За колючей проволокой: религиозный аспект

31741
Тимур Ерджанов, юрист-международник

Заявитель в 2009 году был приговорен к лишению свободы и в течение 8 лет содержался в различных исправительных учреждениях Румынии. Первоначально он объявил себя православным христианином, однако в сентябре 2012 года сообщил администрации, что принял ислам, и потребовал исключить из своего рациона запрещенные в исламе продукты. Спустя еще 4 года Неагу стал приверженцем Церкви адвентистов седьмого дня (одного из направлений протестантизма) и также потребовал от администрации при организации питания уважать пищевые запреты его новой религии.

Все заявления Неагу были отклонены румынскими судами на том основании, что он не предъя­вил никаких доказательств изменения своей веры, в частности свидетельств служителей соответствующего культа. Кроме того, заявитель никогда не участ­вовал в мероприятиях, которые проводили заключенные-адвентисты в его учреждении.

При этом румынский закон запрещает ограничивать свободу религиозных убеждений заключенных и прямо предусматривает, что питание осужденных обеспечивается, помимо прочего, с соблюдением их религиозных убеждений. В свою очередь подзаконные акты закрепляют право заключенного заявить об изменении своего вероисповедания, что должно быть подтверждено специальным актом священнослужителя или церкви.

При вынесении решения ЕСПЧ также учитывал ряд европейских документов, в частности рекомендации Комитета министров государств ЕС об исправительных правилах 2006 года, согласно которым режим питания заключенных должен учитывать их религиозные взгляды. Более того, в комментариях к рекомендациям подчеркивается, что соответствующее правило называется теперь «диета», а не «питание», что означает возможность учета тех или иных индивидуальных требований. В более широком смысле заключенные должны иметь возможность исповедовать свои религиозные убеждения на практике, в том числе и посредством соблюдения ограничений в пище.

Подавая жалобу в Европейский суд, Неагу утверждал, что отказ румынских властей признать его новые религиозные взгляды не только нарушал его право на свободу религии (статья 9 конвенции), но и являлся недопус­тимым обращением (статья 3). При этом румын оспаривал почему-то лишь отказ кормить его с учетом требований ислама, а по поводу несостоявшейся дие­ты адвентистов претензий не заявлял.

Главный довод Неагу заключался в том, что сама обязанность заключенного предъявлять какие-либо доказательства искренности его новой веры не только трудновыполнима, но и незаконна, поскольку предусмат­ривалась нормативным актом более низкого уровня.

В свою очередь правительство Румынии считало, что заявитель явно злоупотребил своим правом на подачу жалобы, поскольку изменение вероисповедания – это во всех случаях серьезный шаг, который требует от человека предварительной подготовки, чтения религиозных текстов и какого-то духовного сопровождения со стороны представителя культа. В ситуации же с заявителем у государства должны были возникнуть резонные сомнения в искренности его убеждений. В любом случае, у государства были основания требовать от зая­вителя каких-то доказательств, чтобы защитить себя от возможных злоупотреблений.

Тем не менее ЕСПЧ посчитал жалобу приемлемой и решил, что она подлежит рассмотрению исключительно с точки зрения девятой статьи конвенции, гарантирующей свободу мысли, совести и религии.

Оценивая доводы сторон, Европейский суд напомнил, что данное право является одной из основ демократического общества и важным элементом идентичности любого человека, включая не только верующих, но и атеистов, скептиков или попросту равнодушных. Свобода религии является прежде всего внутренней свободой, однако она включает в себя и право внешнего выражения. Именно этот (публичный) аспект вероисповедания может ограничиваться государством, особенно когда это требуется для согласования интересов разных групп населения. При этом национальные власти находятся в лучшем положении, чем сам ЕСПЧ, поскольку они владеют ситуацией и, будучи легитимно избранными, лучше чувствуют потребности общества.

Наконец, в некоторых случаях, когда лицо требует от государства каких-то привилегий, связанных с его вероисповеданием, государство вправе требовать от этого лица определенного уровня доказательств искренности его убеждений (решение по делу «Дягилев против Российской Федерации» от 10 марта текущего года).

Применяя эти принципы к румынскому делу, ЕСПЧ отметил, что румынское законодательство содержит достаточно ясную и предсказуемую базу, которая прямо гарантирует заключенным право на питание в соответствии с их религиозными взглядами. Точно так же ясным и доступным для заявителя было правило о том, что каждое его заявление об изменении религии должно подтверждаться с участием священнослужителей. Более того, заявитель никогда не пытался оспорить эту норму в национальных судах.

Однако ЕСПЧ обратил внимание на следующую деталь. Согласно румынскому закону, доказывать искренность своих религиозных взглядов заключенные должны лишь при изменении религии. Что же касается только что осуж­денных лиц, то им достаточно просто сообщить тюремной администрации о своем вероисповедании – никаких доказательств при этом не требуется.

На взгляд суда, это различие не было достаточно обосновано румынскими властями. Почему при заключении под стражу заключенным достаточно сделать обычное устное заявление о своей религиозной принадлежности, а при обращении в новую веру от них требуются письменные документы – на этот вопрос государство удовлетворительно ответить не смогло.

Кроме того, Румынию подвело и низкое качество судебных решений: все национальные суды отклоняли жалобы Неагу только на основании отсутствия документальных доказательств нового вероисповедания, без анализа фактических обстоятельств. Кроме того, суды не проверили, имел ли находившийся в заключении заявитель возможность найти такие доказательства. По сути, румынские суды вообще не интересовались, действительно ли во взглядах заключенного произошли серьезные изменения и в чем конкретно это выражалось.

Наконец, ЕСПЧ посчитал, что выполнение просьб заявителя не грозило какими-то сбоями в управлении исправительным учреждением или другими негативными последствиями.

С учетом этих соображений пятеро судей из семи проголосовали за нарушение румынскими властями статьи 9 и присудили заявителю 5 000 евро моральной компенсации.

Двое судей (болгарин Йонко Грозев и венгр Питер Пакзолай) выступили с особым мнением, в котором обосновали свое несог­ласие с большинством. Судьи утверждали, что румынский закон построен вполне логично и что при смене заключенным вероисповедания государство вправе требовать от него более серьезных доказательств. Слишком частые и необоснованные заявления заключенных об изменении религии могут создать серьезные трудности для пенитенциарной системы – именно этот фактор учитывал румынский законодатель. Также Грозев и Пакзолай отметили, что в ранее рассмотренных судом делах искренность религиозных убеждений заявителей не ставилась под сомнение и даже явно признавалась национальными судами. В данном же деле заявитель мог доказать свою принадлежность к исламу прос­тым произнесением шахады в присутствии имама и свидетелей, однако он не обращался к администрации за содействием. «Превращение» заявителя в адвентиста, согласно канонам этой религии, требовало куда больше времени и стараний, что только усиливает сомнения в его добросовестности. Таким образом, по мнению двух судей, Румыния не требовала от Неагу чего-то невыполнимого или явно абсурдного, а значит, и не нарушала 9-ю статью конвенции.

Тем не менее первый юридичес­кий бой (итоги которого могут быть пересмотрены Большой палатой) в этом деле выиграл заявитель, что подтверждает наметившуюся тенденцию к все большей защите прав заключенных в европейских государствах. Здесь уместно вспомнить постановление суда по делу «Якубски против Польши» 2010 года, в котором было признано, что государство обязано обеспечить заключенному-буддисту безмясную диету. Полгода назад в деле «Коростелев против России» ЕСПЧ признал нарушением конвенции запрет заключенному-мусульманину совершать ночные намазы.

Здесь нужно сделать очень важное замечание. Если у кого-то создалось впечатление, что Европейский суд призывает государства потакать любым (в том числе религиозным) запросам заключенных, то это совсем не так. В деле «Якубски против Польши» решающим стало то, что диета заявителя не требовала от администрации покупки особых продуктов, а также особого приготовления, обработки или подачи пищи. В деле «Коростелев против России» ЕСПЧ отметил, что ночные (и бесшумные) намазы в одиночной камере СИЗО не создавали какой-либо угрозы распорядку изолятора, безопас­ности режима или здоровью самого заключенного. Похожий довод (о несложности удовлетворения просьб заявителя) содержится и в мотивировочной части рассмотренного нами дела Неагу.

Иными словами, при рассмот­рении жалоб на предполагаемые нарушения религиозных прав Европейский суд старается рассуж­дать прагматично, внимательно следя за тем, чтобы соблюдение требований статьи 9 не стало для государства чрезмерным бременем. Права человека любой ценой – это довольно опасная утопия, особенно когда речь идет о современном обществе, полном сложных противоречий.

Доказательством такого праг­матичного подхода может служить другое румынское дело – «Эрлих и Кастро против Румынии» (Erlich et Kastro c. Roumanie), решенное судом 3 месяца ­назад. В этом деле заключенные, исповедавшие иудаизм, требовали обеспечить их кошерной пищей. Однако суд, рассмотрев все обстоя­тельства, не нашел в действиях румынских властей нарушения статьи 9 конвенции. Во-первых, в данном случае пища должна была содержать конкретные ингредиенты, полученные по очень конкретным правилам и которые должны быть подготовлены отдельно, в контейнерах и с посудомойкой. Во-вторых, румынский суд позволил заявителям получать нужные продукты и самим готовить их в заключении (была организована отдельная кухня). В-третьих, заявителям с разрешения администрации помогал еврейский религиозный фонд. Иными словами, государство сделало для заявителей достаточно, и тот факт, что принятые меры показались им недостаточными, не был принят судом во внимание.

В более широком плане этот подход ЕСПЧ сводится к простой формуле: не все действия, обус­ловленные религиозными убеж­дениями, должны защищаться государством. Это касается не только питания, но и ношения религиозной одежды, регистрации религиозных объединений, признания религиозных браков и так далее. С точки зрения праг­матичного подхода все решают детали: государство не может подвергать угрозам нормальную жизнь общества в угоду любым требованиям верующих. В этом смысле показательно постановление ЕСПЧ по делу «Эвейда против Соединенного Королевства» («Казправда» рассказывала о нем 11 мая 2017 года): ношение хрис­тианского крестика допустимо для офисной сотрудницы авиакомпании, но недопустимо для медсестры в госпитале, поскольку это может быть небезопасно во время ухода и оперирования тяжелобольных.

Возвращаясь к вопросу о религиозных правах заключенных, отметим, что такие жалобы появляются в практике Европейского суда все чаще, что может свидетельствовать об актуальности проблемы. И здесь уместно взглянуть на казахстанское законодательство. Действующий Уголовно-исполнительный кодекс (статья 13) гарантирует право заключенных на свободу совести и вероисповедания, а также право на отправление религиозных обрядов. Вместе с тем о питании в соответствии с религиозными убеждениями заключенных в кодексе не говорится ничего. Молчат об этом и подзаконные акты, утверждающие натуральные нормы питания заключенных.

Возможно, в свете прецедент­ной практики международных органов этот вопрос заслуживает более пристального внимания казахстанского законодателя.

Популярное

Все
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
С «Вахты памяти» вернулись поисковики Петропавловска
Представители комиссии «Игр будущего» посетили нашу страну
Центр кино Казахстана впервые представлен на кинорынке Marché Du Film
Состоялся II открытый юношеский турнир памяти Султанбека Кобландина
Сегодня в Ашхабаде начнет свою работу Международная научная конференция «Пространство мудрости Махтумкули Фраги», посвященная 300-летию выдающегося поэта, философа и мыслителя Востока
Британский портал Essentialliving оценил качество сервисов такси. В представленном списке наша страна заняла 73-е место
Журнал Global Finance назвал жителей нашей страны самыми богатыми в Центральной Азии
Паводки: от концепции «реагирования и выправления» к принципу «предвидеть и предупредить»
Столичный бизнес терпит убытки из-за несоблюдения дизайн-кода
Комарам и мошкам объявлена война
Школьников выселили из общежития и отдали его чиновникам
Деревья стоят «по колено» в воде
В Казахстане дан старт ЕНТ
Одно громкое «доколе»?
Миграционное законодательство решает комплекс проблем
Вопросы энергодефицита откладывать нельзя
Десятки тысяч школьников отдохнут в оздоровительных лагерях
В Алматы появился новый вуз
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
В Алматы прошли переговоры между главами МИД Азербайджана и Армении
Аграрии и энергетики летом должны работать усиленно
Айбек Дадебай: Конкретная цель Президента – превратить Казахстан в передовое государство
ЧМ по хоккею: Казахстан обыграл Францию в стартовом матче
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
В Уральске тестируют зарядные станции для электромобилей
Сакен Сейфуллин: «Авиация – это крылья грядущих поколений!»
В Шымкенте очистили русло Кошкар-аты
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Italian Open: Путинцева капитулировала перед первой ракеткой мира
Вводится экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Резонансное убийство в Турции: Эрдоган принял решение
Генассамблея ООН призвала предоставить Палестине статус полноправного члена
Члены Президентского молодежного кадрового резерва приняли участие в экологической акции «Таза Қазақстан»
Не уповай на Google – иди к врачу
Сборник казахских народных сказок на татарском языке презентован в Казани
Массовая посевная кампания в Казахстане начнется во второй декаде мая
Военнослужащие теробороны возложили цветы к памятнику Алие Молдагуловой
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко

Читайте также

Пропагандистские СМИ – прямой путь к средневековью
Между законом и социальной реальностью
Насилие в семье – борьба без компромиссов
Операция «Перехват»: тотальный рентген

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]