Главная страница

Учитель и время перемен

Более чем 300-тысячный коллектив школьных учителей, свыше 90 тыс. педагогов дошкольных организаций, 30 тыс. педагогов технического и профессионального образования, около 40 тыс. преподавателей вузов отметят в предстоящее воскресенье День учителя.
Близится праздник, одинаково любимый всеми, потому что все мы родом из детства, – День учителя. И накануне вполне ко времени поговорить о том, как сегодня чувствует себя педагог, как воспринимает новшества, пришедшие в школу. Об этом наш разговор с вице-министром образования и науки Эльмирой Суханбердиевой.

– Прежде чем мы приступим к интервью, позвольте в преддверии Дня учителя от имени министра образования и науки Ерлана Кенжегалиевича Сагадие­ва, от имени работников всего министерства и себя лично позд­равить всех педагогов страны с профессиональным праздником. Желаю творческого вдохновения, которое поможет сделать каждый день, проведенный в школе, по-настоящему интерес­ным, насыщенным, полезным. Терпения вам, выдержки и успехов в нелегком и благородном труде, благодарных учеников. Крепкого здоровья, счастья и взаимопонимания, уважаемые коллеги!

– Эльмира Амангельдиновна, школа – живой организм, она никогда не стоит на месте. Вот и сейчас, во времена модернизации системы образования, в период внедрения обновленного содержания учителю приходится непросто, ведь меняется его роль в учебно-воспитательном процессе – он перестает быть просто передатчиком знаний и призван теперь стать наставником детей, путеводителем в мире знаний. Какие условия создаются для того, чтобы сделать этот переход менее болезненным?

– Быть учителем – почетная, но нелегкая ноша. Она никогда не была простой. Но сейчас именно на плечи учителя возложена, наверное, самая огромная ответственность. Мир не стоит на месте, наука, техника, социум развиваются стремительно. Система образования, когда главным действующим лицом образовательного процесса был учитель, существовавшая веками, устарела. Как бы ни было трудно и болезненно, если мы хотим быть в числе преуспевающих стран, мы должны адаптировать систему под меняющийся мир.

Наша задача – воспитать конкурентоспособное поколение казахстанцев, умеющих применять полученные знания на практике, в реальной жизни. Поэтому во главу угла ставится функциональная грамотность. Весь мир берет на вооружение эту парадигму, и нам нельзя отставать от остальных. Безус­ловно, учителю не так просто поменять свои прежние подходы: он привык к тому, что 45 минут передавал знания и все дети его слушали. Сейчас мы идем от обратного – ученик задает тон уроку: изучает, исследует, анализирует, а учитель выступает в роли путеводителя. И в такой ситуации непросто менять себя, свое уже устоявшееся мировоззрение и сформированные навыки. Даже переход к критериальному оцениванию, к балльной системе, действую­щей в странах ОЭСР и во всем западном мире, был воспринят неоднозначно. Я скажу больше: когда мы приг­ласили учителей к разговору, то поначалу натолк­нулись на глухое непонимание, было очень много критики. Но постепенно работа налаживается: учителя проходят обучение по обновленной программе, обмениваются практическим опытом, наработками.

– Все 3 года внедрения «обновленки» возникают то одни, то другие проблемы: по содержанию учебников, объему домашнего задания, проверке тетрадей. И первыми под град вопросов попадают учителя. Как вы реагируете на них?

– В период внедрения новых программ выявляются как положительные стороны, так и зоны, требующие улучшения. Это все рабочий процесс. МОН РК, разработчики программ активно используют обратную связь, прислушиваются к критике и пожеланиям. Например, на этапе разработки каждого учебника мы приглашаем общественность, в первую очередь педагогическую и родительскую, принять самое активное участие в обсуждении. Конструктивные предложения обязательно учитываются, и разработчики вносят изменения.

Прежде чем внедрить обновленное содержание образования, мы провели «пилот» в 30 школах страны. Его поддержали учителя-новаторы, директора школ. И только после получения результатов с учетом замечаний мы доработали и запустили программу. Но школа действительно живой организм. Практически в каждой семье есть либо дошколята, либо учащиеся школы, колледжа, вуза, либо работники образования. Изменения, внедряемые в систему образования, так или иначе касаются большого числа стейкхолдеров. Поэтому процесс внедрения, конечно же, очень сложен.

Много нареканий к содержанию учебников, даже к их форма­ту и весу. Признаем, был одно время перекос, когда учебники готовили ученые, оторванные от реалий школы. Теперь 70% авторов – это учителя обычных образовательных школ. Мы расширили состав комиссий: если раньше 7–10 человек принимали важные решения по учебникам, то потом, по предложению министра, их состав был увеличен до 50 человек, куда вошли депутаты Парламента, общественные деятели, представители педагогического сообщества, ученые и даже журналисты. В нынешнем году комиссия увеличилась до 100 человек, экспертиза учебников проходит в несколько этапов, их содержание, как я уже отметила, выносится на обсуждение общественности.

В начале текущего учебного года возникла проблема с рабочими тетрадями, покупки которых школы требовали от родителей. Требование это незаконное. Но вместе с тем сказали свое слово учителя: заниматься без рабочих тетрадей, пусть это и вспомогательный учебный материал, нельзя, потому что они идут в связке с учебником, помогают ребенку лучше закреплять полученные знания. И сейчас пересматривается положение, вносятся соответствующие изменения в действующие правила и нормы с тем, чтобы закрепить необходимость использования рабочих тетрадей и их закупа вместе с учебниками на средства местных бюджетов. Продолжаем искать золотую середину в спорах по объему домашнего задания – были сокращены нормативы.

– О детях заботимся, а как мы разгружаем педагогов?

– И этот вопрос не остается без внимания. Минис­терство образования и науки инициировало отказ от всеобуча. Раньше перед началом учебного года педагоги совершали подворовые, поквартирные обходы. С нынешнего года такая прак­тика отменена повсеместно. Значительно меньше жалоб на то, что учителей заставляют подписываться на периодику. Действует пятидневка, и у большинства педагогов появился день на самообразование. Внед­рены элект­ронные журналы, облегчающие обратную связь с родителями, обеспечивающие прозрачность учебного процесса. На помощь учителю пришла Национальная база данных, где собираются все сведения, касающиеся учеников, школ, так что теперь не нужно составлять лишних отчетов. Постепенно снижается нагрузка на учителей, мы общаемся с ними и все чаще слышим от них подтверж­дение этому. МОН РК открыто для сотрудничес­тва: сайт министерства, блог министра, страницы в социальных сетях доступны для всех и стараются поддерживать активную обратную связь с учительством.

– Насколько остро ощущается нехватка педагогических кадров? Наверняка произошел отсев в результате внедрения «обновленки»: знаю педагогов пенсионного возраста, которые бы могли еще преподавать, но ушли из школы, не пожелав перестраиваться.

– Больше всего требуется учителей начальных классов – это самая уязвимая часть педагогов: у них самая маленькая часовая нагрузка и самая ответственная миссия, ведь весь фундамент знаний в школе закладывается именно в «началке».

Мы запросили список выпускников педагогических вузов. Будет проведен анализ, кто пойдет работать в школу, кто продолжит обучение в магист­ратуре, кто владеет английским и готов к преподаванию на этом языке предметов естественнонаучного цикла в 10–11-х классах. Планируется встреча с этими молодыми людьми и девушками. Мы должны знать, с кем предстоит работать. Да, при поступлении с будущими педагогами проводят собеседование, да, молодые люди выходят из стен вузов теоретически подготовленными, но только работа в школе, с детьми покажет, смогут ли они стать настоящими педагогами. Как показывает практика, самыми решающими становятся первые 5 лет: молодой специалист именно в эти годы делает свой выбор – уйти из школы или посвятить себя учительству. Руководители организаций образования должны приложить максимум усилий по удержанию талантливой молодежи в стенах школ.

Сейчас мы должны готовить не просто учителей, а исследователей, способных глубже вникнуть в проблему, заинтересовать детей, под­вигнуть их к поисковой, творческой деятельности. Сегодня дана академическая свобода вузам, для того чтобы каждый из них мог адаптировать учебную программу под потребности общества, вносить в нее изменения.

– Эльмира Амангельдиновна, как Вы думаете, в настоящее время статус учителя повысился?

– К сожалению, статус учителя в Казахстане не на том должном уровне, каком бы хотелось. Как, например, в Японии или Китае. Есть категория родителей, которые могут оскорбить педагога, унизить его. К сожалению, есть и учителя, которые поднимают руку на детей. Я одинаково осуждаю и тех, и других.
Для повышения статуса учителя нужна долгая кропотливая работа и со стороны государства, и со стороны общества, и со стороны самого педагога.
Обнадеживает, что Глава государства придает первостепенное значение развитию образования, поддержке учительства. Мы все свидетели, что эти процессы сейчас активизированы. Во-первых, на 30% повысилась заработная плата учителей, преподающих по обновленной программе. Во-вторых, те из них, что прошли аттестацию по новой системе, тоже смогут получать доплату к должностному окладу в размере от 30 до 50%. И в-третьих, пре­дусмотрена доплата в размере 200% от базового должностного оклада за преподавание предметов (информатика, физика, химия, биология) на английском языке.

В нашей стране сейчас проводится постепенная и сложная работа по повышению качества образования в целом и статуса учителя в частности. Школьную жизнь не всегда можно подогнать под инструкции, поэтому возникают разные ситуации, но любящий свою работу учитель, поддержанный всеми нами, всегда будет встречать нас на пороге школы с доброй улыбкой.
Автор:
Марина Пархоменко
13:56, 5 Октября 2018
0
3821
Подписка

Популярное

Читайте также