Главная страница

СВМДА: неделимость безопасности, укрепление доверия

За годы независимости Казахстан стал автором множества инициатив и проектов, направленных на укрепление безопасности, стабильности и устойчивого развития в региональном и глобальном масштабах. Одна из первых строчек в «миротворческом портфолио» нашей страны – предложение Елбасы Нурсултана Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. С того момента прошло почти три десятка лет, и с началом практической работы СВМДА востребованность и потенциал этой международной структуры стали очевидны. О том, как сегодня развивается cовещание, и какие приоритеты будут на повестке дня в период председательства в нем Казахстана, мы поговорили с исполнительным директором Секретариата СВМДА – послом Кайратом Сарыбай.
Созыв СВМДА стал одной из первых международных инициатив независимого Казахстана. Форум существует уже почти 20 лет: что сегодня представляет из себя СВМДА?

– Действительно, институцио­нализация Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии началась 20 лет назад – фактически с момента первой встречи в верхах в 2002-м. Но этому первому саммиту пред­шествовала большая кропотливая работа, начавшаяся после того, как 5 октября 1992 года Первый Президент Казахстана ­Нурсултан Назарбаев, тогда еще мало кому в международных кругах известный политик мало кому известной постсоветской страны, впервые встав за трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, провозгласил данную идею.
С того дня минуло почти 30 лет.

Я помню, как в то время ­Нурсултан Абишевич делился мыслями по поводу СВМДА с ведущими мировыми политиками, и какой большой энтузиазм вы­звала инициатива. Безусловно, и до этого предлагались идеи формирования архитектуры безопас­ности на азиатском континенте, в том числе и бывшим Советским Союзом. Но надо отдать должное, что именно скрупулезный подход и последовательность ­Нурсултана Назарбаева позволили данному форуму реализоваться от концепции до полноценно функционирующей диалоговой площадки с огромным потенциалом.

Одно из уникальных качеств Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как политика – способность предвидеть будущее. Выдвигая эту инициативу, он говорил, что роль Азии в мире будет возрастать – и оказался совершенно прав. А вместе с ролью Азии возрастала и роль СВМДА.
Изначально в 1992 году, когда процесс созыва cовещания только был запущен, инициатива воспринималась очень хорошо, но в то же время в некоторых странах наблюдался определенный скепсис. В первых переговорах по СВМДА, начавшихся в 90-х годах прошлого века, участвовали представители 12 государств. Кстати, переговорный процесс лично возглавил Касым-Жомарт Токаев, на тот момент министр иностранных дел Казахстана.

А сегодня cовещание объединяет 27 государств-членов, включая постоянных членов Совета Безо­пасности ООН. Это значительная по территории и населению зона ответственности. То есть СВМДА на сегодняшний день – узнаваемый и авторитетный форум, дея­тельность которого вызывает живой интерес. Причем интерес не только в самой Азии, но и за ее пределами.

Я встречался со многими представителями стран Европы, Латинской Америки, других регио­нов мира, и все задают вопрос: что дальше? Какое развитие получит СВМДА?

Это означает, что СВМДА заняло свою нишу в архитектуре безопасности континентального и глобального масштаба.

Вы отметили, что интерес к СВМДА растет. Означает ли это, что можно ожидать рос­та числа членов совещания?

– Эта работа, конечно, стоит на повестке дня. Мы ведем предметные консультации, разъясняем, какие на сегодняшний день имеются документы, к которым страна-кандидат должна присое­диниться.

А это прежде всего Алматинский акт, действующий как устав совещания, в котором четко обозначены принципы СВМДА, это также Каталог мер доверия – уникальный документ, кстати. Впервые в истории мировой дип­ломатии страны Азии смогли выработать совместные подходы к тому, как надо взаимодействовать во имя укрепления доверия.

Принцип очень простой. Для начала нужно взаимодействовать, общаться, чтобы установить доверие. Доверие, в свою очередь, является главной предпосылкой и фундаментом для налаживания полноценного сотрудничества. А налаженное тесное и взаимовыгодное сотрудничество позволит обеспечить высокий уровень безо­пасности, что является важнейшим условием для дальнейшего устойчивого развития.

СВМДА как раз действует по этому принципу – от простого к сложному. То есть мы начинаем с каких-то базовых, элементарных шагов, создающих основу для доверия. Этот подход импонирует многим, и именно он позволил СВМДА собрать за одним столом страны, у которых есть противоречия.
Совещание стало для них той многосторонней площадкой для диалога, в которой они нуждались, чтобы обозначить свою позицию, обсудить сложившуюся ситуацию, найти пути решения, заложить основу доверия, что в двустороннем формате не всегда легко сделать.

Поэтому да, интерес к СВМДА возрастает. Называть какие-то конкретные страны, которые в ближайшем будущем могут присоединиться к совещанию в качестве полноправных членов, было бы преждевременно, потому что консультации продолжаются. Но могу сказать: из очевидных перспектив – это страны азиатского континента, которые уже имеют статус наблюдателей в СВМДА и вполне могут перейти на новый уровень.

Есть и другие страны, проявляю­щие интерес к нашему форуму, так что, может быть, пополнение будет и в рядах наблюдателей. Работа над расширением организации – постоянный процесс.

Однако хочу подчеркнуть, что задача состоит не в том, чтобы увеличить количество участников, а в том, чтобы сохранить качество взаимодействия. А главное наше качество – это способность найти консенсус.

Это чрезвычайно сложный принцип многосторонней дип­ломатии, когда нужно свести в одной точке интересы всех. Уникальность СВМДА в том, что до сегодняшнего дня нам это всегда удавалось. И мы будем дальше работать над тем, чтобы в бушующем море международных отношений совещание оставалось той «тихой гаванью», где все страны смогут найти спокойную и доверительную среду для взаи­мопонимания.

В 2020 году пост председателя в совеща­нии перешел к Казах­стану. Какие приоритеты определены нашей страной на этом посту?

– Ответственный орган казахстанского председательства, который и обозначает приоритеты, – это Министерство иностранных дел. А Секретариат СВМДА работает над осуществлением конкретных мер по реализации приоритетов – на днях мы подписали соответствующую «дорожную карту».
В ней обозначено несколько основных кластеров, и в первую очередь – это институциональное развитие СВМДА, которое подразумевает реализацию ряда инициатив.

Так, например, выдвинута инициатива по учреждению Совета мудрецов, и мы надеемся, что в текущем году сможем предложить государствам-членам утвердить Положение о совете. Кроме того, председательство инициировало создание Фонда СВМДА для финансирования совместных проектов, в том числе, к примеру, в борьбе с последствиями пандемии.

Есть еще одна инициатива, которая практически реализована, но требует своего ­логического завершения – это создание пос­тоянной площадки Форума аналитических структур на прос­транстве СВМДА. На заседании в декабре прошлого года Комитет старших должностных лиц уже принял такое решение, и Секретариат работает над тем, чтобы институционализировать данный форум.

Есть намерение страны-председателя серьезно укрепить потенциал Секретариата СВМДА. На сегодняшний день наш секретариат – это международный орган, в состав которого своих диплома­тов секондировали Казахстан, Китай, Россия и Индия. Последний год серьезно притормозил нашу работу, поскольку из-за пандемии многие мероприятия пришлось перевести в онлайн-формат или отложить, но мы намерены наверстать упущенное и максимально активизироваться.

Страны-члены договорились в 2021 году реализовать более 50 мероприятий – это большой объем работы, поэтому мы сейчас усиливаем кадровый состав секретариата и в тесной координации с председательством будем реализовывать поставленные задачи.

Еще один важный приоритет – оживление работы по реализации мер доверия. В СВМДА есть договоренность о работе по 5 основным кластерам, включенным в Каталог мер доверия – военно-политическая сфера, борьба с новыми угрозами и вызовами, взаи­модействие в ­экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях. Есть также договоренность о закреплении за конкретными мерами доверия конкретных стран, которые вырабатывают концептуальные подходы и после утверждения их всем составом СВМДА реализуют соответствующий план мероприятий.
Задача секретариата – систематизировать и оказывать содействие государствам-членам в этой работе.

Вопрос институцио­нализации совещания поднимается Казах­станом уже не первый год, Президент Касым-Жомарт ­Токаев заявил, что работа в этом направлении будет одним из приоритетов казахстанского председательства. Для чего необходима трансформация СВМДА в полноценную организацию?

– В 2012 году Казахстан ини­циировал юбилейное заседание министров иностранных дел стран СВМДА, приуроченное к 20-летию инициативы. На той встрече Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые обратился к государствам-членам с призывом о создании на базе совещания полноценной региональной организации, и эта инициатива была позитивно воспринята. Так что да, вопрос поднимается давно.
Вместе с тем институционализация – это процесс. Уже сейчас СВМДА имеет постоянно ­действующие институты, в рамках которых вырабатываются общие подходы, принимаются конкретные решения, реализуются практические мероприя­тия. Регулярно созываются саммиты глав государств, их на сегодняшний день состоялось уже пять.

Шестой саммит планируется под председательством Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в юбилейном 2022 году. Систематически проходят встречи министров иност­ранных дел. У СВМДА имеются свои рабочие органы. Есть дейст­вующий секретариат. Таким образом, в результате последовательного эволюционного развития СВМДА обрело основные черты полноценной организации.

Я бы не хотел предвосхищать события, но, думаю, что к 30-летию нашего форума под казахстанским председательством государства – члены СВМДА могут прийти к решению об очередном важном этапе в развитии совещания.

Что это даст? Безусловно, когда существует структура, позволяющая государствам системно взаимодействовать, – это дает гораздо больший эффект, нежели спонтанные мероприя­тия, не имеющие какой-либо серьезной концептуальной базы. Работа государств-членов под эгидой международной организации позво­лит обеспечить более структурированный диалог, системный и согласованный подход по основным направлениям деятельности.
Это очень важно для эффективности работы, ведь если подход «соркестрирован», тогда мы услышим симфонию, а когда этого нет – может получиться какофония.

СВМДА нацелено на то, чтобы создать синергию усилий стран, которые сегодня простираются от Тихого океана до Средиземноморья, от Урала до Индийского океана. Это огромная география с колоссальным культурным разнообразием, различными экономическими, политическими устройствами, и найти во всем этом нить, которая нас связывала бы, – большое искусство, и к этому стремятся сегодня государства совещания. И я вижу, что интерес у стран-членов все больше и больше возрастает.

Елбасы Нурсултан Назарбаев не раз поднимал вопрос о перспективах объединения потенциалов СВМДА и ОБСЕ, в том числе эта идея стала составной частью его инициативы о «Новой геополитической реальности «3Д». Рассматривается ли данный вопрос сейчас?

– Инициатива СВМДА родилась, по сути, из понимания необходимости заполнения определенного вакуума, который был в Азии в сфере обеспечения региональной безопасности. В Европе эту нишу занимает ОБСЕ.

Нурсултан Назарбаев очень последовательно предлагает и продвигает партнерство этих двух структур, и с точки зрения Казахстана это в высшей степени логично, учитывая, что наша страна расположена в сердце Евразии, сразу на двух континентах – и в Азии, и в Европе.

Идея Елбасы состоит в том, что если обеспечить объединение потенциалов, синергию между ОБСЕ и СВМДА, это позво­лило бы создать мощный и широкий пояс безопасности и сотрудничества, охватывающий огромный Евразийский материк, практически большую часть Северного полушария. И нетрудно представить, какой огромный вклад это внесло бы в укрепление глобальной архитектуры безопасности.

Понятно, что и в СВМДА, и в ОБСЕ к данной идее, несмотря на всю ее привлекательность, есть различные подходы – это совершенно нормально. Учитывая масштаб инициативы, потребуется время, чтобы реализовать ее. Но самое важное – уже сегодня обе структуры взаимодействуют, налажен диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес.
И не только с ОБСЕ.

На сегодняшний день у СВМДА сложилась широкая палитра парт­нерских отношений с разными международными организациями. Например, СВМДА является наблюдателем при Организации Объединенных

Наций. Нас приглашают на важные форумы многих крупных институтов и агентств ООН, со многими из которых есть меморандумы о сотрудничестве. У совещания налажены партнерские отношения с ШОС, ОЭС, ЛАГ, есть интерес к установлению сотрудничества с ЕАЭС, АСЕАН и другими организациями.

Существует немало международных организаций, в сферу интересов которых входят в том числе вопросы безопасности и сотрудничества. Чем уникальна казахстанская инициатива по созыву СВМДА?

– СВМДА уникально своей обширной повесткой и пониманием безопасности.

Сегодня, я думаю, все согласятся, что невозможно говорить о безопасности каждой конкретной страны отдельно, также нельзя говорить отдельно о безо­пасности в каждом конкретном измерении. Так вот, уникальность СВМДА в том, что оно продвигает именно концепцию общей, всеобъемлющей, кооперативной, устойчивой, неделимой и равной безопасности.

Степень взаимосвязанности в современном мире очень высока. Происходящее в одной стране неизбежно влияет на весь мир – это касается и безо­пасности, и сотрудничества. Вот это понимание, я считаю, значительно отличает СВМДА от других региональных структур, повестка дня которых зачастую сконцентрирована на более узких направлениях или имеет меньший географичес­кий охват.

Но при этом я хочу особо подчерк­нуть, что СВМДА ни в коем случае не конкурирует ни с кем – это наш главный посыл. СВМДА – обширная площадка, она имеет свою нишу и никогда не будет претендовать на то, чтобы занять нишу какой-либо другой организации или объединения. Мы нацелены не на соперничество, а на сотрудничест­во, развитие синергии.

Последние годы мир претерпевает серьезные изменения, в том числе новые вызовы и угрозы возникают в сфере обеспечения безопасности. Какое место в повестке дня СВМДА занимает этот вопрос?

– «Новые угрозы» – термин, который в СВМДА пришел из международной дипломатии, но большинство из этих угроз, к сожалению, старо как мир – организованная преступность, терроризм, экстремизм, нелегальная миграция, наркотрафик и так далее. Новыми эти угрозы сделало понимание того, что они имеют межгосударственное значение, и бороться с ними надо, прилагая совместные усилия, сотрудничая в международном формате.

Безусловно, есть и действительно новые вызовы, актуализированные текущей ситуацией, такие как, например, обеспечение биологической безопаснос­ти или борьба с изменением климата. Но и здесь подходы те же самые – эти проблемы просто невозможно решить в одной конкретно взятой стране. Чтобы по-настоящему справиться с такими вызовами, нужно, чтобы соответствующая работа скоординированно проводилась всеми государствами.
Коронавирус очень наглядно продемонстрировал этот принцип: нельзя вылечить одно государство от вируса, а соседние – нет. Пока есть хоть одна страна, уязвимая перед вирусом, – уязвим весь мир, поскольку рано или поздно тот опять начнет распространяться.

Как я уже говорил, новым вызовам и угрозам в деятельности СВМДА посвящен отдельный кластер, и здесь особое внимание уделяется мероприятиям и инициативам, которые помогают странам наладить продуктивную кооперацию через обмен информацией, вырабатываются общее понимание и общие подходы к решению проблем. Это очень важно, потому что если не будет доверия и определенной «совместимости», например, в действиях между спецслужбами, занимающимися противодействием тем или иным угрозам, если не будет общей методологии и общего видения ситуации, то не будет и полноценного международного сотрудничества. Это будет «глухой телефон», который сведет эффективность односторонних усилий на нет.

Многие вызовы и угрозы обретают новый масштаб в условиях глобализации, и международная кооперация необходима для того, чтобы элиминировать рис­ки, связанные с возрастающей взаимосвя­занностью.

Вы отмечали, что и до СВМДА предпринимались попытки соз­дать в Азии структуру, которая бы занималась вопросами безопасности. Но на практике реализовать ее получилось только сейчас, с созданием совещания. Как, по Вашему мнению, на успехе этой инициативы сказался тот факт, что автором ее был Казахстан?

– Идея создания системы безо­пасности для Азии была востребована самой жизнью. Важно было вовремя ее уловить, предложить и последовательно продвигать.

Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев именно это и сделал. Причем да, Казахстан оказался как раз той страной, которая сумела сделать так, что в идею поверили, не увидели в ней геополитического подвоха.

Тут сыграл свою роль комплекс факторов. В первую очередь уже к 1992 году Казахстан на деле подтвердил свою приверженность миростроительству: страна закрыла Семипалатинский испытательный ядерный полигон и отказалась от четвертого по размеру в мире ядерного арсенала – уникальный случай в истории человечества. Инициатива в области безопасности, исходящая от страны, доказавшей, что ради этой самой безопасности она готова на решительные действия невоенного характера, конечно же, привлекла внимание и вызвала доверие.

Не менее важный фактор – личная харизма и авторитет Нурсултана Назарбаева, который также формировался и укреплялся благодаря конкретным и успешным миро­творческим усилиям. Елбасы в разное время занимался и карабахским урегулированием, и межтаджикским диалогом. Из совсем недавних примеров – это его роль в деэскалации и нормализации отношений между Россией и Турцией.

Еще ранее Нурсултан Назарбаев­ предпринимал усилия по разблокировке переговоров международной «шестерки» с Ираном по ядерной программе этой страны, без которых вряд ли удалось бы достичь договоренностей в Вене в 2015 году и принять Совместный всеобъемлющий план действий.
То есть СВМДА – это инициатива, исходящая от Лидера, который проявил себя как истинный миротворец, и от страны, чья главная геополитическая амбиция – это опять-таки миротворчество. Благодаря этому год от года росло доверие к совещанию и развивалось взаимодействие в его рамках.
И в высшей степени справедливо, что главы государств – членов СВМДА в декларации, принятой по итогам Пятого саммита в Душанбе, признали Елбасы основателем совещания.

Резюмируя, хочу сказать, что народ Казахстана может гордиться своей страной, которая за 30 лет своей независимости сделала очень многое для мира и сотрудничества в глобальном масштабе. Это, поверьте, не просто слова – это реальность. И казахстанцы могут по праву гордиться своими дипломатами, которые вносят свой ценный вклад в достижения и успехи Казахстана в целом.
Автор:
Юлия Магер
09:47, 8 Февраля 2021
0
8919
Подписка

Популярное

Читайте также