Скандал разгорается вокруг развития племенного животноводства в Казахстане

4098
Любовь Доброта
Николай Веревочкин
Антикор поставил под сомнение усилия фермеров и в целом Минсельхоза по развитию племенного животноводства, на которое предусмотрено государственное субсидирование.

Пронизаны насквозь

Кулуарные разговоры о том, что не все так благополучно в сфере развития племенного животноводства, на которое наша страна сделала ставку по наращиванию производства мяса и резкому увеличению его экспорта, ходили давно. Но все это происходило на уровне «одна баба сказала».

А вот прозвучавшее в августе заявление первого заместителя председателя Агентства РК по противодействию коррупции Олжаса Бектенова о том, что в Туркес­танской области субсидии на животноводство получали владельцы станций технического обслу­живания автомобилей, салонов красоты, фармкомпаний и прочих предприя­тий малого и среднего бизнеса, не имеющих ничего общего с сельским хозяйством, стало откровением для южан и не только.

Цифры ошеломляли: в общей сложности в Туркестанской области субсидии получили 203 субъек­та предпринимательства, не имеющие отношения к сельскому хозяйству. Им выплачено 825 млн тенге.

Впрочем, заместитель директора Палаты предпринимателей Туркестанской области по АПК Асылан Абдуллаев советует не спешить с выводами, поскольку предприниматель может заниматься и фотосалоном, и салоном красоты, и сельским хозяйством одновременно. В этом плане ограничений нет у бизнеса, он может иметь несколько направлений.

– Если такие хищения обнаружены, то должны были возбудить уголовные дела, – комментирует ситуацию Асылан Абдуллаев. – Я о таких делах не слышал на тот момент, в августе. Возможно, у Антикора какие-то факты были, сейчас по этим фактам, вероятно, ведутся проверки. Предприниматели к нам по таким фактам не обращались. «Атамекен» поддерживает только добросовестный бизнес. Мы не поддерживаем тех, кто идет преступным путем, занимается мошенничеством.

Асылан Абдуллаев напомнил историю с инвестиционными субсидиями, законность выдачи которых проверяла прокуратура. Тогда в палату за защитой обратились владельцы тепличных комплексов, воспользовавшиеся Правилами субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комп­лекса, при инвестиционных вложениях и получивших поддержку со стороны государства при строительстве комплексов по возделыванию овощей в закрытом грунте.

– Бизнес мы в этой истории защитили, почти два миллиарда тенге хотели взыскать с тех, кто построил теплицы, – рассказывает Асылан Абдуллаев. – Сейчас создана согласительная комиссия. А вот эти факты… 825 миллионов тенге – это слишком большая сумма, и я такого не слышал, чтобы возбудили дело и на кого-то в суд подали с требованием вернуть эти деньги...

На прошлой неделе руководитель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов на заседании с участием Президента озвучил новые факты, касающиеся нарушений в сфере субсидирования племенного животноводства. Главные выводы обескураживают: правила субсидирования насквозь пронизаны коррупцион­ными рисками, информационные сис­темы уязвимы для мошенников, контроля за целевым использованием субсидий нет!

За последние 5 лет в сфере сельского хозяйства зарегист­рировано 960 преступлений. К уголовной ответственности привлечены 450 лиц. Анализ показывает, что для хищения субсидий из года в год используются одни и те же схемы. Если говорить о географии, то воп­росы у Антикора возникли практически к каждому региону, допустившему те или иные нарушения.

К примеру, в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской областях тщательно изучаются схемы финансирования проектов по обводнению пастбищ. За последние 5 лет на эти цели выплачено более 21 млрд тенге. Антикор считает, что и эту помощь крестьянам мошенники и коррупционеры превратили в способ криминального обогащения. Должностные лица областных сельхозуправлений подозреваются в том, что через свои подставные ИП покупали дешевые и некачественные солнечные панели для питания водонасосов, а то и вовсе их не устанавливали, исправно получая деньги по фиктивным актам. Та же ситуация и с колодцами для водопоя животных на пастбищах. Государство тратит деньги на их обустройство, а скот остается без воды.

Следствие разберется
Еще одна схема, о которой говорят в Антикоре, связана с махинациями по обороту поголовья животных. Она позволяла выплачивать и, следовательно, получать субсидии на несущест­вующий скот. Якобы бычки, на которых получены субсидии, сразу же перепродаются, отправляются на убой или вовсе вывозятся за границу. При этом одно и то же животное проходит через двойное и даже тройное субсидирование. Такие факты выявлены в Алматинской, Акмолинской, Актюбинской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской областях, ЗКО и СКО.

Они стали возможны из-за изъянов информационных сис­тем. Сейчас их четыре – ИСЖ, ИСС, «Колдау» и «Плем.КЗ». И якобы из-за их непрозрачности сотрудниками управлений сельского хозяйства продается «инсайдерская» информация отдельным получателям субсидий, тем самым создается недобросовестная конкуренция.
Манипуляции с поголовьем происходят, к примеру, в базе ИСЖ, предназначенной для учета скота. Она используется и при получении субсидий. Ее администратором является подведомственная организация МСХ – Национальный аграрный научно-образовательный центр. Антикор заподозрил его сотрудников в участии в преступных схемах. В начале ноября изобличены менеджеры НАНОЦ по Туркестанской, Атырауской, Жамбылской, Актюбинской областям и центрального аппарата. Все они обвиняются в том, что в течение длительного времени на системной основе получали незаконные вознаграждения за изменение данных по животным в системе ИСЖ.

Также зарегистрировано дело по факту злоупотребления долж­ностными лицами Минсельхоза, которые еще в 2019 году закупили оборудование на 886 млн тенге для интеграции информационных систем в сфере сельского хозяйства. Однако должная интеграция до сегодняшнего дня не сделана.

А вот в центральном аппарате Минсельхоза, по информации Антикора, пресечена деятельность преступной группы из чис­ла должностных лиц Комитета ветеринарного контроля и его областных подразделений. Они организовали схему получения регулярных взяток от предпринимателей за незаконный вывоз КРС в Узбекистан. По карточке только одного специалиста инс­пекции Туркестанской области прошло более 47 млн тенге. Взят под стражу начальник отдела этой же инспекции, которому вменяется в вину сбор денег для своего руководства.

В Агентстве по противодейст­вию коррупции говорят об организованной налаженной коррупционной вертикали. В свою очередь заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Турганбек Оспанов отрицает любую причастность его ведомства к подобным деяниям.

– Что касается отправки скота в живом виде за рубеж, то этим занималась ветеринарная инспекция, которая, как и мы, относится к Минсельхозу, – поясняет Турганбек Оспанов. – Следствие разберется. Но по отношению к нашему управлению вопросов нет. Мы только фиксируем покупку племенного скота и выдаем субсидии. Наша задача – развивать племенное направление, экспортом мы не занимаемся и к тому, что произошло на границе, отношения не имеем. Может, какое-то мошенничество и есть. Наше же дело – выращивать и приумножать поголовье племенного скота.

Первых племенных высокопродуктивных коров мясной абердин-ангусской породы и молочного направления высокой продуктивности голштино-фризской породы в Южный Казахстан ввезли в 2013 году. По информации начальника отдела животноводства областного управления сельского хозяйства Ербулана Жанибекова, сейчас в регионе содержится порядка 25 тыс. высокопродуктивных голов КРС. Только в этом году ввезено полторы тысячи голов калмыцкой породы. На новую молочную ферму в Сайрамском районе до конца года планируют завезти 600 голов голштинской породы.

– Программа по улучшению породистого скота благодаря субсидированию показала очень хороший результат в Туркестанской области, – убежден Ербулан Жанибеков. – Сегодня удельный вес племенных животных КРС у нас на уровне 5%. Это в пять раз больше, чем было пять лет назад. В овцеводстве этот показатель на уровне 15%. Каждое ввезенное животное имеет соответствующий сертификат, независимо от того, ввезли его из России, Беларуси или Канады.
Этой точки зрения придерживается и Асылан Абдуллаев.

– Программа субсидирования была, она отработана и дала хорошие показатели, – говорит Асылан Абдуллаев. – Правила субсидирования издают в Минсельхозе, а уже на местах по ним работают, выдают субсидии. И какие-то недоработки, может, где-то и прошли, возможно, какие-то люди занимаются хищением. Бизнес, возможно, сам где-то ухищряется встать на такой путь, выискивает лазейки. Точно могу сказать, что, например, в управлении сельского хозяйства Туркестанской области что чиновники, что рядовые сотрудники – все на своих местах, работают в штатном режиме, не под стражей и не под следствием. Ну а то, что Антикор проводит сейчас такую полномасштабную проверку, правильно. Это же бюджетные деньги. За них всегда надо нести ответственность.

Между тем уже есть фермеры, в отношении которых расследуются уголовные дела. Только в Туркестанской области руководителям 8 крестьянских хозяйств предъявлены обвинения в хищении бюджетных средств.

Все они, по версии следствия, намеренно вносили ложные сведения при подаче заявок на получение субсидий по прог­рамме «Сыбага». Предоставляли фиктивные документы, подтверждающие приобретение и завоз крупного рогатого скота из России. Согласно данным областной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Минсельхоза, животноводы заявки на приобретение КРС не направляли и маршрутные листы по их ввозу из России не получали.

Общая сумма незаконно выплаченных субсидий только по этим фактам составила свыше 380 млн тенге, при этом общая сумма кредита составляет более 1 млрд тенге. По факту хищения бюджетных средств возбуждены уголовные дела.

Независимый эксперт Кирилл Павлов пошел еще дальше и уже сегодня задается вопросом о том, кто ответит за провал государственных программ.
– Смотрите, получается, что созданы схемы, по которым племенные животные, завезенные в Казахстан, уходили за рубеж, – размышляет Кирилл Павлов. – Было даже такое, что прибегали к временному запрету на экспорт живого скота, объясняя его тем, что происходит вывоз маточного поголовья. И сразу же возникают вопросы, главный среди которых: на границе еще какие-то люди стоят? Явно же там все обошлось не без учас­тия таможни, пограничников и налоговых инспекторов. Вопросов по этому субсидированию сейчас очень много. Есть конкретный вице-министр, курирующий исполнение гос­программ, которые Антикор назвал неэффективными. На мой взгляд, то, что обнаружено, – это капля в море. Думаю, хищений не так уж и много вылезет, нужно дальше копать им, работать. Системно подходить, по-крупному. Как говорил Черчилль, эта война будет долгой. Быстро эти конюшни никто не разгребет. Но хорошо, что это началось. Посмотрим, чем закончится...

Популярное

Все
Какие изменения ждут Атырау?
Олимпиада в прямом эфире
Все дело в пене из полиуретана
Борьба со смогом требует научно обоснованного подхода
Среди лучших педагогов мира
Дебют Чеснокова за «Хартс»
Неожиданный финал «Щелкунчика»
Загадка трех колокольчиков
В Алматы представили фильм «Музей на перекрестке»
Мороженое из верблюжьего молока делают в сельской глубинке
Когда мороз становится угрозой
У Казахстана – четыре квоты
Проявили характер на старте турнира
Сюрприз на церемонии присяги
Открылась именная smart-аудитория
Популярность библиотек растет
Операции при помощи робота
Подарили рыбный день
Непривитые малыши болеют корью
Новый перечень нуждается в разъяснениях
С февраля в РК введут обязательную маркировку моторных масел
Опубликован рейтинг богатейших людей мира 2026 года
Стадион и Дворец единоборств появятся в Костанае
В Казахстане расширили список заболеваний для лечения по ОСМС
Современный лимонарий запущен в Алматинской области
Школьники 15 января перейдут на дистанционку
День рождения национального театра
Ждем успеха от «Торпедо»
Арктическое вторжение: 40-градусные морозы надвигаются на Казахстан
В Павлодаре будут готовить операторов дронов
Современное оборудование и передовые методы – козыри крупнейшего в республике цинкового производства
Без ухабов и ям
Реанимобили прибыли в районы
Сильные морозы снова нагрянут в Казахстан
Олжас Бектенов посетил Институт ядерной физики в Алматы
Двенадцать друзей в одном строю
Боеготовность армии и ее приоритеты обсудил Президент с министром обороны
В отдаленном ауле – новая школа
Штрафовать за невывезенный снег будут подрядчиков
Актуальные задачи и стратегические ориентиры
Вблизи побережья Алаколя обнаружен средневековый караван-сарай
115 лет Бауыржану Момышулы: имя, которое выбирают защитники Родины
Гвардейцы наполнили столицу новогодним настроением
Американец выплатил сотрудникам $240 млн премии после продажи своей компании
В Нацгвардии начался новый учебный период
В ЗКО ввели в строй первую в РК модульную станцию по очистке сточных вод
Вскрыта вторая допинг-проба боксера Жанибека Алимханулы
В воинской части 6505 около 400 солдат приняли воинскую присягу
Гвардейцы поздравили воспитанников детских домов с Новым годом
Налог на транспорт изменен в Казахстане
Гвардейцы завоевали медали на Чемпионате Азии AMMA в Китае
К 105-летию Героя Советского Союза Жалела Кизатова издана книга
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
В Астане начали набор на бесплатные курсы казахского языка для взрослых
Автомобилестроение Казахстана демонстрирует рекордные показатели роста
Глава МО проверил военные объекты в Кызылординской области
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
Завод почти на 50 млрд тенге построят в Актюбинской области
В Семее открылся цех по выпуску молочной упаковки
Жайлаутобе – одна из оборонительных крепостей кангюев?

Читайте также

Цены на золото и серебро вновь бьют рекорд
Меры по стабилизации инфляции обсудили в Правительстве РК
Казахстан увеличивает сельхоз-экспорт в Германию
Как изменится животноводство к 2030 году в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]