Бизнес Восточного Казахстана несет убытки в связи с простоем транспорта на границе с Китаем, передает
Kazpravda.kz.
Все дорожает
Ситуация с грузоперевозками оказалась в центре внимания региональной палаты предпринимателей. В результате приостановленного Китаем дорожного сообщения на станции Алашанькоу сроки ожидания пересечения границы растянулись для казахстанских импортеров до 2–3 месяцев. Бизнес терпит убытки, цены на товары растут, инфляция разогревается…
Как отметил заместитель директора по экономическим вопросам палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области Аскар Жакупбаев, экспорт-импорт на границе с КНР испытывает перебои на протяжении почти 2 лет.
Ограничения для Казахстана затрагивают как железнодорожный, так и автомобильный транспорт. Срываются контракты, растут расходы на экспедиторские услуги. Соответственно, дорожает все, что ввозится из Поднебесной, – одежда, обувь, бытовая техника, текстиль и другие товары. Как сообщил замдиректора, на сегодня речь идет о росте цен на 40%.
По данным палаты, если до 2020 года по железной дороге из КНР в Казахстан ежемесячно отправлялось по 4 состава из 75 вагонов каждый, то теперь их число сократилось вчетверо. То есть уходит один состав. Кроме того, Китай, как и страны Евросоюза, отдает предпочтение контейнерным перевозкам, когда контейнеры с грузом помещают на специальные платформы.
В среднем через китайскую границу в Казахстан ежемесячно поступает 4 тыс. контейнеров на сумму около 300 млн долларов. При этом платформ в республике всего около 200…
Сложности возникли также и в сфере автомобильных перевозок. На фоне пандемии китайская сторона ввела требование по использованию металлических клетей, чтобы свести к минимуму прямые контакты между людьми. Груз помещают в клеть, с помощью крана ее устанавливают на автоплатформу и точно так же сгружают. При этом на изготовление металлической конструкции нужно время, ее вес снижает допустимый вес партии.
Когда же товар доставлен, клеть зачастую отправляется в металлолом.
На ручном «тормозе»
– В чем издержки? – переспрашивает заместитель директора по экономическим вопросам и поясняет: – Если груз не отправлен, его помещают на хранение, которое обходится предпринимателю в лишних 200–300 долларов.
На границе в районе Алашанькоу стоят сотни грузовиков, которые должны въехать в Казахстан, но китайская сторона отказывается открыть переезд. Объясняется это решение карантином, загруженностью портов и железнодорожных станций, нехваткой свободных платформ для контейнеров. В то же время Китай использует Казахстан как транзитный коридор, поставки грузов в Европу через нашу республику идут без перебоев.
В палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области привели такие данные: в 2020 году транзитом через Казахстан выполнено 12 406 рейсов в Европу, за 7 месяцев 2021 года через Алашанькоу прошел 3 651 поезд, рост поставок из СУАР в Европу составил 35%. Сегодня только в Дуйсбург (ФРГ) из Китая ежедневно прибывают 4 поезда.
С одной стороны, такая статистика говорит о плюсах для нашей экономики – бюджет получает деньги за транзит. С другой – пробуксовка с поставками продукции из КНР крепко бьет по казахстанским компаниям. Например, Усть-Каменогорский конденсаторный завод с 17 июня не может получить со склада временного хранения «Хоргос» необходимые комплектующие. Соответственно, у предприятия срываются поставки его продукции по заключенным договорам, оно попадает под штрафы и пени, несет огромные убытки.
– Мы выступаем в качестве экспортного коридора, но к себе не можем вывезти товар, – возмутился Аскар Жакупбаев. – Похожая ситуация с грузоперевозками из Казахстана в Китай. Образно говоря, граница стоит на ручном «тормозе». Причем на экспорт жмыха, шрота, подсолнечника, подсолнечного масла и другой продукции у нас ввели квоты. Эти ограничения создали угрозу, что контракты, ранее заключенные нашими экспортерами, могут быть сорваны. Может пострадать деловой имидж республики. Партнеры скажут: «А зачем нам с казахстанцами дело иметь?» Найдут других поставщиков.
Понятно, что перед Правительством стоит задача накормить свою страну. Но если отечественные компании вышли на китайский рынок, там следует закрепиться. В прошлом году запретили экспорт подсолнечника, и восточный сосед тут же нашел других поставщиков. А у нас 12 тысяч поездов по 50 вагонов в тупиках стояли. Бизнес нес чудовищные потери. Позиция палаты предпринимателей Восточного Казахстана такая: нельзя закрывать границу ни в направлении Китая, ни в направлении других стран.
Свои предложения бизнес-сообщество востока страны направило в столицу. Оно рассчитывает на здравомыслие министерств и ведомств. Вместо запретов можно, например, ввести экспортные пошлины. Во всем мире данный механизм позволяет сократить отток стратегической продукции и пополнить бюджет. В свою очередь дополнительный доход можно направить на развитие сельского хозяйства, на субсидирование отрасли переработки.
В соседней России не первый год действует пошлина в размере 30 долларов за каждую тонну экспорта сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов крестьянам, сдающим те же семечки на переработку местным предприятиям, выдают «пряник» – субсидии.
В целом, по мнению областной палаты предпринимателей, республике необходима четкая стратегия по отношению к поставщикам и переработчикам сельскохозяйственного сырья. Стратегия, основанная на рыночных механизмах.
– Мы поддерживаем весь бизнес, – резюмировал замдиректора областной палаты предпринимателей. – И тех, кто занимается сырьем, и тех, кто его перерабатывает, и экспортеров, и импортеров, и трейдеров. У нас есть компании, которые закупают по контрактам в России 10 тысяч тонн подсолнечника, привозят и дальше поставляют в Китай. Зачем для них устанавливать барьеры в виде квот? Тем более это продукция не наша, это реэкспорт. Предприниматель, закупивший партию, например, семечек, заплатил все налоги и пошлины, пополнил бюджет. И только потом отправил груз на экспорт. У него есть логисты, он создал рабочие места. Вообще, трейдер – это тот человек, который «мосты наводит». Эти люди являются знатоками рынка, играют важную роль в торговле. Главное – они создают деловой имидж нашей страны. С ними недопустима такая политика, что поползли цены на растительное масло – все, вводим запреты или квоты. Мы ждем от Правительства выверенных действий!