Экономика

Alibaba, Amazon, Mundus Agri — электронная торговля Казахстана расширяет границы

Фото: primeminister.kz
Задолго до пандемии, вызванной COVID – 19, в Казахстане прорабатывались варианты выхода отечественной торговли на внутренние и зарубежные интернет-площадки. Непосредственно сама электронная торговля в стране зародилась в 2000-х годах с открытия первых интернет-магазинов. При этом массовый характер она приобрела лишь последние несколько лет.

Пандемия и карантинные меры подтолкнули не только казахстанскую, но и мировую экономику на переход большей части торговых отношений на электронные рельсы. Каким был переход казахстанской торговли на электронные площадки и как завершился этап укрепления и расширения в 2020 году основных торговых интернет-площадок, далее в обзоре PrimeMinister.kz, передает Kazpravda.kz.   

Если в цифрах, то за 2020 год доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли превысила отметку в 1,1 трлн тенге (1 019 млрд тенге – внутренние интернет-площадки, 144 млрд тенге – зарубежные интернет-площадки) и составила 9,7% от общего розничного товарооборота (11,6 трлн тенге). Количество покупателей в интернете также показало рост почти на 20%, составив 3,8 млн активных покупателей по сравнению с 2019 годом — 3,2 млн покупателей.

Сегодня на рынке работают около 650 интернет-магазинов. Если в сравнении, то, к примеру, в 2018 году объем рынка электронной торговли увеличился в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (174 млрд тенге в 2017 году) и составил 269 млрд тенге с учетом международных электронных площадок. Доля электронной торговли в общем объеме розничного товарооборота за 2018 год составила 2,9%.

Alibaba.com и выход отечественных товаропроизводителей на международные торговые площадки

В Казахстане ведется планомерная работа по выводу отечественных товаропроизводителей на международные торговые площадки, в частности на Alibaba.com. По итогам 2020 года уже 100 компаний получили аккаунт «Золотой поставщик» на данной платформе, из них действующие аккаунты остались у 71 компании.

Благодаря предоставленной помощи предприятиям было реализовано отечественной продукции на сумму 18,1 млн долларов, более 4 тысяч казахстанских товаров размещены на торговой площадке.

«На текущий момент 50 компаний (набор проведен в ноябре 2020 года) находятся в стадии «созревания», проводятся переговоры с потенциальными покупателями продукции, направляются пробные партии продукции. Исходя из имеющегося положительного опыта, предполагается, что в текущем году, с учетом планируемой к реализации 3-ей фазы и вывода дополнительных 50 компаний на платформу, получится увеличить совокупный объем экспортных поставок до суммы от 50 до 100 млн долларов к середине 2022 года», — сообщил генеральный директор АО «Центр развития казахстанской торговли «QazTrade» Азамат Аскарулы.

Открыт доступ на Amazon

С мая текущего года Казахстан включен в перечень «разрешенных» на одной из крупнейших в мире платформ электронной коммерции Amazon.

«Главной проблемой доступа на Amazon для наших бизнесменов была необходимость становиться «частью» разрешенных стран: то есть открывать в этих странах юридическое лицо и банковский счет для проведения всех операций на площадке. Но теперь эти сложности исключены. Казахстанские предприниматели могут получать оплату напрямую через казахстанские банки и торговать под собственным флагом – Казахстан теперь можно найти в перечне стран-продавцов.

Это очередной успешный шаг по расширению электронной коммерции и горизонтов для экспорта казахстанских товаров, поскольку Amazon – это одна из самых популярных площадок. Очень важно, что Amazon открывает дорогу малому и среднему бизнесу – 60% всех розничных продаж маркетплейса делают 1,9 млн малых и средних предприятий», — подчеркнул генеральный директор АО «Центр развития казахстанской торговли «QazTrade» Азамат Аскарулы.

Сотни миллионов активных клиентов более чем в 200 странах и территориях мира. Причем, что любопытно, зарегистрированы продавцы только 188 стран. В прошлом году чистые продажи Amazon составили 386,1 млрд долларов.

На площадке российского Ozonа

Гигант российского e-commerce – это 16-миллионная база постоянных покупателей и более 80 млн ежемесячных пользователей. На маркетплейсе представлены товары в 20 разных категориях, от одежды и продуктов питания до детских товаров и косметики, что представляет собой большой потенциал для казахстанских предпринимателей.

Теперь любой казахстанский производитель может предложить свой товар на этой универсальной площадке. Казахстанские товары: обувь, украшения и сельхозпродукция и раньше были представлены на Ozon. Однако наши компании должны были открывать филиалы на территории РФ, что крайне неудобно и затратно для бизнеса.

«Выходу местного бизнеса на Ozon способствовало совершенствование логистики: теперь казахстанские предприниматели могут доставлять товары в Россию прямиком до клиента самостоятельно или с помощью сторонних перевозчиков. В скором времени Ozon также предложит свой перечень партнеров-логистов, которые будут возить товары казахстанского бизнеса в Россию. Также сейчас прорабатывается возможность складирования отечественных товаров для последующей доставки по России и другим регионам», — добавил генеральный директор Центра развития казахстанской торговли «QazTrade» Азамат Аскарулы.

Министерство торговли и интеграции РК также продолжает переговоры с другими маркетплейсами. Задача – максимально упростить доступ для казахстанских производителей к различным торговым площадкам. Среди них и электронная торговля сельскохозяйственной продукцией, выход на площадку Mundus Agri, которая является уникальной информационно-торговой платформой на мировом агропродовольственном и сельскохозяйственном рынке.

В электронной торговле очень важна информационная площадка

Как показала практика 2020 года, одним из больших осложнений для компаний является их неосведомленность об имеющихся возможностях ведения внешнеэкономической деятельности. Порядка 20% компаний отмечали необходимость в получении своевременной информации. В этой связи Правительством проводится проактивная работа по информационному сопровождению потенциальных участников международной электронной коммерции. Информирование ведется через официальные каналы (портал, Тelegram-каналы, отраслевые чаты).

«В рамках информационной поддержки для бизнес-структур были подготовлены 6 детальных обзоров крупнейших международных электронных торговых площадок, включая такие как Амазон, Ракутен, ТрейдКи, ГлобалСорс и ряд российских маркетплейсов. Интересной представляется торговая платформа News Community, которая объединяет покупателей и продавцов, предоставляя участникам ключевые новости рынка, пресс-релизы и справочную информацию для принятия обоснованных решений. Кроме того, совместно с Международным торговым центром и ЕС на сегодня в стране реализуется долгосрочный проект по поддержке внутренней - региональной и международной торговли в Центральной Азии «Ready4Trade Central Asia», — отметил Азамат Аскарулы.

В рамках первого модуля данного проекта уже обучено 9 национальных бизнес-тренеров, которые занимаются вопросами обучения МСБ по ведению онлайн-торговли. Отобрано 45 представителей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере текстиля, швейного дела, ремесленничества и агробизнеса, представители которых проходят обучение. Также на текущий момент проводится подготовительная работа ко второму модулю, который продлится до мая 2022 года.

Благодаря реализации данного проекта предполагается сформировать пул отечественных предприятий, активно ведущих свой бизнес в онлайн-среде. В целях обучения большего числа студентов основам электронной коммерции Министерством торговли и интеграции РК в текущем году планируется запустить обучающий модуль, который включает в себя материалы, видеоуроки, интервью с различными успешными предпринимателями онлайн-бизнеса.

Для стимулирования субъектов МСБ к переходу в онлайн-режим предлагается мера по возмещению затрат МСБ на создание онлайн-магазина, которая соответствует мировой практике, успешно применяемой в развитых странах мира, например, в Сингапуре. Также в Казахстане инициируется вопрос по смягчению требований налогового законодательства для получения налоговой льготы в виде освобождения от подоходного налога субъектами электронной торговли товарами.

На сегодняшний день Министерство торговли РК получает ряд предложений со стороны инвесторов по созданию фулфилмент-центров. Совместно с АО «Казпочта» к 2025 году планируется запустить работу еще 16 фулфилмент-центров во всех регионах страны. Во исполнение данного мероприятия АО «Казпочта» был утвержден План проведения семинаров в рамках развития электронной коммерции в Республике Казахстан в 2020 году. Данное мероприятие направлено на вовлечение отечественных предпринимателей в электронную торговлю. В 2020 году проведено 6 подобных мероприятий на тему «Интернет-магазин: как создавать и какими инструментами продвигать. Школа экспорта, цифровые продажи» в городах Алматы (два раза), Атырау, Тараз, Кызылорда и Уральск, в ходе которых было которых обучено 706 человек.

С марта 2020 года проведение семинаров в регионах Республики Казахстан приостановлено ввиду введения карантинного режима в стране. В этой связи вместо запланированных согласно утвержденному плану 30 семинаров за период с марта по декабрь 2020 года проведено 4 вебинара, на которых обучено 2 916 слушателей. Всего обучено 3 622 слушателя, из запланированных 3 600.

Что же под брендом made in Kazakhstan? Или немного об экспорте

Критики и скептики часто вопрошают, чем же может торговать Казахстан? Только импорт, а на экспорт всего лишь нефть....

Обратимся к цифрам: в прошлом году перечень товаров, проданных казахстанскими производителями за рубеж, превысил 4,6 тысячи. По словам министра торговли и интеграции РК Бахыта Султанова, больше 4600 видов продукции, произведенной в нашей стране, приобрели покупатели в России, Китае, Арабских Эмиратах, Бразилии, Австралии, Канаде, Сингапуре, ЮАР…

География нашего экспорта охватывает практически весь мир. И продаем мы не только нефть, а уже обработанные товары. У одних степень обработки глубокая, у других – незначительная. Но все они не сырье, а уже готовые товары, которые в мире известны под брендом made in KZ.

Например, в Канаду наши предприниматели отправляют гидравлические автокраны, рыбное филе. Да, в Канаду, которая окружена океанами, отправляется казахстанское филе речной рыбы, а также трубы, которые применяются в нефтедобывающей промышленности. Во Францию Казахстан экспортирует детали вертолетов и измерительные приборы для авиационной промышленности. В Нидерланды идут земснаряды, применяющиеся на море, в Грецию - оборудование для забивки и извлечения свай, а в Швейцарию – лекарственные средства. Алжир покупает в Казахстане силовые насосы, подшипники и головки для гаечных ключей. Аргентина импортирует от Казахстана арматуру, Ирландия – детали бурильного оборудования и гидравлических установок. Также отправляются нелегированный алюминий, металлопрокат, медь, ферросилиций, свинец, феррохром, фосфор, сера. Сжиженные бутан и пропан пользуются огромным спросом в десятках стран. Только в прошлом году страна экспортировала сжиженного газа почти на 600 млн долларов. Аминокислоты, нуклеиновые кислоты и соли, глюконовая кислота – это все продает Казахстан. Сигареты, газированные воды, аккумуляторы, локомотивы, автомобили, бытовая химия, продукция пищепрома, кондитерские изделия, одежда, автохимия…

По словам министра, в Нур-Султане есть небольшая компания, где работают около 10 человек, но при этом они занимаются экспортом парашютов в Узбекистан и Вьетнам. Слива и малина из наших теплиц, расфасованная по маленьким коробочкам, продается в магазинах Арабских Эмиратов. Стереотипно считается, что сантехника бывает исключительно импортной, а Казахстан, тем временем, экспортирует раковины, унитазы, душевые кабины. И все – собственного производства – завод находится в Карагандинской области и является единственным в Центральной Азии. Вся продукция его сделана по европейским технологиям. Кстати, крышка для бутылочек Coca-Cola производится в Казахстане и отправляется на экспорт.

На маркетплейсе Alibaba продается 4 тысячи видов казахстанских товаров. Там можно купить даже витамины для кошек и собак, которые производятся в Алматы. И арахисовые батончики для сидящих на диете, и шелковые платки, и х/б футболки, и куртки, и очищающие салфетки для очков…

В Казахстане производится и экспортируется очень много различных видов продукции. Страна постепенно встраивается в глобальные производственно-торговые цепочки. И тот факт, что наши товары пользуются спросом на других континентах, свидетельствует о правильности выбранной политики. На всех стройках страны используется цемент отечественного производства, в магазинах появляется все больше продукции легкопрома отечественного производства, мебель в домах и квартирах казахстанцев – местного производства, бытовая и автохимия, не говоря уже про продтовары.

«Да, есть высокая конкуренция с продукцией из других стран. Но она только стимулирует казахстанские товары становиться лучше и быть более востребованными как местными, так и зарубежными потребителями. Министерство торговли и интеграции прилагает усилия по повышению качества отечественных товаров — чтобы нашему бизнесу было комфортнее чувствовать себя и на внутреннем, и внешнем рынках», — сообщил генеральный директор Центра развития казахстанской торговли.

В продвижении идеи электронной торговли активную позицию занимает НПП «Атамекен»

Как известно, в Государственной программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» есть направление «Развитие массового предпринимательства», где предусмотрено обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес». Программа обучения проекта «Бастау Бизнес» состоит из 12 модулей. Модуль 11 «Электронные услуги для бизнеса» включает подраздел «Электронная коммерция» (satu.kz, olx.kz), а также работу с тендерами на электронных площадках www.mp.kz, www.skс.kz.

В настоящее время оператором проекта «Бастау Бизнес» определено Министерство труда и социальной защиты населения РК. Оператор по обучению - НПП РК «Атамекен». Для развития бизнеса в условиях карантина в программе предусмотрено получение знаний о работе на электронных торговых площадках, интернет-магазинах и маркет-плейсах www.ebay.com, www.etsy.com, www.amazon.com и др.

Цель научить начинающих предпринимателей - адаптировать свой бизнес в текущей эпидемиологической ситуации и продавать товар на различных онлайн-площадках www.ebay.com и www.etsy.com. За 2020 год прошли обучение 33 183 человека, открыли собственный бизнес 14 397 казахстанцев.

Предполагается, что в целом результатом проводимой работы станет увеличение доли электронной торговли до 15%, увеличение числа активных онлайн-покупателей - до 7,7 млн человек.

Казахстанским экспортерам обработанных товаров в 2021 году уже возмещено более 3,5 млрд тенге

С начала года проведены 14 заседаний соответствующей Межведомственной комиссии (МВК), одобрено 164 заявки от 89 субъектов на общую сумму 3 500 766 523 тенге, из них:

1) на продвижение отечественных обработанных товаров (реклама, аренда склада, сертификация, выставка) 5 заявок от субъектов на общую сумму 48 070 176 тенге;

2) на доставку отечественных обработанных товаров 159 заявок от 86 субъектов на общую сумму 3 452 696 347 тенге, а именно:

- железнодорожная доставка 3 067 927 342 тенге;

- автомобильная доставка 355 036 349 тенге;

- авиадоставка 19 894 519 тенге;

- морская доставка 9 838 137 тенге.

Из общего количества одобренных заявок 54 поступило от малого бизнеса, 19 – от среднего и 16 – от представителей крупного бизнеса. Среди одобренных заявок 844 646 980 тенге составляют расходы, связанные с доставкой товаров верхнего передела, 2 271 603 226 тенге - товаров среднего передела и 384 516 317 тенге - товаров нижнего передела.

По итогам первого полугодия освоение составило 60% от выделенных средств. Рассмотрение заявок проходит в порядке очереди по дате первичной регистрации заявки. К возмещению части затрат подлежат следующие виды:

1) затраты, связанные с рекламой товаров за рубежом;

2) затраты на прямое участие в зарубежных выставках, форумах, ярмарках, конкурсах, конгрессах;

3) затраты, связанные с разработкой, переводом на иностранные языки и изданием специализированного каталога для распространения за рубежом;

4) затраты на содержание филиалов, представительств, торговых площадей, склада и торговых полок за рубежом;

5) затраты на проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков за рубежом, на электронно-торговых площадках;

6) затраты на проведение мероприятий, связанных с процедурами подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами, включая стандарты организации, или условиям договоров или подтверждением права на осуществление деятельности по реализации товаров за рубежом (сертификаты, разрешения, регистрационные удостоверения и другие документы), а также затраты, понесенные при доставке до пункта испытания и обратно пробных образцов продукции для прохождения процедуры сертификации (в случае наличия сертификата либо иного подтверждающего документа);

7) затраты, связанные с проведением процедур получения разрешения по использованию объектов исключительных прав (франчайзинг) за рубежом;

8) затраты, связанные с прохождением зарубежной сертификации, аккредитации, инспекции субъектов индустриально-инновационной деятельности (в случае положительного прохождения процедуры сертификации, аккредитации, инспекции и наличия сертификата либо иного подтверждающего документа);

9) затраты, связанные с доставкой товаров и оплатой услуг по перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом и по организации перевозок.

20:21, 30 Июля 2021
0
5189
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное