Не просто полезный навык, а необходимость

4886
Беседовала Юлия Магер

Как воспитать в себе осознанное потребление информации?

Фото: facebook.com/AigulZhamalova

Информационный поток, обрушивающийся на ­современного человека, достиг невиданных масштабов. По данным исследований, в среднем он сталкивается с тысячами информационных сообщений в день – от заголовков в новостных лентах до постов друзей в соцсетях. И ориентироваться в этом потоке становится все сложнее. Развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта, и вовсе превратило потребление контента в бесконечный ребус, где нужно очень постараться, чтобы отличить новости от фейков, реальное изображение – от «нарисованного» ИИ, экспертное мнение – от манипуляций.

О том, почему медиаграмотность – один из ключевых навыков для современного человека, мы поговорили с деканом Международной школы журналистики Maqsut Narikbayev University ­Айгуль Жамаловой (на снимке).

– Для начала хотелось бы определиться с дефинициями. Что такое медиаграмотность?

– В целом это навык ­критически осмысливать и анализировать информацию, умение работать с данными и источниками. В то же время это понятие имеет свою специфику.

Если мы говорим о журналистах, блогерах, маркетологах, профильных специалистах – юристах, врачах, финансистах, которые транслируют свои профессиональные знания для широкого круга людей, то для них понятие «медиаграмотность» включает в себя умение делать привлекательный, качественный, достоверный и этичный контент, а также – и это очень важно – понимание своей ответственности за распространяемую информацию.

Те, кто создает контент, не должны вводить в заблуждение аудиторию, манипулировать ею, распространять заведомо ложную информацию. Это уже не только медиаграмотность, но и ответственность на уровне закона.

Потребители контента со ­своей стороны должны иметь хотя бы базовое понимание того, как рабо­тает современное медиапространство, и всегда принимать это во внимание при чтении новостей или пабликов в соцсетях. То есть не вестись на кликбейт и уметь искать подтверждение информации из других источников. Понимать, что ленту новостей или постов в том же Instagram нам формируют алгоритмы на основе наших предпочтений, и сознательно выходить из своего «информационного пузыря». Уметь отличать профессиональные СМИ от блогов, а новости – от мнений, распознавать манипуляции, фейки, скрытую рекламу.

– Почему сегодня медиаграмотность – не просто полезный навык, а необходимость?

– До бурного развития Интернета и разнообразных каналов коммуникации возможности получения информации у людей были достаточно ограничены – они получали их из традиционных СМИ. Тогда об «информационной гигиене» заботились журналисты, которые фильтровали новости от слухов, проверяли данные, искали источники и экспертов для подтверждения информации.

Профессиональные СМИ по-прежнему работают по таким алгоритмам, но есть нюанс – информационное поле и «правила игры» в медиасфере кардинально изменились. Скорость распространения информации невероятно выросла, объемы ее – тоже. Сегодня каждый, у кого есть смартфон и выход в Интернет, может стать контентмейкером и выложить в открытый доступ фактически все, что угодно. И фильтровать весь этот поток данных теперь должны уже сами люди.

Почему это важно? Могу провести аналогию: человек не будет есть еду, если она подозрительно выглядит и плохо пахнет, ведь мы понимаем, что такой пищей можно отравиться. Информация – такая же «пища» для нашего мозга, и она тоже может быть «ядовитой». Такой, от потребления которой нам в перспективе будет плохо.

То, что мы едим, влияет на тело и здоровье, а то, какую информацию потребляем, – на нашу жизнь и принимаемые решения, на наше эмоциональное и психологическое состояние, даже на то, как мы будем развиваться как личности. И если хорошую еду от испорченной нам помогают отличать органы чувств, то фильтровать информацию – медиаграмотность, навыки критического мышления. Поэтому медиаграмотность – не мода и не тренд. Сегодня это базовый навык, необходимый для жизни. Такой же, как умение понимать испорчена еда или нет.

Необходимо, чтобы это понимание закрепилось в обществе. К сожалению, пока люди относятся к медиаграмотности как к чему-то абстрактному, не имею­щему к ним отношения. Это очень опас­ная ситуация, ведь мы живем в мире, где информация – важнейший ресурс. И от того, как мы его используем, как защищаем персональные данные, очень многое зависит в нашей жизни.

Развитие информационно-коммуникационных технологий порож­дает множество рисков, и если не принимать их во внимание, то люди все чаще будут сталкиваться с негативными последствиями отсутствия медиаграмотности.

– Кто наиболее уязвим перед фейками, манипуляциями?

– Это очень интересный ­момент. Уверена, что если спросить обыч­ных людей, то большинство скажет: это пожилые люди, которые плохо ориентируются в новых технологиях, и дети, у которых нет опыта для того, чтобы распознавать фейки. Но правда в том, что одинаково уязвимы все – никто, даже журналисты с большим опытом, не застрахованы от попадания на «информационный крючок».

Это, опять же, следствие ускорения темпов жизни и невероятно стремительного развития технологий, в частности, генеративного ИИ. То есть у нас часто нет времени (да и желания) проверять информацию, а сделанные с помощью искусственного интеллекта фейки становятся настолько правдоподобны, что никакой опыт здесь не поможет автоматически вычислить такой контент. Более того, опыт часто становится своего рода «шорами», из-за которых люди могут не увидеть проблему, ибо считают себя неуязвимыми для рисков, которые исходят из информационного пространства.

Знания устаревают, прежний опыт становится нерелевантен: медиапространство изменилось, мир изменился, технологии меняются постоянно, и учиться чему-то новому – объективная необходимость. Так же, как воспитывать в себе осознанное потребление информации: проверять, критически осмысливать, не спешить с реакцией, особенно когда речь идет о каком-то контенте, который нацелен на то, чтобы вызвать человека на эмоции.

– Что нужно сделать, чтобы такое «осознанное медиа­потребление» закрепилось в обществе?

– Формирование новой культуры потребления информации – длительный и комплексный процесс. Он требует усилий и от государства, и от СМИ, и от самого общест­ва и общественных институтов. Формировать медиаграмотность нужно так же, как мы формируем навыки чтения или письма – сис­темно, с раннего возраста и во всех сферах жизни.

Это должно стать частью образовательных стандартов: в школах, колледжах и университетах должны быть обязательные курсы по медиаграмотности, включающие практику проверки фактов, распозна­вания манипуляций и работы с несколькими источниками.

Для более взрослой аудитории нужны информационные кампании и доступные онлайн-ресурсы, где можно быстро получить прак­тические навыки. Большое значение имеет качество подготовки непосредственно журналистов, ведь работники медиасферы в первую очередь обязаны быть медиаграмотными, поддерживать высокие профессиональные стандарты.

Кликбейт и манипуляции не должны быть нормой для СМИ, напротив, медиа должны вновь завоевать доверие аудитории через предоставление качественной, проверенной и достоверной информации.

Государство при этом призвано поддерживать такие качественные СМИ, независимо от формы собственности. А образовательные институты и гражданское об­щество должны подключиться к созданию экосистемы, где медиа­грамотность – естественный навык, часть культуры.

Популярное

Все
История в лицах
Organic – философия ответственного отношения к земле
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Стартовала подписная кампания на 2026 год
В Таразе начнут собирать трактора
Павлодар завалило снегом
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
Зафиксирован рекордный урожай
Девушка – загадка: как городская бунтарка обрела любовь в казахском ауле
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Отношения между главами Казахстана и России находятся на весьма высоком уровне – российский политолог Антон Арутюнов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
Жанибек Алимханулы проведет бой за три титула чемпиона мира
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Караганде откроют новые социальные павильоны
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Хищники опасны, но находятся под защитой
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов

Читайте также

«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК
Три кита реформ: «Слышащее государство», «Закон и Порядок»,…
Господдержка стимулирует развитие реального сектора

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]