Қазақ тілі

Первые ласточки

В нынешнем году абитуриенты колледжей тестируют новую систему поступления в учебные заведения. Как все проходит и как относиться к нововведениям?

Без экзаменов

Прием документов в колледжи завершился на этой неделе. Он был необычным – Министерство образования и науки РК в этом году внесло ряд изменений в типовые правила приема на обу­чение в организации, реализую­щие программы технического и послесреднего образования. И судьбу абитуриентов, поступающих в колледжи страны, впервые решали не люди, а информационно-аналитические системы.

Перед началом приема документов в учебные заведения на сайтах управлений образований Казахстана была выложена информация об изменениях. Их несколько. Во-первых, регистрировали абитуриентов информационные системы, они же анализировали данные, определяли средний балл и возможность поступления. С 25 июня по 18 августа выпускники школ могли подать заявление на обучение через веб-портал Egov, для этого даже не нужно было являться в учебное заведение лично. Можно было выбрать и традиционный путь – прийти с пакетом документов. В таком случае данные все равно заносились в информационную систему, только уже сотрудниками приемных комиссий.

Кроме того, для большинства абитуриентов колледжей были отменены приемные экзамены – конкурс проводился автоматически, по среднему баллу оценок обязательных и профильных предметов. Экзамены, результат которых прибавлялся к тому же среднему баллу, а также прохож­дение профессио­нальной диагнос­тики оставили только для тех, кто поступал на педагогические, творческие и медицинские специальности (будущим медикам нужно было пройти психометрическое тестирование). И еще одно новшество: потенциальный специалист среднего звена или прикладной бакалавр на этапе подачи документов мог выбрать до 4 учебных заведений и 4 специальностей.

Предварительно

Пока определять, насколько эффективно нововведение, еще рано. Результаты зачисления абитуриентов в колледжи страны будут озвучены только на следующей неделе. Однако можно попробовать проанализировать состояние дел на текущий момент. В Костанайской области судьбами абитуриентов колледжей «распоряжалась» информационная система Smart Community. В управлении образования объяснили, что был конкурс среди поставщиков услуг, каждый регион выбирал исполнителя на свое усмотрение. По данным пресс-службы управления, новшество активно освещали в местных СМИ, разместили информацию о новой форме поступления в колледжи в социальных сетях, на сайтах учебных заведений, направили данные в школы.

Руководитель отдела технического и профессионального послесреднего образования Жанагуль Жумина рассказывает, что сейчас в области 34 учебных заведения технического и профессионального послесреднего образования. В прошлом учебном году в колледжах области обучалось более 22 тыс. человек, в том числе около 16 тыс. получали образование бесплатно, их обучение оплачивал областной бюджет в рамках госзаказа. По словам Жанагуль Серикпаевны, прием документов в колледжи стартовал 25 июня и продлился до 18 августа (для специалистов среднего звена). Прием документов на рабочие специальности еще идет – до 25 августа. 2 августа завершился конкурс по творчес­ким специальностям, 316 абитуриентов успешно его прошли. С 16 по 19 августа сос­тоялись экзамены по педагогическим специальнос­тям. И с 19-го по 22-е будет проходить распределение госзаказа среди абитуриентов, которые поступают на оставшиеся специальности, после 9-го класса. Информация о зачислении на обучение по госзаказу придет в личный кабинет абитуриента.

Первооткрыватели

Яна Вальтер живет в Карабалыке. Это районный центр в Костанайской области. Она – одна из тех первых ласточек, которые испытывают на себе новшества. Яне 17 лет, она закончила Карабалыкскую СШ № 1, с восьмого класса мечтала учиться на фармацевта, поступить в медицинский колледж. Поэтому из всех нововведений нынешнего года ей ни к чему только возможность выбора колледжа⁄профессии. Она уже четко знает, чего хочет. А вот тот факт, что экзамены сдавать не нужно, – приятный бонус. Документы Яна подала сама, но в колледж приехать все равно пришлось – нужно было пройти психометрическое тестирование, которое определяло пригодность к профессии. Рассказывает, что в новой форме подачи документов ничего сложного. Заходишь на сайт, выбираешь определенные опции, сканируешь документы. Переносишь их на флешку, затем в систему. Все! Яна говорит, что если нет сканера, документы можно сфотографировать – то есть при наличии смартфона и Интернета можно поступать в колледж, не выходя из дома. Это ценно для тех, кто мечтает поступить в определенный колледж в областном центре, но чтобы доехать до него, нужно преодолеть расстояние в несколько сотен километров.

Девушка, скорее, рада тому, что ее поколению выпало жить в эпоху перемен и перехода на новый способ коммуницирования, обучения. И это не только про колледж. Заканчивать школу пришлось на дистанционном обучении – здесь она и ее сверст­ники тоже были первыми. И, как в любом новшестве, во всем есть свои преимущества и недостатки.

– Пока приспособишься, пока изучишь, не всегда удобно, – делится девушка «дистанционным» школьным опытом. – Иногда бывают проблемы с Интернетом, иногда сайт не работает. Но, с другой стороны, на дистанционном обучении не нужно тратить время на то, чтобы записывать информацию, ты видишь ее на компьютере. Это удобно. А вообще, и в школе, и вот сейчас, на этапе поступления, приятно чувствовать себя первооткрывателем. Потом буду рассказывать и делиться опытом.

Без испытаний?

В управлении образования Костанайской области считают, что внедрение новой системы имеет только лишь плюсы: нововведения в системе подачи документов для поступления в колледжи существенно расширяют возможности выпускников, а автоматизированное распределение итогов конкурса в соответствии со средними баллами по профильным предметам исключает коррупционные риски и человеческий фактор.

Кусаин Каткенов, директор Костанайского политехнического высшего колледжа, который является одним из лучших в регионе и последние несколько лет занимает лидирующие позиции в республиканском рейтинге, к нововведениям относится менее оптимистично. Не потому, что против нового – идея в данном случае хорошая. Не дает возможности расстоянию ограничить выбор молодых людей, которые живут в отдаленных селах. Дает возможность выбора колледжа и специальности. Однако, Кусаин Амангельдинович сомневается, насколько четко станет работать система? Она не была апробирована, поэтому можно предположить очевидное – будут сбои, жалобы. Так почему бы не испытать новшество, прежде чем его внедрять? Директор рассказывает еще об одном ново­введении, которое в грядущем учебном году ожидает колледжи, – внедрение кредитной системы оценивания. Говорит, что в одной из рабочих поездок в Финляндию встречался с коллегами, которые тоже пережили период реформ – переходили от линейной системы оценивания, аналогичной нашей, к кредитной. Но у них этот переход занял около десяти лет. А у нас все происходит быстро.

Руководитель областного проф­союза работников образования Василий Цымбалюк, который много лет возглавлял управление образования облас­ти, считает, что гипотетических сбоев и ошибок опасаться не стоит. Как показывает практика, достаточно одного учебного года, чтобы устранить какие-то недочеты или сбои системы. Приводит пример – в бытность его руководителем проходил переход на автоматизированное распределение мест в детских садах. В течение года было много вопросов, они решались. И теперь только через эту систему дети сегодня направляются в детский сад. «Внедрение автоматизированных систем облегчает жизнь, помогает избежать очередей. И особенно ценно это в период пандемии», – говорит Василий Александрович.

Кем быть?

О том, какие специальности для абитуриентов колледжей стали приоритетными в этом году, говорить еще рано. Итоги не подведены. Однако можно определить, какие специальнос­ти в приоритете у студентов. Педагогические и медицинский колледжи у абитуриентов популярны всегда. А вот в специальностях негуманитарных более всего востребованы те, что связаны с программированием. Кусаин Каткенов говорит, что у них более всего востребованы специальности «программное обеспечение», «бухучет», «технология машиностроения», «пекарное и макаронное производство». В прошлом году открыли специальность для прикладного бакалавриата по вычислительной технике. Специальности, которые оплачивает областной бюджет, зависят от потребнос­тей региона. Если раньше были более востребованы аграрные профессии, то сейчас, когда в регионе развивается производство и появляется все больше перерабатывающих предприятий, меняются и потребности в специалистах.

В июне этого года в Костанае был подписан меморандум о сотрудничестве по вопросам подготовки кадров для отрасли машиностроения – в регионе строится завод по производству чугунного литья и компонентов для мостов ПАО «КАМАЗ», необходимо подготовить для этого специалистов. По данным управления образования, Костанайский колледж автомобильного транспорта был определен базой для обеспечения квалифицированными кадрами завода. Заключено более 100 договоров о взаимном сотрудничестве с Российской Федерацией, Францией, Финляндией, Германией, Турцией, Чехией. Остальные колледжи также ориентируются на изменения, внедряют специальности, которые будут востребованы на производстве. В данном контексте внедрение новой системы не только позволит упростить процесс подачи документов, но и даст возможность абитуриентам выбирать колледжи, специальности. Если, конечно, все сработает как нужно.

Автор:
Мария Шило, Костанайская область
11:33, 20 Августа 2021
0
3413
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное