцати кюев Мырзы, отличающихся уникальной композицией, где нет традиционных разделов на большую и малую части.

Территориально Мангистау, конечно, относится к западу страны, но здесь сложилась своя домбровая школа. Понятие «мангистауский стиль исполнения» укоренилось прочно и означает, что вы услышите циклические кюи, построенные на сюжетах древних сказаний.

Историческое наследие региона сыграло знаменательную роль в формировании музыкального наследия. Так, немало кюев с говорящими названиями «Ноғай сазы», «Қазақ пен ноғайдың айырылысуы», «Бала ноғай сазы» и других.

Одним из кюев, звучавших еще в глубокой древности и знакомых сейчас, является кюй «Ақсақ құлан, Жошы хан», автором которого называют Кетбугу. Кюй был написан специально для Чингисхана, чтобы донести скорбную весть о гибели его старшего сына Жошы. С ним же связана легенда о появлении в домбре отверстия, куда обезумевший от горя правитель приказал залить свинец, следуя своему обещанию сделать это с тем, кто принесет черную новость о его сыне.

Старейшиной мангистауской домбровой традиции называют Абыла Таракулы. Его философские кюи « Нарату» и «Абыл» можно отнести к вершинным произведениям казахской музыки.

Широко известен автор кюя «Үш ананың тартысы» Есбай Балустаулы. А Есир Айшуакулы, создавший первую степную симфонию – многочастный циклический кюй «Тоғыз түйеші» – сумел в музыкальном произведении рассказать об исторических событиях в регионе.

Особняком в ряду мангистау­ских домбристов стоит кюйши Оскенбай, которого называют одним из семерых искусных музыкантов рода адай – адайдың жеті қайқысы. Кюй «Жаңылтпаш» он создал во время кюй тартыса с туркменским музыкантом. К слову, кюй тартыс – состязание исполнителей кюев – был популя­рен в народе, как и айтыс – состязание в красноречии акынов-импровизаторов.

Бережно и с любовью

С домброй у казахов связано немало поверий. Домбра – это не просто музыкальный инструмент, это сакральное понятие. Не случайно говорят «қара домбыра», вкладывая в это понятие почет, любовь, уважение к домбре.

Категорически нельзя допускать, чтобы домбра валялась под ногами, ее нужно вешать высоко и на самое почетное место в доме – төр. Нельзя вешать домбру декой вниз, так делалось лишь в случае гибели хозяина домбры.

Если в доме есть домбра, но на ней никто не играет, это тоже предосудительное вредительство, то есть обал. В таком случае нужно или играть на домбре, давать ей звучать, или подарить тому, с кем она не будет молчать.

Домбра – своеобразный оберег, это тұмар дома. В ее струнах словно заложена душа казаха. Каким будет звучание, зависит, конечно, от настроения, но в любом случае, она точно передаст все оттенки души.

Популярное

Все
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Железные герои дарят живое участие
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
В Астане проходит показ раритетных костюмов, в которых выступали казахстанские чемпионы
Кто возьмет миллион?
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Сделки с недвижимостью следует проверять –эксперт
Не увидим звезд футбола?
Не все боевые награды нашли своих героев
Эвакуированных переселили в общежития в Актюбинской области
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Выставка «Сокровища Якутии» открылась в столице Казахстана
В Астане прошел Форум представителей интеллигенции и творче…
Госсекретарь Кыргызстана вручил госнаграды деятелям культур…
В Китае прошёл конкурс на знание казахского языка среди сту…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]