Обещания в бензобак не зальешь

1916
Андрей Кратенко
собственный корреспондент по СКО

В Петропавловске общественный транспорт оказался на грани банкротства. Причина банальна – городские чиновники три года подряд кормят автобусных перевозчиков обещаниями вместо денег. Долг областного центра по субсидиям перевалил за два миллиарда тенге, и выхода из этого финансового тупика не видно.

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Каждое заседание, каждый «отчетный день» повторяется в акимате как день сурка: перевозчики приходят с вопросом «где деньги?», а чиновники отвечают мантрой «мы постараемся». Автобусы же покамест ходят, но работают они, похоже, не столько на солярке, сколько на терпении водителей и руководства автопарков.

А ведь как хорошо начиналось! В 2021 году местные власти громко рапортовали: «Петропавловск переходит на новый уровень!» Закупили через СПК «Солтүстік» сотню автобусов, распределили по маршрутам, расписали в договорах социальные обязательства: пенсионеров и студентов возить по 100 тенге, хотя себестоимость одной поездки составляет 345 тенге.

Компенсировать эту разницу должны были субсидии. Ключевое слово – «должны». На бумаге все убедительно, а на деле городские пассажироперевозчики с каждым месяцем уходят в минус.

Изначально в договорах был прописан пункт: «При отсутствии денег в бюджете субсидии не выплачиваются». То есть город заранее снял с себя ответственность, перекладывая финансовые проблемы на плечи автобусных компаний.

Только ТОО «Kyzylzhar Buses» акимат задолжал уже свыше миллиарда тенге. А общая сумма долгов перевалила за 2 млрд. Для Петропавловска – это не просто «финансовый хвост», а петля, которая затягивается на горле общественного транс­порта. Перевозчики вынуждены брать отсрочки по лизингу автобусов, урезать зарплаты. При этом некоторые водители просто уходят из профессии. Потому что заправлять автобусы, а тем более кормить семьи обещаниями акимата – невозможно.

– Соответственно, говорить о дальнейшем развитии отрасли не представляется возможным. При этом нормативно-правовым актом установлено обязательство перевозчика проводить обновление подвижного состава, что при неполном субсидировании не представляется возможным, – отметил представитель ТОО «Kyzylzhar Buses» Наурызжан Исмаилов.

– Мы же не попрошайки! – восклицает Галина Семенова, председатель ассоциации перевозчиков. – Выполняем договор, возим людей каждый день, предоставляем социальные услуги. Но акимат, похоже, считает, что автобус может ездить на «подож­дите» и «постараемся». Попробуйте сами заправить бак обещаниями – далеко не уедете.

Предприниматели подчеркивают, что речь идет не о «подачках», а о законных выплатах. Но в глазах чиновников перевозчики все больше превращаются в статистов, которые должны терпеть, молчать и возить людей за свой счет.

Прокуратура обещает «разобраться», «Даму» ждет денег из республиканского бюджета, область кивает на город, а город – на бюджетный дефицит. Замкнутый круг…

В итоге автобусы без топлива могут не выйти на маршрут, а водители, оставшись без зарплаты, начнут искать другую работу.

Популярное

Все
История в лицах
Organic – философия ответственного отношения к земле
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Стартовала подписная кампания на 2026 год
В Таразе начнут собирать трактора
Павлодар завалило снегом
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
Зафиксирован рекордный урожай
Девушка – загадка: как городская бунтарка обрела любовь в казахском ауле
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Отношения между главами Казахстана и России находятся на весьма высоком уровне – российский политолог Антон Арутюнов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
Жанибек Алимханулы проведет бой за три титула чемпиона мира
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Караганде откроют новые социальные павильоны
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Хищники опасны, но находятся под защитой
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов

Читайте также

Треть урожая ушла под снег
О состоянии пострадавших после наезда водителя детей сообщи…
Земледельцы Приаралья обратились за поддержкой
Столичные бизнесмены жалуются на неправомерный демонтаж выв…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]