Потеряет ли Казахстан зерновой рынок Афганистана – аналитика

3851
Михаил Максимов
Фото с сайта pixabay.com
Казахстанские производители зерна предупреждают о рисках потери рынков Афганистана и стран Центральной Азии, передает Kazpravda.kz.   

Гибель части посевов из-за нынешнего засушливого лета оказалась для казахстанских хлеборобов не единственным неприятным сюрпризом. Стремительное развитие событий в Афганистане, где лишившееся поддержки США правительство в считанные дни уступило Кабул движению «Талибан», способно оказать на Казахстан большее влияние, чем это может показаться на первый взгляд.

На протяжении последних лет наша республика является крупнейшим поставщиком в Афганистан муки и зерна. Только в 2020 году Казахстан продал на афганском рынке этой продукции в объеме 2,2 млн тонн в зерновом эквиваленте. Еще миллион тонн пшеницы Казахстан продал в Узбекистан, где она была переработана в муку для Афганистана. Таким образом, объем прямого и косвенного казахстанского экс­порта в Афганистан в прошлом году составил 3,2 млн тонн зерна. Теперь же продолжение этих поставок находится под угрозой.

По сообщениям СМИ, активы Цент­рального банка Афганистана на сумму 9,4 млрд долларов заблокированы, курс валюты обвалился до рекордного уровня. Афганские парт­неры информируют казахстанских контрагентов о том, что местные банки полностью отключены от системы SWIFT, в связи с чем они не имеют возможности осуществлять взаиморасчеты по внешнеторговым контрактам. Как сообщает Зерновой союз Казахстана (ЗСК), если ранее до 100% ВВП Афганистана обеспечивали займы международных финансовых организаций, то теперь возникает серь­езная неоп­ределенность и с этим. В итоге ЗСК наблюдает серьезные проб­лемы с платежеспособностью у торгового партнера, решение которых, видимо, растянется на не­определенное время.

– Если раньше эти поставки оплачивались за счет американской помощи, то сейчас я не знаю, кто будет оплачивать этот импорт... Я сомневаюсь, что без денег кто-то будет рисковать и отправлять товар, – рассуждает официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

Скорее всего, по его мнению, вернется ситуация, которая была 20 лет назад, когда основным источником обеспечения продовольствием в Афганистане была гуманитарная помощь по линии международных организаций, а также адресная помощь некоторых стран.

– Идут сигналы от ООН и Евросоюза о том, что на Афганистан надвигается гуманитарная катастрофа, голод и что срочно необходимо принимать меры и организовать поставку гуманитарной помощи, – рассказал Евгений Карабанов.

Однако у обеспечения продовольствием в режиме гуманитарной помощи есть ряд слабых мест. Для организации таких поставок необходимо изыскать финансирование, объявить международный тендер, выбрать поставщика, предоставить ему время для организации поставок и так далее. Кроме того, час­то страны-доноры требуют закупать на их средства зерно у своих же компаний. А между тем запасов муки в Афгани­стане, по данным нашего собеседника, осталось на считанные недели.

Проблема усугубляется еще и тем, что Афганистан, как и многие другие страны мира, пострадал от засухи, в связи с чем вместо прошлогодних 3,5 млн тонн зерна соберет не больше 3 млн тонн.

И если обеспечение продовольственной безопасности Афгани­стана является прерогативой его руководства и международных гуманитарных операций, то перед Казахстаном встает не менее сложный вопрос – перераспределения внезапно появившегося излишка зерна в объеме более 3 млн тонн, что составляет около половины экс­портного потенциа­ла республики.

– Экспортный потенциал Казахстана в текущем году составляет около 6,5 миллиона тонн зерна. Таким образом, практически 50% экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте завязано так или иначе на Афганистан. Если этот объем зерна останется на нашем рынке, у нас по большому счету не будет других вариантов, куда его деть, – сказал Евгений Карабанов.

По мнению представителя ЗСК, нереализованный экспортный потенциал в объеме более 3,2 млн тонн пшеницы окажет заметное влияние на внутренний рынок Казахстана, а именно – возможным превышением предложения пшеницы над спросом. Если же ожидаемые темпы и объемы импорта российской пшеницы будут высокими, то наряду с предыдущим и этот фактор окажет дополнительное давление на внутренние цены. При этом падение внутренних цен ниже 100 тыс. тенге за тонну пшеницы приведет в предстоящем сезоне к убыткам многих зерновых произ­водителей.

С учетом специфики предстоя­щего сезона основными покупателями казахстанской пшеницы могут остаться Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, которые, в свою очередь, будут рассмат­ривать альтернативные каналы импорта пшеницы.

– Поэтому в предстоящем сезоне нам крайне важно удержать наши традиционные рынки и, используя текущее конкурент­ное преимущество перед российскими экспортерами (у них действует пошлина на вывоз пшеницы), сосредоточиться на увеличении поставок казах­станской пшеницы в Иран. Тем самым с серь­езными объемами вернуться на иранский рынок, с которого нас вытеснили российские экспортеры несколько лет назад. Но такое возможно при невмешательстве в этот процесс госорганов с инициативами по регулированию экспорта зерна, – отмечает Евгений Карабанов.

Вместе с тем иранское направление не может быть в полной мере заменой афганскому из-за санкционных ограничений, наложенных на Тегеран, в частности, запрет на использование системы SWIFT и расчеты в долларах.

На фоне риска перепроизводства зерна Зерновой союз с тревогой отмечает продолжающееся обсуж­дение в профильных ведомствах введения экспортных таможенных пошлин на пшеницу. По мнению спикера, которое он высказал корреспонденту «Казахстанской правды», в случае введения пошлин это решение не только больно ударит по финансовому положению фермеров, и так пострадавших от засушливого года, но и подтолкнет традиционных покупателей казахстанского зерна – Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан – «в жаркие объятия российских экс­портеров».

ЗСК считает, что отсутствие стабильности во внешнеторговой политике Казахстана может подорвать доверие импортеров к казахстанским поставщикам зерна, и они постараются найти им замену, как это было в 2008 году, когда временный зап­рет на экспорт пшеницы вытес­нил Казахстан с международных зерновых рынков – Египта, Туниса, Алжира.

Евгений Карабанов считает, что менее болезненным для фермеров решением было бы не введение экс­портных пошлин, а, к примеру, введение обязательства экспортеров продавать 10% зерна на внутреннем рынке по фиксированной цене.

– Если мы разрешим экспорт с условием обязательной продажи на внутреннем рынке, к примеру, 10%, то при экспорте 6,5 миллиона тонн 650 тысяч тонн у нас останутся в ресурсах «Продкорпорации» по доступной цене, что полностью покроет потребности страны в хлебе, – рассуждает эксперт.

В Зерновом союзе считают такой сценарий наиболее эффективным, так как это поз­волит стабилизировать внут­ренние цены на хлеб и муку и в то же время даст возможность фермерам остаться на плаву даже в условиях неурожайного года.

Популярное

Все
Сегодня – День работников нефтегазового комплекса
Отпускная цена на картофель весной не превысит 185 тенге за кг
В Казахстане сохраняется нулевой рост цен на СЗП четвертую неделю подряд
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Глава государства направил поздравительную телеграмму Президенту Бразилии
Цифровой контроль за запасами стабфондов разработали в Минторговли
Арина Соболенко стала победительницей US Open - 2025
SpaceX разрешили удвоить количество запусков ракет
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Бублик впервые вышел во вторую неделю US Open и встретится с Синнером
Глава государства поздравил премьера и народ Малайзии с Днем независимости
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Глава государства участвует в торжественном приеме в честь глав делегаций стран-участниц саммита ШОС
Черное надежное золото
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Китайские СМИ о встрече Си Цзиньпина и Токаева: доверие, символизм и новые соглашения
Электромобили не дотянули и до 1% от всех поставленных на учёт авто в Казахстане
Сумчатый волк был обречен на вымирание еще до встречи с человеком
Строительство завода по глубокой переработке овощей и фруктов начато в Алматинской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
83-летний аксакал спасен в горах в области Жетісу
Токаев направил телеграмму поздравления президенту Кыргызстана
Около 2 тыс. жителей Жанаозена приняли участие в общегородской экоакции
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Незаконные постройки снесут в Уральске
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
День строителя
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области

Читайте также

В Мангистау стартовал первый в Центральной Азии проект по р…
В этом году в Мангистау модернизируют 5 рынков
Казахстан вводит квоты на экспорт говядины
Определены предварительные параметры республиканского бюдже…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]