Почему многие годы гигантские суммы шли мимо госказны в Казахстане, объяснили эксперты

22632
Асет Калымов
По оценкам экспертов, гигантские суммы, сопоставимые с ВВП Казахстана, шли мимо госказны в карманы неких уполномоченных операторов, имеющих статус неприкасаемых.

Результат не за горами
Выступая на заседании Мажилиса Парламента 11 января, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что значительный потенциал в повышении доходов госбюджета кроется в наведении порядка на таможне, особенно на границе с Китаем.

– Творящиеся там вопиющие безобразия общеизвестны, – напомнил Глава государства. – Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся.

Расхождения в «зеркальной» статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов. Существуют некие уполномоченные операторы, имею­щие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет! Поручаю Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе.

Недавно в ходе онлайн-саммита «Центральная Азия – Китай» Президент Касым-Жомарт Токаев вновь коснулся вышеуказанной темы, сообщив, что начата решительная работа по наведению порядка на таможенной границе, в том числе ведется борьба с недобросовестными предпринимателями, которые практиковали незаконные схемы и ставили всяческие барьеры для бизнеса. Глава государства выразил уверенность в том, что результаты борьбы с такими противоправными дейст­виями не за горами…

Межведомственная комиссия из столицы уже работает в Панфиловском районе Алматинской области, где расположены сразу три таможенных поста: автомобильный «Нұр жолы», железнодорожный «Алтынколь» и пешеходный переход при Международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос».

По информации Комитета госдоходов Министерства финансов, проверка осуществляется только в отношении импортеров, имею­щих статус уполномоченных экономических операторов. Она не создает препятствий для законного перемещения товаров через таможенную границу, добросовестный бизнес осуществляет внешнеэкономическую деятельность без ограничений.

Между тем первые конкретные результаты проверки не заставили себя долго ждать: на минувшей неделе от занимаемых должностей освобождены начальники приграничных железнодорожных станций «Дос­тык» и «Алтынколь», а также руководитель Департамента государственных доходов по Алматинской области Сырым Дынбаев.

В эти же дни министр финансов Ерулан Жамаубаев, проинспектировав работу пунктов пропус­ка «Нұр жолы» и «Алтынколь», провел встречу с предпринимателями – участниками внешнеэкономической деятельности, в ходе которой рассказал о грядущих кардинальных изменениях на таможенной границе. По его словам, будут жестко пресекаться нарушения закона, в том числе факты недостоверного декларирования ввозимых грузов, уйдут в прошлое фирмы-однодневки. Деятельность таможни должна стать прозрачной, а самое главное – обеспечивать полноту поступлений в бюджет.

Покончить с криминалом
Тем временем бизнесмены, непосредственно занимающиеся импортно-экспортными операциями с Китаем, с большим воодушевлением встретили весть о том, что с таможенным беспределом в печально известном «Хоргосе» наконец-то будет покончено.

В интервью нашей газете глава Ассоциации «Союз промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов перечислил множество барьеров, препятствующих нормальному ведению бизнеса на казахстанско-китайской границе.

– Нас очень радует, что Глава государства обратил внимание на эту проблему, – сказал эксперт. – Давно пора было разобраться с теми, кто установил на таможне нелегальные схемы. Суть дела в том, что с участием государственных органов был создан механизм, позволивший частным компаниям – уполномоченным экономическим операторам – контролировать процедуры провоза грузов через кордон. Получив такие преимущества, эти частники узурпировали весь товарооборот с Китаем.

По словам Тимура Жаркенова, формат пересечения границы через автомобильный пункт пропуска «Нұр жолы» (построен в 2018 году на замену старого КПП «Хоргос». – Прим. авт.) подразумевает несколько процедур. Это досмотр транспорта, логистичес­кое обеспечение, таможенное оформление груза, паспортный контроль.

Есть еще услуги СВХ – складов временного хранения, погрузки-разгрузки машин, страхования. Контроль над каждым из этих элементов как раз и поделили между собой разные структуры, получившие «зеленый коридор» по проходу через границу.

– Допустим, вы хотите официально завезти из Китая в Казах­стан товары народного потреб­ления, – приводит пример глава ассоциации Iskermen. – На границе вас направят к одному из уполномоченных экономических операторов, услугами которого вам придется воспользоваться за определенную плату. И тогда ваш груз пройдет через «зеленый коридор», его никто досматривать не будет. То же самое касается физического перехода границы и других процедур, там за все надо платить операторам и другим аффилированным структурам. Схема непрозрачная, причем в обход частных контролеров у вас не получится провезти товар через кордон.

По данным предпринимателей-импортеров, стоимость проезда одного грузового автомобиля через казахстанско-китайскую границу доходила до 40 тыс. долларов (!). И бизнесмены платили такие непомерные суммы, не видя альтернативы. Затем завышенные ставки «таможенного оформления» ложились в конечную цену товаров для обычных покупателей.

– В итоге гигантские суммы шли мимо госбюджета в карманы недобросовестных людей, – подчеркнул эксперт. – На мой взгляд, эту проблему можно легко решить. Прежде всего нужно покончить с криминалом, то есть убрать монополии в лице всевозможных экономических операторов, имеющих высокие связи «наверху».

Затем общими усилиями госор­ганов и бизнес-структур следует выстроить понятный механизм прохождения товаров через границу с учетом требований законодательства по налогам и таможенным пошлинам с соблюдением системы учета рисков. Эта система определяет, по какому коридору должен идти груз на таможне – «желтому», «красному» или «зеленому».

– Сейчас из-за нелегальных схем страдают законопослушные бизнесмены, а другие провозят контрабанду без досмотра, через «зеленый коридор», – поясняет Тимур Зеилович. – Все это можно упорядочить, установить прозрачную и удобную шкалу расчетов, и тогда будет соблюдаться закон, госбюджет наполнится налогами и пошлинами. Бизнес-сообщество двумя руками за это.

Кроме того, считает собеседник, для наведения порядка на границе необходимо наладить диалог с китайской стороной. Для этого предлагается создать межправительственную комиссию с участием как представителей госорганов, так и коммерческих структур двух стран.

Если помните, в прошлом году были большие заторы грузовых автомобилей на границе из-за карантинных ограничений, введенных Китаем. В электронной очереди простаивало свыше 10 тыс. машин.

К концу года усилиями ассоциации Iskermen 80–90% импортных товаров, застрявших на китайской территории, завезли в Казахстан. Если все вышеназванные задачи будут выполнены, откроются большие перспективы не только в части наполнения госбюджета, но и для развития бизнеса законопослушных предпринимателей-импортеров.

Реки и ручейки контрабанды
В свою очередь глава Казах­стан­ской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков рассказал нам, что сейчас ведется расследование в отношении около двух десятков компаний, допустивших огромную недоплату в бюджет страны.

– В их числе – уполномоченные операторы, торговые и брокерские компании, – сообщил Геннадий Алексеевич. – Все они между собой взаимосвязаны, причастны к реализации нелегальных схем. К примеру, ввоз товаров осуществлялся только через определенных лиц, контрагентов. По-другому невозможно было это сделать. Чтобы навес­ти порядок на границе, думаю, не следует вводить какие-то законодательные новшества. Просто надо соблюдать закон всем сторонам: как государственным органам, так и тем лицам, которые, находясь близко к властям, хотят иметь «медовые пряники».

Вместе с тем, по словам экс­перта, разница в статистичес­ких данных таможенных служб Казах­стана и Китая сложилась не только по причине неуплаты налогов и пошлин. Есть разные подходы в таможенном оформ­лении грузов и определении статуса хозяйствующих субъектов – индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса. Китайская сторона, к примеру, оценивает товары по упрощенной схеме, наши фискалы – по общей.

Кроме того, когда из Китая груз отправляется в третью страну, к примеру, в Узбекистан, китайские таможенники в документах указывают пересечение границы с Казахстаном, и получается, что это – экспорт в нашу страну. Тем самым допускаются определенные ошибки в составлении статистических данных.

К слову, о проблемах на таможне «Хоргос» наша газета сообщала не раз. Этот печально известный контрольно-пропускной пункт долгие годы сотрясали коррупционные скандалы, связанные с созданием ОПГ, конт­рабандных схем. Выявлялись факты сращивания контрабандистов с сотрудниками силовых структур, таможенниками и руководителями МЦПС «Хоргос», часть которых была осуждена за взятки и хищение бюджетных средств.

Еще в 2012 году, побывав на границе, мы подробно описали нелегальный бизнес «несунов». Ежедневно челноки из числа безработных местных жителей проходили через КПП на китайскую сторону, фасовали в сумки одежду и обувь, а затем переправляли мелкими партиями в Казахстан. При этом каждый несун за один раз проносил груз весом до 50 кило как ручную кладь, который не подлежал растаможке. После прохождения границы товар передавался хозяину-оптовику.

И хотя правоохранительные и фискальные органы приняли тогда меры по противодействию контрабанде, бизнес несунов продолжал процветать еще долгие годы.

Между тем, по словам Тимура Жаркенова, такие челночные схемы сейчас не работают в связи с тем, что МЦПС уже 2 года закрыт по причине карантина. Да и объемы контрабанды несунов – капля в море по сравнению с гигантскими партиями товаров, проходящих через КПП «Нұр жолы». В одном случае это река, в другом – ручеек.

Резкой критике деятельность МЦПС «Хоргос» в январе 2020 года подверг Президент Касым-Жомарт Токаев, отметив, что в казахстанской части центра нет необходимых помещений и объектов, тогда как на территории КНР построен целый город. В итоге приграничное сотрудничество превратилось в упрощенный импорт продукции из соседней страны.

Остается добавить, что в ходе недавнего онлайн-саммита «Цент­ральная Азия – Китай» Глава государства заявил о готовности Казахстана нарастить экспортные поставки в КНР по 135 позициям, в том числе органической сельхозпродукции и продовольствия более чем на 1 млрд долларов. Это станет возможным с учетом устранения барьеров и наведения порядка в таможенных делах.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Семей: что показать туристам?
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Не прошедшая аяваску, или Дышите маткой
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Цены на продукты обсудили в правительстве
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы зак…
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]