Год волонтера

Время добрых дел

Каждый переступивший порог Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления Уральска невольно оказывается вовлеченным в волонтерскую деятельность, впоследствии легко находя себе «доброе дело» по душе и уже не мысля жить по-другому.

Очередной оценкой добровольческого движения, организованного педагогами и учащимися школы, стало признание команды НИШ лучшей в номинации «За вклад в решение социальных проблем» в рамках Международной премии «Волонтеры года», учрежденной по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева.

Проект «Служение обществу» реализуется сегодня во всех НИШ страны. Назарбаев Интеллектуальная школа Уральска с 2013 года тесно сотрудничает практически со всеми областными социальными учреждения­ми. В их числе – общественное объединение «Байтерек», областная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан, «детская деревня» семейного типа, областной дом ребенка, медико-социальное учреждение для престарелых и инвалидов Уральска, уральский спортивно-оздоровительный клуб для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата «Женис», спе­циальные школы-интернаты для детей с нарушениями зрения и интеллекта, общество инвалидов, областной онкологический диспансер, центр адаптации несовершеннолетних.

Каждая команда – шанырак, объединяющая 2–3 класса, реа­лизует свой подпроект. Один из них, к примеру, направлен на выпуск тактильных книг для незрячих и слабовидящих.

– Все началось с экскурсии в областную библиотеку для незрячих и слабовидящих граж­дан, – рассказывает заведующая общежитием НИШ Магрипа Масалимова. – Ребята лично убедились в том, что книг с шрифтом Брайля на казахском языке на самом деле очень мало. Поэтому они и решились изготавливать такие книги самостоятельно из подручных материалов. В ход пошли ткань, картон...

Работа очень кропотливая. Практически каждый ученик, проживающий в общежитии, внес свой вклад в создание тактильных книг. Изготовлены 2 азбуки на казахском языке. Одна из них подарена библиотеке, вторая – областной специальной школе-интернату для детей с нарушением зрения. Для незрячих учеников изготовлена также книга с алфавитом на английском языке.

В целом волонтеры НИШ под руководством воспитателя Ботагоз Султангалиевой выпустили 13 книг различной тематики для детей. Кроме того, для биб­лиотеки и школы-интерната учащиеся создают аудиокниги. Под руководством воспитателя Айжан Жакиной они озвучили 71 произведение на государственном языке. В основном это сочинения казахских писателей, но есть и зарубежные авторы – Киплинг, Андерсон.

Чтобы прочитать с интонацией, вжиться в роль героев, требуется несколько недель подготовки. И только после этого – запись в специальной студии. Некоторые объемные произведения начитываются за несколько подходов.

– Дети умеют и, главное, хотят оказывать помощь, – говорит Магрипа Канапьевна. – В этом мы убеждаемся постоянно. Ко Дню Независимости была проведена акция «Бесінші асыл іс». Второй день посвятили волонтерству и благотворительности. Учащиеся помогали одиноким пожилым соседям по хозяйству – носили воду, чистили снег во дворах, побывали в онкодиспансере, купили медикаменты приюту для животных, убрали вольеры, построили новые. Члены каждой команды-шанырака работали со своей подшефной организацией или объединением.

По словам ученицы 9-го класса Фатимы Каримовой, волонтерская работа – не просто помощь нуждающимся. В первую очередь это осознание ее важности для самих волонтеров.

– Вроде ничего сложного и необычного – подготовить подарки или концертные номера для детей, больных или пожилых людей. Но когда видишь радость в их глазах, сознаешь, что даже незначительные поступки меняют жизнь и тех, кому помогают, и самим помогающим прежде всего, – рассказывает Фатима. – После каждой акции мы обязательно анализируем, почему занимаемся этим, делимся опытом, обсуждаем новые идеи.

В свободное от учебы время ребята шьют, вяжут сувениры, обереги, мягкие игрушки. Стали традиционными ярмарки рукоделия и выпечки. Вырученные средства передаются инвалидам и малообеспеченным семьям, у которых есть дети с ограниченными возможностями.

До пандемии в рамках проек­тов «От сердца к сердцу» и «Детство без границ» волонтеры ежемесячно организовывали выездные акции, концерты, мас­тер-классы по робототехнике, гончарному искусству, рукоделию канзаши, уроки доброты, спортивные соревнования, тренинги по тимбилдингу. По проекту «Мост дружбы» в период каникул на базе НИШ проводились обучающие тренинги для учителей и сотрудников социальных учреждений.

Действует в школе и волонтерский клуб «Мы вместе!».

– Дети, например, любят уроки самопознания. И я задумалась, как атмосферу таких уроков перенести на жизнь школы в целом. Так родилась идея создания волонтерской команды, – рассказывает учитель самопознания Айнур Бабикенова. – Тогда, в 2013 году, стартовал наш проект, приуроченный ко Всемирному дню доброты. Теперь ежегодно эту дату в нашей школе мы отмечаем Днем обнимашек.

Основной целью создания волонтерской команды «Мы вместе!» является укрепление общечеловеческих ценностей, которые детально рассматриваются на уроках самопознания.

Как считает бессменный руководитель клуба, мало назвать себя волонтером. Эта работа требует серьезной теоретической подготовки.

– В школьном кружке «Ты – волонтер» мы обсуждаем правовые основы этой деятельности, кто такой волонтер, особенности его поведения, характера, проводим тренинги по развитию эмпатии, построению межличностных отношений, – говорит Айнур Алипкалиевна. – Остаются те, кто заинтересован этой работой. То есть если кружок посещают 100 человек, в проектах будут участвовать 60–70. Именно кружковская работа дает настоя­щих лидеров волонтерского движения. Мы вместе разрабатываем проекты, ребята предлагают планы мероприятий, иногда включая в эту работу родителей, соседей.

Так было с акцией «Добрый клик», приуроченной ко Всемирному дню борьбы с раком. В течение месяца благодаря волонтерам было собрано большое количество книг и журналов. Откликнулись городские школы, родители, учащиеся и просто добрые люди. Результатом работы стало открытие библиотеки для пациентов областного онкодиспансера.

Встречи с больными и инвалидами многим даются нелегко. Для кого-то первое посещение онкодиспансера становится последним. Другие, наоборот, вдохновляются работой, становятся сильнее духом.

– Посещая онкологический диспансер, а также другие подобные организации, нужно всегда учитывать, что любая встреча с больными – сильнейший эмоциональный всплеск, и дальнейшая работа должна быть направлена на профилактику эмоционального выгорания самих волонтеров, особенно, если это дети, – говорит руководитель команды. – После таких выездных акций мы не сразу едем по домам, а проводим рефлексию в кабинете самопознания. Одному нужно просто выплакать эмоции, другому достаточно рассказать о них. Психика у всех разная. Но надо обязательно избавиться от нелегкой ноши. Играем в активные игры, смот­рим фильмы, общаемся, то есть максимально переключаемся. Дети делятся своим пониманием того, насколько ценны жизнь и здоровье. С приобретением этого непростого опыта, которого зачастую они не получают дома, ребята бережнее относятся друг к другу, учатся уважать старших, заботиться о младших, больных. На таких примерах они понимают, что значит быть полезным обществу. Именно так развивается гармоничная личность.

Насколько меняется сознание ребенка благодаря такой работе, можно судить по тому, что многие лидеры волонтерского движения, окончив школу, решают выбрать самую благородную профессию – стать врачами. Имея за плечами серьезный опыт волонтерской работы, они и сегодня помогают тем, кто в них нуждается. Для каждого юного добровольца время добрых дел – вся жизнь.

Автор:
Наталия Портнягина
09:13, 14 Января 2021
0
12487
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное