Тройка, семерка, туз

2060
Любовь Доброта

Шымкентский городской русский театр драмы открыл очередной, 94-й театральный сезон спектаклем «Пиковая дама». Жанр его обозначен как nostalgic road movie, то есть действо, герои которого находятся в пути.

фото автора

Появление в репертуаре теат­ра постановки, основанной на литературном шедевре Александра Пушкина, присвоения имени которого коллектив добивается давно, является в определенном смысле знаковым. Директор и главный режиссер Шымкентского театра Игорь Вербицкий уже решил, что труппа непременно покажет пьесу на российском театральном фестивале, приуроченном к 225-летию со дня рождения поэта.

Примечательно и то, что спектакль поставлен в рамках специального проекта помощи казах
станским русскоязычным теат­рам, инициированного ректором ГИТИСа Григорием Заславским. За три года в шести казахстанских городах – Алматы, Таразе, Астане, Семее, Костанае и Уральске – выпускники ГИТИСа помогли поставить премьеры. Дошла очередь и до Шымкента, куда приехали режиссер Роман Лыков, художник-постановщик Мартын Степанов и художник по свету Александр Краснодед.

В арсенале Романа Лыкова значится несколько спектаклей, поставленных им на театральных подмостках за четыре года работы после окончания вуза, в том числе и в Бишкеке, в котором он родился и схожесть атмосферы которого сравнивает с Шымкентом.

За Пушкина молодой режиссер взялся впервые и признается, что безмерно этому рад, потому что в его творчестве есть огромная жила, которую можно копать и копать. Безумно интересно, много чего открыл для себя.

– Сейчас театральная тенденция такая, что нельзя взять произведение Пушкина и просто поставить, – философствует Роман Лыков. – Тебе 35, а Пушкину было 37, когда он уже все сделал, а ты еще и миллионной доли не успел. Такое ощущение, что ты мальчик по сравнению с ним. Он знал что-то такое, чего ты никогда не узнаешь. И вот в этой его творческой махине надо найти что-то такое маленькое, что тебя волнует и тревожит. Давно, когда читал его биографию, меня поразило, что человек всю жизнь то в ссылке, то в дороге, то в немилости, – судьба уготовила ему участь скитальца. И пока его носило по свету, он писал свои прекрасные произведения.

Итак, известный скиталец Александр Пушкин, а все дейст­вие на сцене разворачивается при его непосредственном учас
тии, приезжает в город, чтобы показать одну из своих мифичес
ких историй о жажде наживы, алчности, непреодолимом желании разбогатеть, узнав тайну комбинации из трех карт. Старинная повесть превращается в фатальное танго о Петербурге, любви, деньгах и жизни. Иначе говоря, тройка, семерка, туз в одном действии.

– Когда читаешь повесть, отчетливо понимаешь, что Пушкин все это очень любит, – поясняет Роман Лыков. – Это произведение с сюжетом, таким подзакрученным и новомодным. «Пиковая дама» была очень популярной в то время. Мне кажется, в ней Александр Сергеевич «оторвался» в каких-то прекрасных маленьких вещах. Например, в описании комнаты графини или небольших вставочках, касающихся Петербурга. Все эти дамские ножки, ботфорты и так далее. Как по мне, то в таких фрагментах есть его душа. Именно про это мы и создали спектакль.

Режиссер сделал расчет на эмоциональное восприятие и подключение зрителя. Он уверен: если говорить о чем-то искренне, то человеку, сидящему в зрительном зале, совсем не обязательно быть филологом, театроведом либо изучать курс истории мирового театра, чтобы понять и принять постановку.

Режиссер обозначил ее как спектакль-сочинение, ибо сюжет не является постановкой по тексту произведения. Лыков сам писал инсценировку, дописывая ее по ходу работы на репетициях и все время предлагая артистам новые варианты текста. Это спектакль-сочинение еще и потому, что многое придумано непосредст­венно самими артистами.

Сразу же по приезде в Шымкент, на стадии знакомства с труппой, режиссер попросил артистов подготовить театральные этюды, не давая конкретные темы, сказав только, что речь о «Пиковой даме». Труппа отнес
лась к заданию творчески.

– Какие-то моменты постановки взяты из тех театральных этюдов, что-то было предложено на репетициях, где-то я предлагал придумать ход вместе, – рассказывает Роман Лыков. – В этом плане артисты театра оказались открытыми и готовыми к сотрудничеству. Они это делали с большим удовольствием. Один из этюдов оказался весьма хорош и вошел в спектакль как мизансцена. Идея, когда много девочек одевают графиню, тоже из этюда. Рахимжан Кенжеев, сыгравший роль Германна, например, чуть ли не на каждой репетиции придумывал и предлагал что-то новое. Его роль была мной только намечена, обозначена главная линия, а дальше он сам привнес многое в образ своего героя.

Душещипательные истории о вещах в комнате графини тоже авторские. Каждый актер рассказал о том, что дорого его сердцу, сделав это непосредственно и душевно. Прозвучало проникновенно, с оттенком щемящей грусти. Благодаря такому сотворчеству по ходу работы над премьерой родились фрагменты, ставшие украшением спектакля.

– Педагоги учили нас полнейшей свободе самовыражения, – рассказывает Роман Лыков. – Прием такого сотворчества я уже использовал ранее при подготовке лабораторных спектаклей, а затем при работе над премьерами. Артисты шымкентского театра оказались потрясаю­щими, они заметно облегчали работу над постановкой своим вкладом. Актерскому составу – моя самая высокая оценка. Театр – уникальный, потому что в нем практически нет артистов с высшим театральным образованием, и вдвойне удивительно, что люди могут делать то, что они делают, на таком высоком уровне. Видимо, количество спектаклей в репертуаре переросло в качество. Это абсолютно потрясающая труппа, с которой можно свернуть горы!

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе постановки, режиссер называет технические нюансы, к примеру, сложности со светом. И тут же отмечает, что эти мелочи вполне решаемые. И в этом смысле помощь Александра Краснодеда оказалась огромной, как и художника-постановщика Мартына Степанова, который не просто придумал выезд на сцену автомобиля-«буханки», вокруг которого крутится весь сюжет, но и предложил ряд актерских приемов, блестяще реализованных на сцене.

Для коллектива театра работа над спектаклем стала своего рода мастер-классом, позволившим пополнить багаж знаний и раздвинуть границы творчества. А лучшей наградой стало заявление Романа Лыкова о том, что он с удовольствием готов вернуться в Шымкент, чтобы порадовать горожан новыми премьерами.

Популярное

Все
Мисс Казахстана стала амбассадором театра
Чтобы обрести успешное будущее, необходимо помнить уроки прошлого
Семь километров ради будущего Арала
Мемориал жертвам репрессий предлагают открыть в Атырауской области
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Производственный парк строится в Туркестане
Ставки высоки: как изменятся правила игры для банковского сектора?
От олимпийского «серебра» до полного комплекта наград
Имя погибшего полицейского будет носить кадетский класс
Пенсионные накопления: управлять самому или доверить государству?
Дожди мешают земледельцам, но не отменяют посевную
В СКО засеяно больше половины запланированных площадей
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 29 мая 2024 года № 45-НП
Символ труда и честности
Около 5 млрд тенге выделено Жезказгану на строительство коммуникаций
В Жамбылской области высадят около миллиона цветов
«Жасыл Ел» собирает молодежь
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

В Жамбылской области высадят около миллиона цветов
Символ труда и честности
Имя погибшего полицейского будет носить кадетский класс
От олимпийского «серебра» до полного комплекта наград

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]