Ночь. Аэропорт Актау. Объявлено прибытие одного из международных рейсов. На выходе из зала получения багажа толпятся таксисты. Гостей из других стран здесь ждут с «особой радостью», если не сказать «с горячим желанием нажиться на их неосведомленности».
Преодолев раздвижные двери зала прилета, люди попадают во власть извозчиков – граждан, чья деятельность никем не контролируется, и чьи манеры представляют собой отдельный вид бескультурья.
Так или примерно так можно описать первые впечатления посетителей, прибывших в Мангистау, гордо именуемый одной из жемчужин курортного комплекса республики.
Таксисты наперебой предлагают свои услуги за цену вдвое, а то и втрое выше стоимости стандартной поездки до города. Гости соглашаются, а местные посылают подальше, набирая номера местных служб извоза. Других вариантов нет, поскольку проект организации автобусного сообщения между воздушной гаванью и областным центром, который помпезно презентовали в 2018 году, с треском провалился.
Рейсы, просуществовавшие немногим больше года, должны были сократить расходы граждан: билет на электроавтобус стоил 350 тенге против 2 000–2 500 тенге, которые необходимо заплатить за услуги официального такси. А еще наличие общественного транспорта из воздушной гавани должно было создать цивилизованные условия доставки пассажиров, существующие во всех городах, претендующих на прилагательное «туристический». Но, увы, благое начинание, что называется, «завернули».
В Актауском городском отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог говорят, что проект был пилотным, и указывают на нерентабельность данного мероприятия. Именно из-за этого автобусное сообщение перестало существовать без официального объявления, что, видимо, соответствует привычному для чиновников принципу работы «открыли громко, прикроем тихо». Как выяснилось, электроавтобусы были возвращены в АО «СПК «Каспий».
Местные жители причиной нерентабельности работы автобусов называют плохо отработанные время и направления маршрута, а также невозможность связи с водителем или автопарком. И это при том, что на презентации в 2018-м было обещано максимально адаптировать график движения автобусов под время прилетов и вылетов самолетов.
Помнится, жалобы на несоответствие движения транспорта с заявленным графиком довольно часто поступали в редакции местных СМИ на старте проекта. А через какое-то время народ просто махнул рукой, и в результате по городу передвигался практически пустой автобус. «Если хотите завалить дело – поучитесь у менеджеров этого маршрута», – иронизируют раздосадованные граждане и переживают, что с таким отношением к делу альтернатива проворным таксистам у пассажиров появится еще не скоро.
Конечно, VIP-клиенты дорогих отелей, только ради которых, кажется, и распинаются местные власти, обязанные организовать достойные туристические условия в регионе для всех, в автобусах не нуждаются. Но как быть остальным – простым жителям региона и гостям со средним достатком?
На этот вопрос ответ вроде бы есть – в отделе транспорта обещают возобновить рейсы до международного аэропорта и добиться субсидирования данных маршрутов, поскольку они, как отметили в акимате, признаны социально значимыми. Проблему обещают решить к лету – началу сезона отпусков. А работая в коллаборации с администрацией воздушной гавани и специалистами транспортной инспекции, обещают найти управу и на таксистов.
Но пока, дорогие гости, будьте любезны созерцать cultural level извозчиков-нелегалов или добираться до морской столицы, как Бог на душу положит... Как говорится, твой вояж – твоя проблема!
Все колонки автора