Экономика

Хаджимурат Темирханов: Пандемия сделала связь услугой №1

В период пандемии интернет и телефония стали одними из самых востребованных услуг на современном рынке: интернет и связь, как сказал в недавнем Послании Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, теперь являются базовой потребностью казахстанцев. Человек уже не может вести полноценную жизнь без обеспечения доступа к информации, и качество этого доступа не менее важно, чем обеспечение населения медицинской помощью или продуктами питания. О том, как обеспечивается это качество в столице и в центральных регионах страны, рассказывает генеральный директор Центральной региональной дирекции телекоммуникаций АО «Казахтелеком» Хаджимурат Темирханов.

- Хаджимурат Жумабекович, как коронавирус отразился на работе телекоммуникационного оператора?

- Коронавирус резко поменял нашу действительность, заставив всех перейти в онлайн. Дистанционная работа, учеба, доставка еды, продуктов, дни рождения через интернет – еще в начале года мы даже не предполагали, что все это станет реальностью. Даже государственные органы, где, казалось бы, еще недавно, запрещали проносить в здание смартфон, начали работать в дистанционном формате и обмениваться исключительно электронной корреспонденцией. Все это, конечно, привело к росту потребления интернет-трафика, и, как следствие, к большой нагрузке на операторов связи. Мы, конечно же не врачи, которые героически боролись с инфекцией, и продолжают это делать, но, по сути, тоже работали и работаем на передовой, чтобы обеспечивать бесперебойное предоставление услуг связи. Наши специалисты, даже в карантин, постоянно выезжали на повреждения, на аварии, на установки оборудования и подключения, потому что мы понимали, насколько важны сейчас наши услуги для населения.

- Насколько увеличилась нагрузка и ваша абонентская база за период карантина?

- Увеличение было многократным, потому что до карантина пиковая нагрузка у нас была только вечером, когда все члены семьи возвращались домой и начинали активно пользоваться интернетом: включали смарт-телевизоры, ноутбуки, компьютеры, планшеты. В период пандемии эта же пиковая нагрузка на сети фиксировалась в течение всего дня, потому что все люди находились дома: кто-то работал, кто-то учился, кто-то просто смотрел фильмы. И в этот период мы сосредоточились на выполнении важнейшей миссии - бесперебойно обеспечивать население доступом к высокоскоростному Интернету, а также к качественной телефонной и мобильной связи.



- Каким образом вам удалось справиться с этими нагрузками?

- Мы сразу же, как только стало известно о массовом переходе на карантинный режим и пребывание дома большого количества людей, увеличили пропускную способность каналов связи, где это требовалось, чтобы максимально сохранить качество оказываемых услуг. Причем сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что сделано это было не просто оперативно, а еще и, скажем так, результативно: за весь период карантина не было зафиксировано массовых и критических сбоев в сети. И это при том, что у нас за период карантина выросла не только нагрузка, но и абонентская база – дошло до того, что у нас приостановилось падение объемов услуг по фиксированной связи. То есть люди перестали отказываться от стационарных телефонов, потому что видели в них запасной канал связи, а кто-то вновь подключался к этому виду услуг, по которому все последние годы шло снижение. Шел рост подключений и по широкополосному доступу - говорят же, что без еды человек может прожить несколько месяцев, без воды – месяц, а без интернета, особенно в карантин, сложно прожить и день, потому что все ушло в онлайн. И, разумеется, мы бы не смогли справиться с этой нагрузкой, если бы у нас не было сплоченного коллектива: слаженная работа специалистов всех уровней позволила нашему филиалу оперативно перестроить бизнес-процессы для эффективного выполнения поставленной задачи.

- Кадры по-прежнему решают все, даже в век автоматизации?

- Разумеется: мобильная связь обеспечивается радиосигналом, но кабель к базовой станции, от которой этот сигнал пойдет, по-прежнему протягивает человек. И устраняют неполадки с этим кабелем тоже люди, и оптоволокно в квартиру тоже проводят наши специалисты. Которые в период пандемии работали в режиме если не 24/7, то очень близко к этому режиму.

- И не могли исключить контакта с клиентами…

- Безусловно, мы очень волновались и за наших работников, и за клиентов, но приняли все необходимые меры: в первую, очередь, конечно, мы обеспечили всех своих работников средствами индивидуальной защиты - одноразовыми масками, медицинскими перчатками, антисептиками, санитайзерами. Перед выездом к клиенту специалист в обязательном порядке узнавал о состоянии его здоровья, чтобы минимизировать риски заражения, с нашей стороны также следовал тщательный медосмотр наших сотрудников, работающих с клиентурой, и это все позволило минимизировать случаи заболеваний COVID-19 в компании. Во-вторых, мы изменили систему оплаты труда: сотрудникам, которые взаимодействовали с клиентами и подвергали себя риску заражения, мы начисляли надбавку в размере 25% от оклада. Помимо этого, больничные листы наших работников, заразившихся коронавирусом или вирусной пневмонией, оплачиваются в 100% размере. Мы усилили сервис поддержки клиентов, перевели в онлайн возможность подключения услуг – и сейчас продолжаем работать в таком же режиме.



- Сейчас начался учебный год в дистанционном формате – и нагрузка, как понимаем, не снижается, готов ли ваш филиал работать в жестких условиях, как говорится, на долгой дистанции?

- Вот смотрите: прошел уже почти месяц с начала учебного года в этом формате, но глобальных перебоев в работе сети нет. Безусловно, в связи с переходом части населения на удаленный формат работы, а также с началом учебного года в дистанционном режиме, потребность в высококачественных интернете и телефонии возросла, и какие-то локальные проблемы возникают, но мы с ними справляемся и справляемся оперативно. Больше того скажу – мы сейчас озабочены не тем, как обеспечить качественными услугами действующих наших абонентов, здесь проблем нет, мы сейчас стремимся к еще большему охвату нашими услугами населения. Скажем, сегодня из 3000 многоквартирных жилых комплексов столицы 90% подключены к сетям компании АО «Казахтелеком», но мы не останавливаемся – и до конца текущего года планируем подключить к нашей сети в Нур-Султане еще 100 жилых домов.

- Кстати, периодически в социальных сетях люди пишут, что хотят, но не могут подключиться к вашим услугам. К примеру, в некоторых многоэтажках, услуги предоставляет другой оператор, и там нет «Казахтелекома».

- Да, есть случаи, когда жители новостроек коллективно пишут нам, что хотят подключиться к нашим услугам. Тогда мы обращаемся в КСК, получаем разрешение на строительство своей сети, и подключаем жильцов к нашим услугам. Есть, конечно, дома, где, к сожалению, КСК или застройщик не дают нам разрешения на прокладку сети внутри дома, и там на эксклюзивных условиях услуги предоставляет другой оператор.

- В каких случаях вы не можете зайти в дом?

- Если говорить о частном секторе и пригородах, то здесь есть несколько сдерживающих факторов для строительство волоконно-оптических линий связи. Во-первых, это - плотность жителей. Как я сказал, нам важно обеспечить скоростным интернетом максимальное количество абонентов. Именно поэтому мы в первую очередь подключаем многоэтажные дома. Некоторые жители тех же пригородов не хотят ждать и самостоятельно прокладывают кабель до своего дома, после чего мы уже подключаем их к нашим услугам. Но тут есть по частному сектору и другой момент: зачастую мы просто не можем проложить кабель, потому что элементарно нет места. И сам житель, даже если хочет провести оптику до своего дома самостоятельно, тоже не может этого сделать. Справа – электричество, слева – вода, по центру – канализация. Это происходит из-за того, что при застройке таких районов телекоммуникационные сети не были запроектированы. Такая проблема у нас есть по Ильинке, Лесозаводу, Кокталу. Там очень высокая плотность застройки. Поэтому жителям этих районов пока продолжают пользоваться мобильным интернетом 3G/4G. Но я хочу сказать, что «Казахтелеком» и для них пытается найти техническое решение, позволяющее обеспечить качественный широкополосный доступ…

- И что это за решение?

- Сейчас мы работаем над проектом, который позволит жителям получать высокоскоростной интернет по беспроводной технологии с установленным приоритетом по скорости. Это важно для тех, к кому «оптика» еще не пришла. Они смогут поставить у себя дома модем, с помощью которого будут получать высокоскоростной интернет. Ноу-хау заключается в том, том, что такой модем будет закрепляться за рядом стоящей базовой станцией сотовой связи, и получать услуги интернета такой абонент будет в приоритетном порядке. Другими словами, у вас скорость будет выше, нежели у абонента, который просто проезжает рядом с этой базовой станцией. А скорость будет близка к той, которую обеспечивает «оптика».

- Вы несколько раз употребили термин «оптика», объясните, почему этот вид связи сейчас становится базовым в стране?

- Потому что именно он обеспечивает самую высокую скорость передачи данных в настоящее время. Когда говорят «интернет по оптике», то имеют в виду высокоскоростной интернет, который предоставляется не по медному проводу или мобильному 4G, как раньше, а по волоконно-оптическому кабелю. Внутри этот кабель состоит из стеклянных волокон. Поэтому, чтобы житель мог получать интернет по оптике, кабель прокладывается от центральной магистрали до дома, а потом заводится в дом, в саму квартиру. Это новая технология, благодаря которой клиент может получать интернет со скоростью до 500 Мбит/с, и мы сейчас активно наращиваем «оптику» как в городах, так и в селах.

- Можете рассказать подробнее о планах по ее распространению?

- Сегодня Центральная региональная дирекция телекоммуникаций реализует два крупных проекта в Нур-Султане и Карагандинской области. В столице планируется строительство оптических сетей GPON в сотне многоквартирных жилых комплексах, что позволит обеспечить доступом к интернету более 15 тысяч квартир. В Карагандинской области в городах Сарань, Шахтинск, Абай запланировано строительство оптических сетей GPON в 790 многоквартирных домах.

Проект даст возможность подключиться к высокоскоростному интернету 11 тысячам жителей данных регионов. Реализация двух проектов будет завершена до конца этого года.



- А в селах?

В аулах, в том числе отдаленных, работа в этом направлении идет уже более двух лет – «Казахтелеком» обеспечит широкополосный доступ за счет «оптики» госучреждениям в более чем 800 селах, а сотовые операторы на базе этих подключений будут охватывать радиосигналом как всю территорию этих сел, так и близлежащих аулов. Проект охватывает всю страну, конкретно по Акмолинской и Карагандинской областям мы построили более 1700 км. волоконно-оптических линий связи, подключив к высокоскоростному интернету более 200 больниц, школ и акиматов из 70 сел. Теперь туда заходят операторы мобильной связи с тем, чтобы довести широкополосный доступ в каждый дом: в рамках этого проекта предусмотрено подключение к мобильному широкополосному интернету в Акмолинской области 74 сел, в Карагандинской - 76 сел. И после завершения этого охват сел высокоскоростным интернетом в Карагандинской области увеличится с 15 до 23 %, а в Акмолинской области - с 35 до 41 %, то есть мы сделаем значительный шаг в устранении цифрового неравенства в нашем регионе.

- Вы сказали, что по оптике можно получать интернет со скоростью 500 Мбит/с. Иногда в социальных сетях люди пишут, что приобретают такой тариф, но получают только 50 Мбит/с. Почему так происходит?

- Это один вопросов, с которым к нам часто обращаются наши клиенты. Это происходит по причине подключения ноутбука, планшета или других устройств по WiFi и это нормально. Если вам требуется бОльшая скорость, то необходимо подсоединить свой ноутбук или компьютер к модему по проводу. Обычно, когда мы это разъясняем нашему клиенту, проблема решается.

- Казахтелеком реализовал проект Смарт Сити в городе Акколь. Насколько в условиях пандемии, на ваш взгляд, сейчас актуальны проекты «Умных городов»? И могут ли они помочь в борьбе с коронавирусом?

- Да, именно в период пандемии эти проекты актуальны, так как они позволяют оперативно собирать данные, необходимые для управления инфраструктурой в условиях карантина. Обработка данных по нарушениям карантинного режима, местам массового скопления людей, статистики по очагам заболеваемости элементами «Умного города» производится в автоматизированном режиме, то есть рекомендации вырабатываются быстро, а в условиях пандемии скорость принятия решений становится критическим фактором.

Причем проект SmartCity востребован не только в городе, но и на селе: мы на долевых условиях с ТОО «Агрофирма Родина» впервые в Казахстане реализовали проект, которому мы дали название «SmartVillage». В селах Родина, Зеленый Гай и Садовое в Акмолинской области нами построены оптические сети с подключением каждого дома к высокоскоростному интернету и цифровому телевидению, но главное, что там животноводческий бизнес теперь максимально автоматизирован. Интерес к данному проекту очень высок со стороны руководителей сельхозпредприятий, и мы хотели бы в перспективе тиражировать данный опыт.

- Какие еще услуги предоставляет «Казахтелеком» помимо телефонии и интернета?

- В последние годы телекоммуникационные компании все больше отходят от предоставления традиционных услуг фиксированной связи и переходят к комплексному предоставлению услуг, предлагая клиентам так называемые «пакеты». В них и телефон, и интернет, и телевидение, и подписка на онлайн-кинотеатр и многое другое. Помимо этого, мы предоставляем целый комплекс услуг в сфере безопасности: облачное видеонаблюдение, «Умный дом», антивирус KasperskyTotalSecurity, ESETNOD32. Тем, кто любит смотреть ТВ и видео, компания предлагает такие услуги, как ID TV, контент Онлайн кинотеатр Okko, HOME 4K, IVI.

Для тех людей, кому необходимо быть «всегда на связи», в пакетах предоставляются мобильные SIM карты операторов Altel и Kcell. Одним словом, мир меняется, и «Казахтелеком» меняется вместе с ним, оперативно реагируя на тренды.

- Многие страны, в том числе, и Казахстан, сейчас готовятся ко второй волне пандемии. Как вы считаете, насколько ваша компания сегодня готова к повторению весеннего сценария?

- В принципе, я думаю, мы неплохо подготовились, прежде всего, минимизировав контакты с абонентами в период карантина и переведя на дистанционный формат работы 40% персонала компании. Этот персонал мы вооружили всей необходимой для удаленной работы техникой и организовали обслуживание населения через онлайн-каналы в Whats Аpp, Telegram, сайт «Ismet» и через контакт-центры 160 и 165. В результате онлайн-консультации стали доступны клиентам ежедневно с 08.00 до 23.00 часов в Whats App и Telegram по номеру 8 708 000 0160, а также на сайте telecom.kz, где были расширены возможности личного кабинета пользователя. Теперь подать заявку на подключение услуг, смену тарифного плана можно онлайн. Все эти каналы помогают отвечать на клиентские запросы быстро и без нарушения режима карантина, и в настоящее время 60% заявок поступают через онлайн–каналы. Ну, а сама сеть, как мы с вами уже говорили выше, работает качественно и справляется с нагрузками, и каких-то оснований для критического развития событий в нашем секторе мы сейчас не наблюдаем.

Спасибо большое за интервью.
12:35, 28 Сентября 2020
0
2858
Подписка
Скопировать код

Популярное