Великий американский писатель и автомобилист Эрнест Хемингуэй был убежден, что «все люди делятся на две категории: те, с которыми легко и так же легко без них, и те, с которыми сложно, но невозможно без них».
Полагаю, что если бы дядюшка Хэм призадумался, на какие категории делятся пешеходы, то наверняка бы заключил, что они тоже делятся на две категории: те, которые умеют переходить дорогу, но делают это недостаточно осмотрительно, и те, которые знают, как переходить дорогу, но переходят ее неправильно. А если бы основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд провел исследования на предмет того, почему пешеходы рискуют своей жизнью, то какое бы он дал на сей счет психоаналитическое объяснение, не представляю. Хотя, полагаю, этот труд Фрейда был бы напрасным. Ведь мотивацию нарушать ПДД объясняют сами пешеходы. Причем просто и лаконично. А именно: «авось проскочу», «светофор далеко», «не трамвай – объедет»...
Водителям такая мотивация непонятна. Резко затормозив или едва объехав нерадивого пешехода, они в ярости обрушиваются на него: «Куда прешь?», «Жить надоело?»
Не знаю, как в других городах страны, но в нашем мегаполисе пешеходы так же непредсказуемы, как и алматинская погода: они могут появиться на дороге в любой момент и в любом месте, пренебрегая не только правилами ПДД, но и презрев всякую опасность для собственной же жизни.
За 15 лет своего водительского стажа я поделила их не на 2, а на целых 8 категорий. А именно: «бегалки», «выскочки», «яжемать», «черепахи», «наушники», «яженазебре», «яжеуспею» и «стоять всем».
«Бегалки» пересекают дорогу через поток машин. «Выскочки» внезапно возникают на проезжей части из-за укрытия – припаркованных авто. Это самая опасная категория пешеходов, потому как водитель должен вовремя затормозить, а вероятность того, что он успеет это сделать невелика.
«Яжемать» – это родители, которые пребывают в непоколебимой уверенности, что раз они с детьми, то все должны их пропускать, и ДТП с ними не произойдет. Они маневрируют между автомобилями со своими колясками и ребятишками, разговаривая по телефону, практически всегда держат чадо со стороны ряда автомобилей.
«Черепахи» идут по зебре ну очень медленно. Притом зачастую нарочно и демонстративно. «Наушники» переходят дорогу по зебре, но в полной «оторванности» от шума суетного мира: звуки клаксонов, визг тормозов они не услышат.
«Яженазебре» не сомневаются, что на зебре их Господь бережет. Да, дорогу они переходят в положенном месте, но не дожидаясь остановки машин, направо и налево не смотрят.
«Яжеуспею» возникают на зебре за секунды до зеленого света для транспорта. Они видят, что на свой свет не успеют, но все равно идут. И, конечно, не успевают.
И последняя, самая «безопасная», категория – «стоять всем». Это бабушки и дедушки, которые выходят на проезжую часть, где захотят и когда захотят, и… останавливают движение. С помощью трости или руки. Дождавшись, когда по их взмаху притормозят все машины, степенно переходят через дорогу.
Беспечные пешеходы почему-то не думают, что у машины могут отказать тормоза, водитель может зазеваться, быть без опыта вождения, перепутать газ с тормозом, с ним может случиться сердечный приступ.
И забывать о том, что автомобиль не всегда объедет и затормозит, ой как опасно: ведь как свидетельствует статистика, по вине пешеходов в стране происходит каждое пятое ДТП. И, как отмечают полицейские, число таких происшествий с каждым годом растет.
Все колонки автора