Взгляд, жест, пируэт

4492
Наталия Хомс

О работе балетмейстера многие из нас знают лишь по балетным постановкам. На самом же деле эта профессия востребована в любом театре и даже в спорте, ведь мимика, движение и пластика присутствуют везде.

фото Игоря Бургандинова

Работа балетмейстера, как и, например, врачей, включает узкие специализации, причем в разных направлениях она по-разному выражается. Приоткроем же специфику этой увлекательной профессии в беседе с балетмейс­тером Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького Розой Бельгибаевой.

– Не только в театре оперы и балета мы нужны, но и в синхронном плавании, фигурном катании. Драматический театр – особая для хореографии сфера. Здесь творческий процесс очень многогранный – это и создать какую-то мизансцену, и просто поставить проходку, позу, жест, взгляд. Причем постановка мизансцены зависит и от диалога, и от наличия музыки, и от того, как падает свет… Иногда можно просто стоять в каком-то свете при правильной позе, и уже будет достигнут нужный эффект. Важно через определенное положение тела что-то выразить, рассказать о герое, то есть невербально его охарактеризовать, помочь раскрыть визуально – языком тела. В общем, все, что входит в язык тела, – это моя работа, – объясняет Роза Кайрулловна.

К слову, в ГАРТД им. М. Горького Роза Бельгибаева работает уже 18 лет и принимала участие в соз­дании практически всех спектак­лей. А между тем изначально цели работать в театре у нее не было.

– В 1990 году окончила Культ­просветучилище, на полгода перед поступлением в институт надо было куда-то себя девать. А у нас в Павлодаре открылся Казахский музыкальный драматический театр им. Ж. Аймаутова. Пошла работать в балетную труппу, пела, танцевала, играла во всех спектаклях. Но думала, что это все только на время, – рассказывает Роза Кайрулловна.

Уже по окончании института судьба вновь привела нашу героиню в родной театр – для дип­ломной работы «Синтез музыки, слова и танца в драматическом театре».

– Приглашали работать, но я отказалась: тогда были очень популярны танцевальные шоу-программы, и мне хотелось придумать свое шоу. В итоге уехала за границу, а по возвращении в Казахстан и вовсе хотела уйти из профессии – устала, думала, буду сидеть в офисе, красивая, на каб­луках. Но через полгода поняла, что работа на одном месте с 9 до 6 для меня пытка, – признается балетмейстер.

Ее коллега совершенно случайно нашла объявление, в котором говорилось: «Нужен хореограф». Уже придя на собеседование, будущий балетмейстер ГАРТД поняла, что жизнь ее снова «заманила» в театр. Отбор тогда проводила режиссер Татьяна Захарова, с которой совсем недавно Розе Кайрулловне вновь посчастливилось поработать над спектаклем «Жизнь без…».

– Через столько лет мы вновь встретились. Тогда она выбрала меня, и, возможно, благодаря этому я так задержалась. Я не фаталист, но тут как будто сама судьба привела меня в этот театр, – рассказывает Роза Бельгибаева.

Имея такой большой опыт за плечами, балетмейстер, конечно, выстроила практически родственные связи с актерами: к каж­дому она знает подход, умеет достучаться, предвидит, у кого и какая будет реакция. Здесь, как оказалось, важны и навыки психолога. Помогают они и в налаживании коммуникаций с режиссерами, ведь именно от них зависит судьба всей постановки.

– Все решает то, как режиссер за собой поведет, насколько он тебе доверится, поставит ли четкие задачи или даст какую-то свободу, разрешит полет фантазии. Бывает, у режиссера есть идея, и мы все работаем, чтобы она раскрылась, то есть он – наш генератор, и мы ему помогаем. Бывает и так, что ты сам погружаешься в процесс, предлагаешь что-то свое. И к этому режиссеры относятся по-разному – спокойно или наотрез отказываются слышать, – отмечает Роза Кайрулловна.

Со стилем и манерой работы режиссера балетмейстер знакомится непосредственно в процессе подготовки спектакля, поэтому очень важно найти общий язык.

– Иногда понимания не случается, и ты свою работу выполняешь как ремесленник – просто делаешь то, что говорят, – объяс­няет балетмейстер. – Бывает и так, что режиссер приводит своего балетмейстера. Тогда интересно посмотреть, как другой человек работает с нашими актерами: я-то их уже знаю, а у коллеги другие методы и подходы. Значит, чему-то можно научиться.

К слову, подключается балетмейстер к постановке не сразу, а когда уже есть какой-то каркас: сначала актеры проводят застольные чтения, затем работа в репетиционном зале и уже после – выход на сцену.

– Сроки бывают настолько сжаты, что не успеваешь поразмыслить, попробовать что-то новое, поэкспериментировать, – сетует Роза Бельгибаева.

Хотя эксперименты с хореографией в ГАРТД – явление довольно частое. Одна из ярких работ – спектакль «Евгений Онегин». По задумке режиссера, например, одному персонажу нужно было пройтись, как улитке, актрис поставить на пуанты, а непосредственность Ольги Лариной передать через занятия гимнастикой.

– Пришлось изучать, как гимнасты работают с ленточкой. Еще была идея, что Онегин танцует на балу вальс, все время держа Татьяну на руках, на пол она не сходит. Это тоже нелегко – вальсировать, держать в голове текст и не выпадать из роли, – вспоминает Роза Кайрулловна.

Постановка про Эдит Пиаф «Гнездо воробья» и вовсе наполнена танцами: в то время были популярны не просто пласти­ческие переходы и перестроения. Режиссер доверился балетмейс­теру, и в соавторстве с актерами случился замечательный спектакль.

– Часто актеры активные, погружаются в материал, в мои идеи, предлагают свое, это все закручивается, и выходит у нас что-то интересное. Еще нужно учитывать, что одной актрисе 25 лет, другой – 75. Физика разная, нужно так подать, чтобы это не компрометировало движение или переход, смотрелось органично, легко, а не выглядело испытанием и поводом для зрителя пожалеть актера. Этот труд зритель не должен видеть, он остается в репетиционном зале, – рассказывает балетмейстер.

Дает Роза Кайрулловна актерам и элемент импровизации – тот самый воздух, свободу играть каждый раз по-разному.

– На заре своей карьеры я строго следила, чтобы тянули носочки, ракурс был правильным, а сейчас спокойнее к этому отношусь. С опытом приходит доверие к актерам. И сама тенденция в хореографии к этому ведет: больше уклон на внутренние ощущения, соматические моменты. К актеру нужно найти подход, чтобы произошло раскрытие именно внутренних ресурсов, – делится тонкостями балетмейстер.

В спектакле «Восемь любящих женщин», например, у каждой героини свой неповторимый танцевальный выход, подчеркивающий индивидуальность. Многие отмечают эту работу как успешную в плане пластики. Оказалось, что к моменту, когда подключился балетмейстер, у режиссера и самих актрис уже были кое-какие заготовки.

– Я очень люблю элемент соавторства, при таком содействии постановка смотрится органичнее. Естественно, за 18 лет у меня выработался свой почерк, и когда вот такие совместные работы выходят, – они смотрятся лучше. Для меня важно, чтобы были время и доверие. Тогда все получается, – отмечает Роза Бельгибаева.

К каждому спектаклю нужна еще и подготовка: балетмейстер обязательно изучает множество материалов, вдохновляется опытом авторитетных коллег, постоянно учится. Недавно, например, Роза Кайрулловна взяла курс «Импровизация и актерское мастерство в хореографии».

– Раньше приходилось многое изучать, читать, смотреть кино, шоу-программы, мюзиклы. В начале 2000-х открылись фитнес-клубы, там я в качестве тренера танцевальныx программ перепробовала всякие направления. Руководство клубов отправляло нас в Москву, Новосибирск, Алматы, Лас-Вегас, Рим, где выступали мировые хореографы. В то время я этим «питалась», заряжалась энергией, – вспоминает балетмейстер. – Сейчас обучающие программы есть в открытом доступе.

Это очень помогает и экономит время подготовки. Например, для спектакля «Примадонны» Роза Кайрулловна изучала
рок-н-ролл 50–60-х годов, разные направления внутри жанра, учила основные шаги, музыкальный ритм. Для постановки «В тени виноградника» – ставила еврейский танец, медленный вальс.

Приходилось во время ремонта в театре работать и в ограниченном пространстве: на малой сцене спектакли шли камерные, более компактные. Но даже там умудрялись вкраплять потрясающие танцевальные вставки. Как в «Жизнь без…», при наличии реквизита: стола, стульев, посуды, веревок с бельем, ведер.

– Переживала за актеров, но они профессионалы. Замечательный двигательный контроль – при движении еще и смотреть вокруг успевают, а ведь там все так экс­прессивно: поддержки, разные уровни, мало пространства. Как говорила российский ученый Татьяна Черниговская, у танцора мозг работает усиленно, создает движения путем формирования новых нейронных связей, – рассказывает балетмейстер.

Ставила Роза Бельгибаева в этом спектакле и сцены насилия. Призналась, что тяжело при постановке оставаться в стороне от происходящего на сцене: бывают очень эмоциональные, тяжелые спектакли, и волей-неволей балетмейстер тоже «вливается».

– У актеров есть специальные техники: они уходят с площадки, оставляют все здесь. Мне же помогает опыт: где-то рядом было такое, либо в фильмах, книгах, новостях, – отмечает Роза Кайрулловна.

Каждый спектакль для балетмейстера – это новое испытание, вызов самой себе. Присутствуют и страх, и любопытство.

– Столько лет работаю в одном месте, и вначале приходят, конечно, идеи шаблонные, но актеры подсказывают, что это уже было. Я сама их приучила. Всегда пытаемся найти что-то новое, отойти от избитых клише. Для этого, конечно, нужно постоянно развиваться, смотреть, искать, участвовать в тренингах, потому что если выпадешь из этого потока, – можешь не справиться с задачей, которую завтра тебе поставит режиссер, – объясняет балетмейстер.

Роза Кайрулловна, кстати, работала и в Театре танца «Наз», где, по ее словам, было больше свободы, так как постановки не зависели от режиссуры. В танцевальном коллективе участники более послушные, особо не включаются в процесс, как драмати­ческие актеры. Это облегчает работу, но не хватает обратной связи.

– Когда работала и в «Наз», и в ГАРТД, не доставало, с одной стороны, активности, а с другой – дисциплины. «Вот бы их как-то размешать», думала я, – смеется балетмейстер.

Не попрощалась она и с фитнесом, регулярно до сих пор ведет тренировки, но ушла в сторону осознанных соматических программ – методов Пилатеса и Фельденкрайза, где упор делается на законы физики и биомеханику.

– Раньше я через балет, классический танец подходила и была зажата. А когда узнала, что эти фитнес-практики повлияли на создание таких направлений, как контактная импровизация и контемпорари, у меня словно крылья выросли. Если в прежние годы мне было важно грамотно скомбинировать движения, то сейчас я задаюсь вопросами «от чего», «для чего», «от какого состояния» это движение родилось. Мыслю глубже. Ведь все жизненные ситуации отражаются на теле: зажимы, напряжение, позы. Теперь смотрю на людей, анализирую – плечи, ноги, осанка, которая сформировалась как реакция на какое-то событие, – делится тонкостями Роза Кайрулловна.

Как же иначе? Режиссер может уехать, художник оставит декорации, а работа балетмейстера не заканчивается: каждый раз перед спектаклем рутина повторяется, корректируется, облагораживается. Случаются и замена актеров, другой состав, когда приходится все ставить заново.

– Бывает так, что поставили под индивидуальность конкретного актера, а приходит другой типаж, движения ему вообще не идут, как будто чужое платье надеваем. Сначала в ступор входишь, ведь уже сроднился с тем решением, где все утверждено, разложено, и оно кажется единственно верным. Приходится все с нуля, в очень сжатые сроки ставить, – объясняет балетмейстер.

Поделилась Роза Кайрулловна и мудростью профессии, обретенной за эти годы:

– Балетмейстер должен быть более гибким и коммуникабельным. Хотя обычно все представляют его, как человека жесткого, стучащего палкой. Не всегда такой метод работает – нужно балансировать, держа эту грань между кнутом и пряником. У молодых актеров, к примеру, свои амбиции, юношеский максимализм. С ними нужно набраться терпения, ведь, с одной стороны, они непосредственные, с другой – своенравные. А спустя два-три года они сами уже забывают, какими были…

Такая легкая, с горящими глазами, Роза Бельгибаева рассказывала мне о своей любимой профессии и дорогом сердцу театре, а после – конечно же, убежала на очередную репетицию, придавать шарм очередному спектаклю.

Популярное

Все
Человека нельзя победить
Триумф и трагедия казахских баев
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру
У воспитанников детской хоровой студии театра «Астана Опера» день расписан буквально по минутам
Получит ли порода қазақы тазы международное признание?
Талантливый казахстанский лучник готовится к своей первой Олимпиаде
Столичный дворник радует горожан, украшая городские дворы различными скульптурами
Судьба узника Карлага – раввина из Украины
Исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося казахского поэта Сабита Донентаева
Знаменитый австралийский игрок Ллейтон Хьюитт оценил развитие тенниса в нашей стране
Уже почти 30 лет при музее имени семьи Невзоровых действует детская художественная студия
Магомед Адиев покинул пост главного тренера сборной Казахстана по футболу
«Расстрельная» статья для молодого ученого
Костанайские археологи бьют тревогу
Остался только кожаный жилет…
Золото Кангюй: найдены шедевры ювелирного искусства
К знаниям – с песней
Правило 1 000 слов, закон сингармонизма и практика
Память не даст покоя
Центральная Азия и Италия нацелены на расширение взаимодействия
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Самую большую городскую мечеть открыли в Шымкенте
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

Бесплатно зайти в Музей энергии будущего смогут дети 1 июня
Республиканский челлендж «Әнұраным – айбыным» запустили дет…
Необычная жеребьевка состоится для участников «Жас канат - …
Международная выставка по признанию собак породы қазақ тазы…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]