В поисках новых трендов

7430
Галия Шимырбаева
Пандемия, закрытие кинотеатров и, как следствие, высокий спрос на интернет-платформы, держат в напряжении компании по производству кино, владельцев кинотеатров и дистрибьюторов.

Бауржан Шукенов сообщил, что в ближайших планах киноцентра запланирован запуск платформы для открытой общественной дискуссии по актуальным проблемам отечественного кинематографа.

– Необходимо, чтобы создатели и продавцы кино понимали, зачем и кому они продают свой продукт, кинопрокатчики – какие тенденции есть вообще в кинопроизводстве, а зритель мог выразить свое мнение о том, какое кино он хотел бы видеть, – говорит он. – Сейчас у кинотеатрального проката появился серьезный конкурент – стриминговые платформы, где можно получить тот же контент. Если раньше кинотеатры имели пре­имущество в виде «кинотеатрального окна», делали премьерные показы, то теперь это начинает уходить в прошлое. Поэтому создание ГЦПНК такой дискуссионной платформы – правильный шаг. Киноцентр – это единый оператор, который занимается поддержкой национального кино, и именно он в ближайшее время должен формировать соответствующие тренды.

– Как прямой участник кинорынка, вы мог­ли бы сказать, какие основные проблемы в первую очередь должны быть озвучены на базе этой платформы?

– Это вопрос глобальный. Мне сложно сказать, насколько классический кинематограф как часть культуры востребован, в каком виде в дальнейшем он будет существовать, каковы тенденции, по какому пути идти, если Интернет разбил монополию кинотеатров. И потом зритель, который как бы может и готов прийти в кинотеатр, стал особенно требовательным. Он в любой момент может такое же количество контента увидеть на стриминговых платформах, степень производственных возможностей которых намного выше, чем у киностудий.

В современном мире появляется все больше возможностей для самовыражения, появления нового киноязыка, визуального ряда, формирующего зрительские вкусы. Естественно, зритель, привыкнув к этому, хочет видеть все это и на экране кинотеатра. И возникает вопрос: каким образом «киношным» режиссерам найти ту самую золотую середину, которая смотрелась бы зрелищно в кинотеатре, и была бы привычной или, наоборот, непривычной для зрителя? Повторюсь, нужно искать новые решения, идеи и соответствующие инвестиции. Вот такая ситуация.

А если говорить с точки зрения дистрибьюторов, здесь все более отчетливо прогнозируется, что этот институт (дистрибьюторства) будет все менее востребован. Почему? Потому что Интернет, современные стриминговые возможности позволят кинотеатрам самим формировать свой репертуар. Они не будут зависеть от того, какой фильм выходит в широкий мировой прокат. Для них главное, чтобы зрителю, который проживает в их городе, районе, где они расположены, было интересно приходить к ним. Вот такие сегодня намечаются тенденции, и к ним надо быть готовыми.

– Не является ли такая ситуация просто вопросом банального выживания? Если так, то есть ли антикризисные планы из-за того, что пандемия не собирается заканчиваться?

– Это так и есть. Сейчас план у всех только один – выжить в ситуации, когда кругом идут ограничения. Нет контента, мировые студии все время откладывают крупные премьеры, а кинотеатры – это такая субстанция, которая сама по себе, без репертуара работать не может. Однако любой кризис – это возможность поиска новых путей и решений, ломка старых, привычных отношений субъектов индустрии в работе со зрителем, поиск путей заинтересовать его прийти в кино, а также быть готовыми к изменениям в технологиях кинопоказа и производства кино.

Крупный производитель кино и кинообрудования компания Christie в прошлом году запатентовала стриминговый сервер, позволяющий кинотеатру доставлять контент до потребителя, находящегося не в зрительном зале, а дома, – на его гаджеты, телефон, компьютер, телевизор. Именно кинотеатр, а не только известные стриминговые каналы – HBO, Disney+, Netflix, Amazon – будут иметь такую возможность. То есть индивидуальная роль кинотеатра возрастает от того, насколько широка и интересна его «библиотека», насколько он может позволить себе запустить тот или иной фильм и сделать премьерный показ для своих подписчиков, которые живут рядом с этим кинотеатром и предпочитают его всем другим. Мы говорим, естественно, о будущем, но уже сейчас надо каким-то образом формировать этот интерес.

– У киноцентра есть идея по созданию такой структуры, как «Казкино», которая будет отвечать за дистрибьюцию, прокат и реализацию всех инициатив. Поможет ли она в решении тех вопросов, о которых Вы говорите?

– Вообще, создание такого органа, как ГЦПНК, принятие Закона «О кинематографии» предполагает, на мой взгляд, упорядочение, структурирование, господдержку, совершенствование госуправления и регулирования процессов, происходящих в сфере кино. Вопросы производства, дистрибьюции, кинопоказа, других инициатив, а также своевременная реакция и готовность ко всем изменениям и кризисам подобно нынешнему и предполагают совершенствование деятельности всех субъектов нашей казахстанской киноиндустрии. Насколько мне известно, в будущем такая структура, как «Казкино», будет искать пути решения вопросов по субсидированию строительства кинозалов в районных центрах, моногородах и населенных пунктах, где кинопоказ до сегодняшнего времени недоступен. Заявлена также инициатива «100 народных кинотеатров». Ее воплощение будет серьезным прорывом как в кинофикации страны, так и в решении такого острого воп­роса, как организация культурного досуга в вышеупомянутых населенных пунктах.

Очень серьезно стоит вопрос о возврате из Госфильмофонда РФ «золотого фонда» казахского кино и создания на этой основе цифровой синематеки по аналогии с той, которая успешно функционирует во Франции. Мы много лет слышим об определенных инициативах в этом вопросе, но коренного решения нет до сих пор.

Я уже неоднократно во многих интервью подчеркивал, что сегодняшнее наше кино (и не только фестивальное), став серь­езным игроком, по многим параметрам вытесняет с отечественного кинорынка российское и европейское кино. По всей видимости, приходит то время, когда надо заявлять о себе на самых серьезных международных кинорынках, то есть упорядочить работу по продаже наших фильмов в другие страны. Нельзя сказать, что такая работа не велась раньше, но имея поддержку государства, в частности, его возможности по привлечению лучших специалистов, такая структура, как «Казкино», может серьезно продвигать наше кино за пределами Казахстана, а также «подвинуть» по своему влиянию и представителей крупнейших голливудских компаний, работающих у нас. Инициатива по созданию такой структуры при правильном, взвешенном подходе и грамотной реализации серьезно смогла бы укрепить киноиндустрию страны.

– Но готов ли наш кинорынок к этим и другим экспериментам? Снимать, например, киноспектакли в телевизионном, игровом формате...

– Это сложный вопрос. Я считаю, если не меняться и не экспериментировать в плане качества, жанров, современных технологий, нам будет очень сложно выжить. Сегодняшний кризис очень сильно подвигает нас к тому, чтобы самым серьезным образом задуматься над этим. Киноспектакли – это альтернативный контент. Он достаточно интересен, и кинотеатр становится еще одной площадкой, которая может начать поднимать и формировать определенную культуру, но уже на нашем, местном контенте. Опыт спектаклей – и театральных, и оперных, и балетных – у кинотеатров есть, мы это уже делали и в «Армане», и в других киносетях. Но вот вопрос: почему мы показываем спектак­ли La Scala, лучшие драматичес­кие постановки российских или английских театров, а свое не можем? А у нас ведь тоже есть что посмотреть – у той же Astana Opera, Astana Ballet, КазНАТОБ им. Абая, ТЮЗ им. Мусрепова и так далее. То есть разнообразный контент есть, и теперь его нужно суммировать в практичес­кие идеи, от которых мы можем оттолкнуться и идти дальше. И все это в совокупности должно постепенно стать новым лицом нашей киноиндустрии, а кинотеатры должны и будут транс­формироваться, по словам главы компании «Невафильм» Олега Березина, от «мультиплекса» к «мультикультурной платформе» со всеми вытекающими из такой постановки вопроса тенденциями.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Свет возвращается в села СКО
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Неприглядные врата страны
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…
Сухопутные войска: оплот, гордость и слава страны
Любящим родителям нечего бояться

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]