Главная страница

В поисках новых трендов

«Отечественный кинематограф должен адаптироваться к текущим вызовам – как внешним, так и внутренним», – считает советник председателя правления НАО «Государственный центр поддержки национального кино» (ГЦПНК) Бауржан Шукенов.
Пандемия, закрытие кинотеатров и, как следствие, высокий спрос на интернет-платформы, держат в напряжении компании по производству кино, владельцев кинотеатров и дистрибьюторов.

Бауржан Шукенов сообщил, что в ближайших планах киноцентра запланирован запуск платформы для открытой общественной дискуссии по актуальным проблемам отечественного кинематографа.

– Необходимо, чтобы создатели и продавцы кино понимали, зачем и кому они продают свой продукт, кинопрокатчики – какие тенденции есть вообще в кинопроизводстве, а зритель мог выразить свое мнение о том, какое кино он хотел бы видеть, – говорит он. – Сейчас у кинотеатрального проката появился серьезный конкурент – стриминговые платформы, где можно получить тот же контент. Если раньше кинотеатры имели пре­имущество в виде «кинотеатрального окна», делали премьерные показы, то теперь это начинает уходить в прошлое. Поэтому создание ГЦПНК такой дискуссионной платформы – правильный шаг. Киноцентр – это единый оператор, который занимается поддержкой национального кино, и именно он в ближайшее время должен формировать соответствующие тренды.

– Как прямой участник кинорынка, вы мог­ли бы сказать, какие основные проблемы в первую очередь должны быть озвучены на базе этой платформы?

– Это вопрос глобальный. Мне сложно сказать, насколько классический кинематограф как часть культуры востребован, в каком виде в дальнейшем он будет существовать, каковы тенденции, по какому пути идти, если Интернет разбил монополию кинотеатров. И потом зритель, который как бы может и готов прийти в кинотеатр, стал особенно требовательным. Он в любой момент может такое же количество контента увидеть на стриминговых платформах, степень производственных возможностей которых намного выше, чем у киностудий.

В современном мире появляется все больше возможностей для самовыражения, появления нового киноязыка, визуального ряда, формирующего зрительские вкусы. Естественно, зритель, привыкнув к этому, хочет видеть все это и на экране кинотеатра. И возникает вопрос: каким образом «киношным» режиссерам найти ту самую золотую середину, которая смотрелась бы зрелищно в кинотеатре, и была бы привычной или, наоборот, непривычной для зрителя? Повторюсь, нужно искать новые решения, идеи и соответствующие инвестиции. Вот такая ситуация.

А если говорить с точки зрения дистрибьюторов, здесь все более отчетливо прогнозируется, что этот институт (дистрибьюторства) будет все менее востребован. Почему? Потому что Интернет, современные стриминговые возможности позволят кинотеатрам самим формировать свой репертуар. Они не будут зависеть от того, какой фильм выходит в широкий мировой прокат. Для них главное, чтобы зрителю, который проживает в их городе, районе, где они расположены, было интересно приходить к ним. Вот такие сегодня намечаются тенденции, и к ним надо быть готовыми.

– Не является ли такая ситуация просто вопросом банального выживания? Если так, то есть ли антикризисные планы из-за того, что пандемия не собирается заканчиваться?

– Это так и есть. Сейчас план у всех только один – выжить в ситуации, когда кругом идут ограничения. Нет контента, мировые студии все время откладывают крупные премьеры, а кинотеатры – это такая субстанция, которая сама по себе, без репертуара работать не может. Однако любой кризис – это возможность поиска новых путей и решений, ломка старых, привычных отношений субъектов индустрии в работе со зрителем, поиск путей заинтересовать его прийти в кино, а также быть готовыми к изменениям в технологиях кинопоказа и производства кино.

Крупный производитель кино и кинообрудования компания Christie в прошлом году запатентовала стриминговый сервер, позволяющий кинотеатру доставлять контент до потребителя, находящегося не в зрительном зале, а дома, – на его гаджеты, телефон, компьютер, телевизор. Именно кинотеатр, а не только известные стриминговые каналы – HBO, Disney+, Netflix, Amazon – будут иметь такую возможность. То есть индивидуальная роль кинотеатра возрастает от того, насколько широка и интересна его «библиотека», насколько он может позволить себе запустить тот или иной фильм и сделать премьерный показ для своих подписчиков, которые живут рядом с этим кинотеатром и предпочитают его всем другим. Мы говорим, естественно, о будущем, но уже сейчас надо каким-то образом формировать этот интерес.

– У киноцентра есть идея по созданию такой структуры, как «Казкино», которая будет отвечать за дистрибьюцию, прокат и реализацию всех инициатив. Поможет ли она в решении тех вопросов, о которых Вы говорите?

– Вообще, создание такого органа, как ГЦПНК, принятие Закона «О кинематографии» предполагает, на мой взгляд, упорядочение, структурирование, господдержку, совершенствование госуправления и регулирования процессов, происходящих в сфере кино. Вопросы производства, дистрибьюции, кинопоказа, других инициатив, а также своевременная реакция и готовность ко всем изменениям и кризисам подобно нынешнему и предполагают совершенствование деятельности всех субъектов нашей казахстанской киноиндустрии. Насколько мне известно, в будущем такая структура, как «Казкино», будет искать пути решения вопросов по субсидированию строительства кинозалов в районных центрах, моногородах и населенных пунктах, где кинопоказ до сегодняшнего времени недоступен. Заявлена также инициатива «100 народных кинотеатров». Ее воплощение будет серьезным прорывом как в кинофикации страны, так и в решении такого острого воп­роса, как организация культурного досуга в вышеупомянутых населенных пунктах.

Очень серьезно стоит вопрос о возврате из Госфильмофонда РФ «золотого фонда» казахского кино и создания на этой основе цифровой синематеки по аналогии с той, которая успешно функционирует во Франции. Мы много лет слышим об определенных инициативах в этом вопросе, но коренного решения нет до сих пор.

Я уже неоднократно во многих интервью подчеркивал, что сегодняшнее наше кино (и не только фестивальное), став серь­езным игроком, по многим параметрам вытесняет с отечественного кинорынка российское и европейское кино. По всей видимости, приходит то время, когда надо заявлять о себе на самых серьезных международных кинорынках, то есть упорядочить работу по продаже наших фильмов в другие страны. Нельзя сказать, что такая работа не велась раньше, но имея поддержку государства, в частности, его возможности по привлечению лучших специалистов, такая структура, как «Казкино», может серьезно продвигать наше кино за пределами Казахстана, а также «подвинуть» по своему влиянию и представителей крупнейших голливудских компаний, работающих у нас. Инициатива по созданию такой структуры при правильном, взвешенном подходе и грамотной реализации серьезно смогла бы укрепить киноиндустрию страны.

– Но готов ли наш кинорынок к этим и другим экспериментам? Снимать, например, киноспектакли в телевизионном, игровом формате...

– Это сложный вопрос. Я считаю, если не меняться и не экспериментировать в плане качества, жанров, современных технологий, нам будет очень сложно выжить. Сегодняшний кризис очень сильно подвигает нас к тому, чтобы самым серьезным образом задуматься над этим. Киноспектакли – это альтернативный контент. Он достаточно интересен, и кинотеатр становится еще одной площадкой, которая может начать поднимать и формировать определенную культуру, но уже на нашем, местном контенте. Опыт спектаклей – и театральных, и оперных, и балетных – у кинотеатров есть, мы это уже делали и в «Армане», и в других киносетях. Но вот вопрос: почему мы показываем спектак­ли La Scala, лучшие драматичес­кие постановки российских или английских театров, а свое не можем? А у нас ведь тоже есть что посмотреть – у той же Astana Opera, Astana Ballet, КазНАТОБ им. Абая, ТЮЗ им. Мусрепова и так далее. То есть разнообразный контент есть, и теперь его нужно суммировать в практичес­кие идеи, от которых мы можем оттолкнуться и идти дальше. И все это в совокупности должно постепенно стать новым лицом нашей киноиндустрии, а кинотеатры должны и будут транс­формироваться, по словам главы компании «Невафильм» Олега Березина, от «мультиплекса» к «мультикультурной платформе» со всеми вытекающими из такой постановки вопроса тенденциями.
Автор:
Галия Шимырбаева
10:34, 3 Февраля 2021
0
7017
Подписка

Популярное

Читайте также