30 лет Независимости

Образованная столица

После объявления Акмолы главным городом страны, население новой столицы начало стремительно расти. Поэтому внимание государства изначально сконцентрировалось на расширении сети учреждений образования.

– В 2017 году, с учетом родившихся детей, мы пришли к пониманию того, что только за счет юных жителей столицы и той миграции, которая ежегодно присутствует, нам необходимо строить в год не менее 10 школ, – говорит управляющий директор корпоративного фонда «Академия Елбасы» Ануар Жангозин. – Мы разрабатывали план развития столицы на 5 лет вперед и закладывали строительство 50 школ только для Астаны. На тот момент это было большим вызовом, потому что никто в осуществимость этого плана особо не верил. Но в итоге школы стали строиться, вводиться в эксплуатацию, и этот процесс продолжается до сих пор. Это было направлено в первую очередь на то, чтобы ликвидировать трехсменное обучение, и по возможности – чтобы двухсменное работало в оптимальном формате. Планировали строительство с учетом роста города – в наиболее густонаселенных и развивающихся микрорайонах. Кроме всего, в рамках государственно-частного партнерства начался стремительный рост частных школ. Когда я пришел в управление образования в 2017 году, их было 12, а сейчас уже больше 30, и столько же еще строится. Причем это крупные учебные заведения, рассчитанные на 900–1 000 детей. До недавнего времени негосударственных школ было не так много – единицы. Тем не менее сегодня они стали перспективным трендом.

Мало построить стены

Однако мало построить стены. Нужно еще наполнить их качественным содержанием. В этом направлении в городе Нур-Султане сегодня реализуется ряд значимых образовательных проектов. На днях первая в стране государственная школа получила авторизацию по программе международного бакалавриата. Это специализированная гимназия № 81, которая теперь является авторизованной всемирной школой IB.

Образование по программе Международного бакалавриата (The International Baccalaureate) дает школьникам явные преимущества, поскольку они попадают в мир, где задавать правильные вопросы также важно, как и находить на них ответы. На протяжении более 50 лет глобальное сообщество преподавателей и координаторов мирового уровня взаимодействует с более чем 1,95 млн учащихся в более чем 5 500 школах 159 стран мира.

До сегодняшнего дня статус школы Международного бакалавриата в Казахстане получили только несколько частных школ и НИШ. Школа № 81 стала десятой в этом списке. Здесь обучаются 1 002 ученика и работают 103 учителя, 50 из них – в программе Международного бакалавриата.

Гимназия использует национальную программу обучения РК и интегрирует ее с международными стандартами IB, используя такие элементы, как Ib Learner profile (атрибуты ученика), ATL skills (учебные навыки), Service as action (соцпроекты), Personal project (персональный проект).

Казахстанские учителя разрабатывают программы в рамках концептуального обучения, что дает большой плюс качеству образования. Главный плюс такого обучения – связь предмета с реальным миром. Благодаря чему ученики понимают предмет и его ценность в контексте реальной жизни. Кроме того, здесь используются элементы и стратегии инклюзивного образования, которые дают возможность для индивидуального подхода к каж­дому ученику.

– Это стандарт международного уровня, он самый высокий. Сейчас в мире более 5,5 тысячи таких школ, причем большая часть из них частные. В Международном бакалавриате существуют различные программы: начальной, основной и старшей школы. Гимназия № 81, к примеру, авторизовала основную школу. Там нет акцента только на знания, у учащихся развивают критическое мышление, коммуникативные навыки. Обязательны межпредметные связи, то есть физика, химия, биология не воспринимаются по отдельности, а в комплексе, чтобы у ребенка было понимание концептуальных связей между науками. Это очень важно для профессионалов: сейчас в тренде междисциплинарность. Международный бакалавриат – это очень амбициозный проект. Не сразу директора школ начали реагировать на такую возможность. Они считали, что это слишком сложно для них, а сейчас уже понимают, что это вполне возможно и реализуемо. И сейчас в Нур-Султане еще три школы, возможно, вольются в эту программу, – отметил Ануар Жангозин.

Школьный Кембридж

– Еще один интересный проект мы запустили с Кембриджем. Университет Кембриджа является одним из лидеров современного образования. Мы стартанули с пяти столичных школ. Сейчас в проекте участвуют уже более 10 школ Нур-Султана. Профессора и специалисты Кембриджа обучают учителей и администрацию школ, как проводить исследования. Новый подход позволяет школам наработать свою компетенцию изнутри, чтобы не зависеть от внешних курсов, так чтобы учебное заведение могло работать как полноценный центр компетенций. Более того, чтобы школа могла самостоятельно генерировать новые компетенции, – отметил Ануар Жангозин.

Чтобы учиться в таких школах, нужно «подтягивать» и детсады. Отметим, что сеть дошкольных учреждений в Нур-Султане значительно расширена, и во многом за счет частных садов. Охват уже приближается к 100%. Но, по мнению управляющего директора корпоративного фонда «Академия Елбасы», достичь стопроцентного охвата детей в столице навряд ли возможно, потому что приток миграции и рождаемость достаточно высоки. Однако качество дошкольного образования и воспитания по-прежнему является главным приоритетом. В настоящее время один из детсадов, как и школа № 81, готовится к авторизации по Международному бакалавриату. Данный кейс будет очень значимым.

– В столице происходит достаточно хороший сдвиг в инклюзивном образовании, и именно в дошкольной сфере. Это очень важно: чем раньше дети с особыми потребностями получают охват в обучении, тем проще им адаптироваться в дальнейшем, – продолжает управляющий директор корпоративного фонда «Академия Елбасы».

Еще одно направление, которое реализуется в сфере дошкольного образования в городе Нур-Султане, – экологическое. Оно актуально именно в детсадах, потому что дает возможность воспитывать необходимые навыки с малых лет.

Понятная школьная бухгалтерия

Впереди столица и в области автоматизации всех образовательных процессов. Здесь была реализована облачная бухгалтерия, полная автоматизация зачисления в организации образования, начиная с детсадов и школ. Этот опыт внедрен по всей стране.

– Подушевое финансирование в школах тоже впервые реализовано в столице, – продолжает спикер. – Сейчас эта модель, успешно пропилотированная в столице, реализуется по всей стране. Директора получают понятное финансирование, они заранее знают, сколько к ним денег поступит, и могут заранее планировать, сколько придется потратить на укрепление материальной базы, а сколько – на повышение квалификации учителей. Схема финансирования дает возможность гибко варьировать.

Кроме подушевого финансирования часть школ изменила статус. Теперь они – госпредприятия на праве хозяйственного ведения. Это дает возможность утверждать гибкое штатное расписание, устанавливать свою заработную плату, и в том числе для таких международных проектов, как Международный бакалавриат. Школы, перешедшие на ПХВ, могут накапливать свой годовой бюджет – у них нет обязательств по освоению госденег в течение года. Кроме того, они имеют право реализовывать дополнительные платные услуги, которые пополняют школьную казну.

Проекты «Академии Елбасы»

Один из проектов академии – «Медаль Елбасы» – предназначен для молодежи от 14 до 29 лет. Те молодые люди, которые хотят саморазвиваться, но по разным причинам не имеют доступа к топ-образованию, получают возможность ставить и достигать суперцелей. В этом году в проекте участвует около 11 тыс. участников. Они могут выбрать один из трех уровней: бронзовый, серебряный или золотой. В бронзовом нужно участвовать полгода, в серебряном – год, в золотом – полтора года. Все это время молодые люди должны активно развиваться по семи направлениям: национальное наследие, чтение книг, развитие творческих навыков, волонтерство, трудовая практика, туристические походы и спорт.

– Ты сам перед собой ставишь цели. Достигать их помогает наставник. Ты не можешь прервать занятия – неделю позанимался, неделю отдыхаешь. Это больше воспитательный проект, который тренирует выработку активной жизненной позиции, воспитание характера, устойчивости. Промежуточные итоги мы подводим в июле, а итоговые – в конце года. Проект стартовал летом прошлого года, поэтому у нас пока только «бронзовые» медалисты. Первые «серебряные» будут наг­раждаться этим летом, а первые «золотые» – в декабре 2021 года, – поделился он.

Столица прирастает талантами из глубинки

Еще один суперпроект академии – олимпиада «Мың бала». В 2020 году в ней участвовало почти 300 тыс. детей со всей республики. В этом году – не менее 100 тыс. Важно, что она проводится для сельских школьников.

– Почему это важно? Потому что они редко участвуют в республиканских и даже в областных олимпиадах. Кроме того, не секрет, что в сельской местности качество образования ниже, чем в городе. Из-за этого в таких соревнованиях участвует меньше сельских школьников. Мы считаем это неправильным, потому что у детей из сел и аулов на самом деле очень высокий потенциал. И наша олимпиада это подтверждает. В нынешнем году мы впервые провели онлайн-этап. Это был челлендж, потому что возможности Интернета в селах разные. Поэтому больше 70% участников выходили в онлайн со смартфонов. На первом этапе мы выявляли навыки логического и пространственного мышления. Если бы мы сразу оценивали академические знания, то многие дети с высоким потенциалом не смогли бы пройти во второй этап, потому что их уровень мог бы отставать из-за соответствующего качества преподавания в сельской школе. На первом этапе средний балл был достаточно высоким. Но вот второй этап, где проверяются академические навыки по предметам, обнажил проблемы. Тем не менее мы выявили тысячу победителей, – говорит спикер.

Ученики шестых классов, побеждающие в «Мың бала», имеют право без экзамена поступать в столичные школы для одаренных детей.

Автор:
Дастан Куттыбаев
07:12, 1 Июля 2021
0
4148
Подписка
Скопировать код

Читайте также

Популярное