Фото с сайта ehonews.kz
Депутат Мажилиса от фракции "Народные коммунисты" Айкын Конуров призывает Правительство разработать Национальный план действий по снижению продовольственной инфляции и определить орган, ответственный за ценообразование. С соответствующим депутатским запросом он обратился на пленарном заседании Мажилиса, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
"Продовольственная инфляция на сегодня стала важнейшей социальной проблемой, поскольку впервые за много лет доля расходов на продовольствие превысила 45% от доходов почти у 50% наших граждан. (…) Правительство полагает, что оперативно отреагировало на осенний скачок цен на продовольствие. Определены и привлечены к ответственности виновные должностные лица, созданы очередные комиссии, приняты экстренные меры для стабилизации цен на продукты, заявлено о начале работ над долгосрочными механизмами предотвращения подобных ситуаций. Коммунисты провели анализ предыдущего опыта Правительства и предпринятых действий. С большой долей вероятности можно предположить, что необходимый для общества эффект в итоге не будет достигнут", - констатировал мажилисмен.
Он напомнил, что год назад отмечался аналогичный рост цен на ряд продовольственных товаров, и тогда же звучали оправдания, что в стабилизационных фондах имелось достаточно запасов, которые не были использованы для рыночных интервенций.
"В августе нынешнего года также заявлялось об установлении жесткого контроля за стоимостью социально значимых продуктов и недопущении необоснованного роста цен. Ранее, как известно, были созданы все необходимые инструменты регулирования, включая установление пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары, размеров торговых надбавок. Тем не менее, ситуация не меняется. Напротив, она усугубляется", - отметил Айкын Конуров.
По его мнению, несмотря на большое количество вовлеченных государственных органов и выделяемых ресурсов, все предпринимаемые действия являются разрозненными и несистемными.
"Это запоздалая реакция уже на факты подорожания", - считает депутат.
Он отметил, что мероприятия Правительства и местных исполнительных органов власти не ориентированы на их предотвращение, не подкреплены глубоким изучением структуры ценообразования на базовые продовольственные товары, включая структуру затрат производителей: логистику, электроэнергию, топливо и все другие факторы.
"При этом, государственные органы совершенно не уделяют внимания тому, во сколько сельхозпроизводителям обходятся корма, цену на которые диктуют крупные землевладельцы. Так, на селе тонна сена стоит 25-30 тысяч тенге, зернофураж продается дороже, чем товарное зерно на экспорт – до 70 тысяч тенге за тонну зерноотходов. Все это потому, что сенокосы и пастбища все еще находятся во владении крупных зерновых компаний", - сказал мажилисмен.
По его мнению, местные исполнительные органы ориентируются на крупные фермы и птицефабрики, забывая о том, что большую часть основных продуктов питания производят личные подсобные хозяйства.
"Например, территория Европейского Союза до 84% занята сельским лесным хозяйством. Сегодня Еврокомиссия предлагает адекватные и гибкие условия поддержки производителей в АПК. Разработана система поддержки сельского хозяйства до 2027 года, причем она ориентирована на всестороннюю поддержку мелких и средних хозяйств. В Евросоюзе не считают это бесполезными тратами, потому что система прозрачна и подотчетна, как по качеству сельхозпродукции, так и по субсидиям на наднациональном и региональном уровнях", - сказал Айкын Конуров.
В Казахстане же, считает депутат, приходится констатировать тот факт, что Правительство не в состоянии защитить интересы граждан и обеспечить продовольственную безопасность страны. Модель распределения функций стабилизации продовольственных цен между акиматами и центральными госорганами не работает, фактически размывая ответственность.
"Наказание отдельных должностных лиц не облегчает положение потребителей. Как отметил министр торговли и интеграции на правительственном часе 18 ноября текущего года, акиматы не знают реального положения дел в своих регионах: что производится и откуда завозится. К сожалению, анализ ценообразования Правительством сведен к мониторингу розничных цен на продукты. Хотя в наших условиях стоит совершенно иная задача – обеспечить как прозрачность цен на всех звеньях цепочки продовольственного снабжения, так и прозрачность субсидирования аграриев на каждом этапе", - отметил мажилисмен.
Он подчеркнул, что повышенная зависимость отечественного рынка от колебаний импортных и экспортных цен также показывает, что системная работа по расчету продовольственного баланса, позволяющего прогнозировать дефицит тех или иных продуктов и заблаговременно принимать меры по сглаживанию ценовых колебаний, попросту не ведется.
"Считаем необходимым разработать Национальный план действий по снижению продовольственной инфляции. Считаем, что экономическая доступность продовольствия для населения должна стать приоритетом социально-экономической политики государства и продовольственной безопасности страны. Также полагаем, что назрел вопрос об определении конкретной ответственной структуры в сфере ценообразования на продовольствие. Перекидывание ответственности с одного ведомства на другое – это проявление неуважения со стороны Правительства к своему народу. Граждане должны почувствовать конкретику в действиях Правительства", - сказал Айкын Конуров.